Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 14:51, реферат

Описание работы

Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора. Надзор за исполнением закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Акты прокурорского надзора: протест, представление, предписание, официальное предупреждение, постановление.
-

Работа содержит 1 файл

Прокурорский надзор.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

При прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской  прокуратуре могут образовываться коллегии (ст. 20). Они выполняют функцию  совещательного органа при соответствующей  прокуратуре и рассматривают  наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться отчеты и объяснения глав органов государственного управления и контроля, предприятий, организаций, учреждений, других должностных лиц по вопросам исполнения закона.

В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный прокурор РБ (в качестве председателя), его первый заместитель и заместители (по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и заместители по должности и другие прокурорские работники. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором РБ по представлению соответствующего прокурора.

В структуре  прокурорских органов можно также  выделить следственный аппарат. Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников ( заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственный  аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним состоит  из старших следователей по важнейшим  делам, следователей по важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).

Следственный  аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.

Следователи прокуратуры  проводят расследования по делам  о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, а также по любым другим по указанию прокурора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные отрасли  прокурорского надзора.

2.1. Общий надзор(надзор  за исполнением  закона органами  власти  и управления, предприятиями, учреждениями  и организациями, должностными лицами и гражданами).

В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями прокурорского  надзора». Все они закреплены в  разделе III Закона о прокуратуре, где  каждой из них посвящена отдельная  глава.

Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за исполнением закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом этой отрасли надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в ст. 2 Закона о прокуратуре, т.е. республиканскими и местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности,  внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, другими общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Существует ряд  ограничений: при проведении надзора  прокуратура не вмешивается в  оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций  и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют непосредственного прокурорского реагирования.

В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя  все виды пропускных режимов, входить  на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подведомственности, а также иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений, других актов, необходимых документов и материалов, статистики. Он может назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам, донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором.

В процссе проверки прокурор может вызывать к себе должностных  лиц и граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации об источниках доходов.

В компетенцию  прокуроров в пределах общего надзора  также входит проверка законности административного  задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

Если в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то он (или его заместитель) вправе:

·опротестовать  акты поднадзорных органов, а также решения и действия должностных лиц.

·опротестовать  в установленном порядке постановления  по делам об административных правонарушениях.

·вносить представления  с требованиями об устранении нарушений  закона, причин нарушений и условий, которые им способствуют, выносить предписания об устранении нарушений закона.

·официально предупреждать  должностных лиц, граждан о недопущении  ими дальнейших нарушений закона.

·в установленном  порядке решать вопросы о привлечении  виновных к уголовной либо административной, возбуждать дисциплинарные дела, ставить вопросы о роспуске местных Советов, которые не выполняют требований законодательных актов.

·оспаривать в  судах необоснованное отклонение протеста на противоречащий закону правовой акт  или оставление его без рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, а также граждан и юридических лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы.

2.2. Надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Второй отраслью надзора является надзор за исполнением  законов органами, которые выполняют  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Сущность этой отрасли раскрыта в гл. 2 раздела III Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного надзора является исполнение всеми органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований закона с целью обеспечения защиты личности, государства и юридических лиц от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом порядка рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и закрытия уголовных дел, а также соблюдения сроков ведения расследования и содержания под стражей.

Также целью  этой отрасли надзора является недопущение  незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, соблюдение при ведении следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному рассмотрению всех обстоятельств, которые могут смягчить или усугубить ответственность обвиняемого, строгое сохранение прав и законных интересов участников процесса и других граждан.

В рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, им способствующих.

В процессе осуществления  надзора прокурор имеет право:

·проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях.

·требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы  и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

·рассматривать  и решать жалобы на действия и решения  лиц, проводящих дознание и предварительное  следствие.

·отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав следственных подразделений и органов дознания.

·санкционировать  взятие лица под стражу, проведение обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную  корреспонденцию, прослушивание телефонных и других переговоров, эксгумацию, помещение обвиняемого или подозреваемого, которые не содержатся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, снятие обвиняемого с должности.

·увеличивать  и устанавливать срок расследования  и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом.    

·возвращать уголвные дела на дополнительное расследование.

·лично участвовать  в проведении дознания и предварительного следствия, а также проводить  отдельные следственные мероприятия или следствие в полном объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому работнику.

·забирать от органов  дознания и передавать следственному  подразделению любое уголовное  дело, а также забирать дело у  одного следователя и поручать начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью более полного и объективного расследования.

·возбуждать уголовные  дела и передавать их по подследственности, приостанавливать или закрывать  дела, подтверждать обвинительные заключения, направлять уголовные дела в суд.

·при необходимости  требовать от начальников органов  внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов  дознания проведения проверок в подчиненных  им органах в целях устранения нарушений закона. 

Указания Генерального прокурора РБ по вопросам следствия  и дознания, которые не требуют  законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Другие права  и обязанности прокурора при  осуществлении надзора по данной отрасли могут регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и другими законодательными актами Республики Беларусь.

 2.3. Надзор за соблюдением законности и обоснованности судебных решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

 Предметом  следующей отрасли надзора—надзора  за соответствием закону судебных  решений—является законность и  обоснованность решений, приговоров  и других индивидуально-правовых  актов по гражданским, уголовным  делам и делам об административных правонарушениях.

При осуществлении  надзора за соответствием закону судебных решений, прокурор имеет право (а в случаях, предусмотренных  законом—обязан):

·участвовать  в заседаниях суда, в судебном разбирательстве  по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам.

·в случаях  и в порядке, предусмотренных  законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам суда (судьи).

·направлять в  суд представления о пересмотре решений и других актов по гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

·в пределахсвоей  компетенции потребовать из суда любое дело (группу дел), по которой  решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и вносить протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его компетенции, обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении протеста.

·отозвать внесенный  им протест на акт суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей).

  В пределах  своей компетенции прокурор участвует  в рассмотрении судом первой  инстанции гражданских и уголовных  дел, дел об административных  правонарушениях в случаях, когда  это предусмотрено законом или  признано необходимым самим прокурором. Объем и пределы полномочий при этом регулируются процессуальным законодательством.

В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо, проводившее расследование, не может участвовать в процессе в качестве обвинителя.

Информация о работе Прокурорский надзор