Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:36, контрольная работа
Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодежи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идеологического и нравственного воспитания молодежи.
Содержание
Введение 3
Функции прокуратуры в отношении несовершеннолетних 5
Надзор за исполнением законов в отношении несовершеннолетних 9
Заключение 11
Список литературы 13
ИНСТИТУТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
«Прокурорский надзор»
на тему:
«Прокурорский
надзор за исполнением законов о несовершеннолетних»
Выполнил:
студент *** группы ? курса
заочного отделения
Иванов Иван Иванович
№ зачетной книжки: *****
Проверил:
к.ю.н.
Огородник А.А.
Санкт-Петербург
Пушкин
2012
Содержание
Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодежи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идеологического и нравственного воспитания молодежи.
Во многих зарубежных странах на прокуратуру возлагаются, в основном, функции уголовного преследования и поддержания государственного обвинения в суде.
Функции российской прокуратуры значительно шире: у нас прокуратура является еще и органом надзора, обеспечивающим точное и единообразное исполнение Конституции РФ и действующих на ее территории законов.
Конституционно закреплен приоритет прав и свобод человека и гражданина. С принятием Конституции РФ 1993 г. начался новый этап в становлении России как демократического правового государства. И деятельность прокуратуры должна соответствовать институтам правового государства, смыслом работы которых является государственная забота о своих гражданах, обеспечение неукоснительного соблюдения их прав и свобод.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» закрепил как основополагающий принцип деятельности прокуратуры обеспечение соблюдения Конституции РФ и прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого приоритета строится сегодня и вся система прокурорского надзора по его различным направлениям.
В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское и правовое становление. Важная роль в выполнении этих задач принадлежит органам прокуратуры. Однако, как отмечает Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 188 от 26.11.07 г. «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ» и иных директивах, органы прокуратуры не всегда используют свои полномочия, часто действуют в отрыве от реальных проблем, рожденных жизнью. Прокуроры мало внимания уделяют вопросам прав и законных интересов несовершеннолетних, надзору за условиями семейного и школьного воспитания. Не изжита еще тенденция сводить перевоспитание педагогически запущенных подростков к применению различного рода наказаний.
Прокуратура в России, помимо участия в суде и уголовного преследования, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (в том числе преступностью несовершеннолетних); принимает меры по предотвращению совершения преступлений; надзирает за законностью процессуальной деятельности органов, осуществляющих предварительное расследование, дознание и оперативно-розыскную деятельность, за законностью в деятельности органов и учреждений, исполняющих судебные решения; осуществляет надзор за законностью правовых актов, которые принимаются органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, руководителями предприятий и учреждений, за тем, чтобы эти правовые акты полностью соответствовали Конституции РФ.
В механизме нашего государства прокуратура играет особую, свойственную только ей роль. Идея разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную французского просветителя Шарля Монтескье получила распространение в Конституциях многих государств. Однако, как верно отметил главный «архитектор» Конституции США Джеймс Медисон, разделение властей должно сопровождаться системой «сдержек и противовесов». Ключевым элементом этой системы в нашей стране как раз и является прокуратура.
Три фундаментальные ветви власти обязательно должны быть дополнены инструментами контроля и сдерживания любой из них. В условиях России эту роль выполняют органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.
Функции
нашей прокуратуры
Если законы, издаваемые законодательной ветвью власти, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются; если вовремя и с должным эффектом не выносятся и не исполняются приговоры и решения суда, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдается безвластие или возвышение какой-то иной власти, например, криминальной.
Важность прокурорского надзора в России обусловлена тем, что он постоянно взаимосвязан с другими конституционными органами власти, обеспечивает не только систему «сдержек и противовесов», но и взаимодействие ветвей власти, верховенство Закона, единство и целостность государственной политики.
Мировая практика показывает, что подобные функции, при отсутствии такого единого органа, как в России, выполняют другие государственные органы власти, к примеру, конституционные суды, счетные палаты, государственные контролеры, суперинтенданты, омбудсмены, уполномоченные по правам человека и т.д. На наш взгляд, передача функций прокуратуры исполнительной либо судебной власти приведет к разрушению исторически сложившейся в нашем государстве системы «сдержек и противовесов», усилит опасность нарушения законов.
