Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:35, реферат
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры , содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.
Введение…………………………………………………………………..
1. Задачи, стоящие перед органами прокуратуры………………………
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры ………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………
Тема:
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЛАН: 1.
Введение…………………………………………………………
1. Задачи, стоящие перед органами прокуратуры………………………
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры ………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………
Введение.
Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.
Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)- что означает -забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
Нормативным источником для деятельности органов прокуратуры до 1992 года являлся во всех союзных республиках общесоюзный закон о прокуратуре СССР, в союзных республиках в силу строгой централизации органов прокуратуры не было своих республиканских законов о прокуратуре. С принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных . Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях катастрофического роста преступности в РФ , в том числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры , содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.
Закон
«О прокуратуре Российской Федерации»
сохранил традиционно сложившиеся
отрасли прокурорского надзора
и основные направления деятельности
органов прокуратуры, тем не менее
каждое из них претерпело определенную
трансформацию. Следует иметь в виду, что
в процессе реализации судебной реформы
и дальнейшего совершенствования всех
отраслей права невозможно обойтись без
глубокого и обстоятельного познания
всех нововведений в законодательстве.
1.Понятие и задачи, стоящие перед органами прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Органы прокуратуры выполняют
задачи, сформулированные в
Всей своей деятельностью органы прокуратуры призваны воспитывать должностных лиц и граждан в духе неуклонного исполнения возложенных на них Конституцией обязанностей, строгого соблюдения предписаний законодателя.
Определяя сущность и назначение прокурорского надзора в каждой из его отраслей, Закон «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор РФ в своих приказах руководящего характера ставят перед прокурорами конкретные задачи по выявлению, устранению и предупреждению на будущее нарушений или отступлений от закона. В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые указанными государственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства РФ и правительств республик в составе РФ. Перед органами прокуратуры поставлена также задача, чтобы общий надзор стал надежной преградой на пути местничества и ведомственности, подрывающих основы законности в государстве, ее единства и неуклонного исполнения. Прокуроры призваны содействовать обеспечению твердого правового режима переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, внедрению принципов хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
В уголовно-процессуальном законе сформулированы также задачи прокуроров в различных стадиях судебного разбирательства уголовных дел: при принятии судом уголовных дел к производству и выполнении по ним необходимых процессуальных действий (ст. 221-228 УПК); при поддержании прокурором государственного обвинения по уголовным делам (ст. 248 УПК); в случаях опротестования прокурором незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений судов (ст. 325, 342-347 УПК); при производстве по уголовным делам в порядке надзора (ст. 371, 375 и 377 УПК); при исполнении приговоров, определений и постановлений суда (ст. 356-370 УПК); при возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 384-386 УПК).
Задача прокуроров состоит в повышении воспитательного значения судебных процессов, их предупредительного значения в отношении склонных к правонарушениям граждан. В стадии исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи, сформулированные в Законе «О прокуратуре РФ», а также УПК и ИТК.
Они состоят в следующем:
Основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры были выработаны еще В.И.Лениным:
- надзор прокурора не только за точным, но и за единообразным исполнением законов; единство и централизация органов прокуратуры;
-независимость их от местных органов власти.
Эти принципы нашли законодательную регламентацию в Положении о прокурорском надзоре 1922 г. Их охрана обеспечивалась рядом гарантий, в том числе правовых и нравственных. Практика государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства последних лет выработала ряд новых принципов, являющихся в настоящее время основополагающими. В концентрированной форме принципы организации и деятельности советской прокуратуры нашли отражение в Законе «О прокуратуре РФ», принятом 17 января 1992 г. В сопоставлении с Законом «О прокуратуре СССР» (1979 г.) перечень этих принципов несколько расширен, что отражает особенности политического и государственного строительства в современных условиях.
Необходимо подчеркнуть, что закрепленные в Конституции РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», а также в иных законах принципы регулируют не только порядок организации органов прокуратуры, но и деятельность прокуроров, как по установлению, так и по устранению нарушений закона. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности органов прокуратуры носят общеобязательный характер, т.е. их соблюдение, предъявляемое не только к прокурорам, но и ко всем органам государственной власти и управления, политическим партиям и общественным движениям, должностным лицам, за законностью деятельности которых осуществляют надзор прокуроры.
Эти принципы обязательны и для граждан,
за соблюдением законов которыми прокуроры
осуществляют надзор. Закон «О прокуратуре
СССР» 1979 г. это положение относил к числу
требований, предъявляемых к лицам, назначаемым
на должности прокуроров и следователей,
а не к принципам организации и деятельности
прокуратуры.
2.
Система, структура
и организация органов
прокуратуры.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом «О прокуратуре РФ» (ст. 10) органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному прокурору РФ.
Прокуратура как государственный орган строится в соответствии с административным и федеративно-государственным устройством страны, установленным Конституцией РФ. Возглавляет систему органов прокуратуры, с присущими только ему полномочиями, Генеральный прокурор РФ, назначаемый на эту должность Советом Федерации по постановлению президента Российской Федерации. Его полномочия определены Конституцией РФ, Законом «О прокуратуре РФ», а также законодательством по различным отраслям права (уголовно-процессуальным, гражданско- процессуальным, трудовым, исправительно-трудовым и т.д.).
В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург и другие есть по несколько районов, в каждом из которых имеется прокуратура. Прокуратура этих городов как самостоятельное подразделение входит структурно в прокуратуру края, области или города. Прокурор города главным образом осуществляет организационные функции, не подменяя при этом прокурора области или края по осуществлению ими функций процессуального характера.
В систему органов прокуратуры входят также военные, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно- трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры воинских частей. Территориальные, а также указанные выше специализированные прокуратуры в своей совокупности и составляют стройную систему органов прокуратуры.
Переходя к рассмотрению структуры различных ее звеньев, необходимо отметить, что действующая структура Генеральной прокуратуры РФ определена Законом «О прокуратуре РФ». Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор. Он имеет первого заместителя и заместителей. Распределение обязанностей между ними осуществляется Генеральным прокурором. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия, как совещательный орган при Генеральном прокуроре, в составе Генерального прокурора (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей (по должности), других работников органов прокуратуры. К их числу относятся, главным образом, руководители ведущих управлений и отделов. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ имеются управления и отделы по традиционно сложившимся отраслям и направлениям деятельности органов прокуратуры: общий надзор, надзор в стадии производства дознания и предварительного следствия, надзор в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также надзор в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов. Весьма существенные преобразования произведены Генеральным прокурором в структуре управления общего надзора