И исполнительные органы, и судебные применяют законы, нарушение которых может привести к тяжким последствиям. Без независимого прокурорского надзора практически не будет механизма реагирования на нарушение законов судами. А если подчинить прокуратуру исполнительной власти, то получится, что последняя возвысится над двумя другими ветвями власти – законодательной и судебной, и теория разделения властей утратит свой смысл.
Одним из видов обширной надзорной деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Данный вид надзора универсален и распространяется на все учреждения, органы и ведомства, законодательное регулирование деятельности которых так или иначе связано с проблемами граждан в возрасте до 18 лет.
Дети, будучи уязвимыми, нуждаются в особой заботе и охране. Именно государство в лице уполномоченных органов обязано защитить ребенка от любых форм насилия и дискриминации, принять все меры по защите его прав. Эти основополагающие принципы закреплены в Конвенции ООН «О правах ребенка». В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, Конвенция ООН «О правах ребенка» и другие международно-правовые акты, такие как, например, Минимальные Стандартные Правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские Правила», 1985 г.), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы», 1990 г.), являются составной частью правовой системы нашего государства и подлежат неукоснительному исполнению.
Именно на данном направлении прокурорского надзора наиболее полно раскрывается деятельность прокуратуры как правозащитного органа. Органы прокуратуры у нас, как бы парадоксально это не выглядело, выполняют функции «социальных адвокатов» по защите прав наименее защищенных слоев населения (несовершеннолетних, инвалидов, пожилых граждан, матерей-одиночек, других лиц, имеющих несовершеннолетних детей и нуждающихся в социальных гарантиях и т.п.). Но, в отличие от адвокатов, прокуратура как орган государственной власти имеет в своем распоряжении достаточно мощный инструмент воздействия, который мы называем мерами прокурорского реагирования.
Российская
прокуратура стремится к
В России имеется правовая база для формирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних – ювенальной юстиции.
Законодательные акты Российской Федерации, прежде всего, Конституция, Семейный кодекс, Уголовный и Уголовно-процессуальный, Гражданский и Гражданский процессуальный, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс и другие законы, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов при расследовании и судебном рассмотрении дел с их участием либо затрагивающих их интересы, а также при рассмотрении семейных, наследственных, жилищных и трудовых вопросов взаимоотношений в семье с несовершеннолетними детьми.
Прокуратура в ходе проверок устанавливает различные факты ненадлежащего исполнения законодательства.
Например,
закон предусматривает
Выясняя причины таких нарушений, органы прокуратуры установили, что на территории области недостаточно развита сеть социальных приютов. Именно органы прокуратуры выдвинули перед органами исполнительной власти предложение о расширении сети таких учреждений
При изучении конкретных уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, попадающих в поле нашего зрения, прежде всего мы обращаем внимание на личность подростка и причины, побудившие его совершить преступление. Если несовершеннолетний ранее привлекался к уголовной либо административной ответственности, состоял на профилактическом учёте в соответствующих органах и службах системы профилактики, то первопричины совершения им повторных противоправных деяний, на наш взгляд, необходимо искать в неудовлетворительной работе этих органов и служб (подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления, органов образования, соцзащиты, уголовно-исполнительных инспекций и т.д.). В каждом конкретном случае районным и городским прокурорам поручается провести соответствующую проверку с принятием мер реагирования в отношении должностных лиц перечисленных структур. При необходимости (если речь идёт о неудовлетворительной работе руководителей этих служб либо о системном характере выявленных нарушений) принимаются меры реагирования на уровне руководства прокуратуры области и соответствующих областных структурных подразделений и ведомств.
Точно так же не оставляя без внимания подростков, совершивших преступления и правонарушения по причине социальной неустроенности, семейного неблагополучия, безнадзорности и ненадлежащего исполнения обязанностей родителями либо заменяющими их лицами.
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних