Прокуратура: понятие, задачи, принципы организации деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:13, контрольная работа

Описание работы

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре РФ, это: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.
Знание и соблюдение этих принципов имеет большое значение для обеспечения эффективности функционирования прокуратуры в системе государственных органов. Целью представленной работы и является рассмотрение основных принципов организации и деятельности прокуратуры.

Содержание

Введение ________________________________________________________3
Понятие прокуратуры______________________________________________4
Задачи прокуратуры _______________________________________________5
Принципы организации деятельности органов прокуратуры _____________7
Заключение ______________________________________________________11
Список литературы __________________________

Работа содержит 1 файл

Прокуратура.docx

— 36.77 Кб (Скачать)
  • Приведение в исполнение наказаний

         Прокуратура не только орган дознания, но и согласно § 451 Уголовно

         процессуального кодекса орган, приводящий наказания в исполнение. Она принимает решения, необходимые для производства и контроля исполнения вступившего в силу решения по уголовному делу, т.е. приговоров или равнозначных решений.

         Это касается исполнения решения по наказаниям в виде лишения свободы и мерам по исправлению и безопасности, также как взыскания требований из денежных штрафов, в общем, и денежных штрафов за нарушение общественного порядка, а также наказаний в виде запрета участия в дорожном движении и побочных наказаний.

  • Другие задачи прокуратуры

         Другими задачами прокуратуры являются участие  в делах по помилованию и делах по возмещению ущерба.

         После окончательного завершения уголовного дела прокуратура обязана хранить акты в архиве. Сроки хранения зависят от тяжести преступлений и размера наказания. 

         Принципы  организации деятельности органов прокуратуры

     «Принципы - основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение организации  и деятельности какой-либо публичной  структуры. Применительно к прокуратуре  это закрепленные в законе основополагающие положения, в которых выражено государственное  назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов  надзора за исполнением закона и  указывается на ее место в системе  публично-правовых структур государства.

     В соответствии со ст. 129 Конституции  РФ и Федеральным законом «О прокуратуре  Российской Федерации» устанавливаются  следующие основные принципы организации  и деятельности прокуратуры: единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.

     Принцип единства системы заключается в  том, что все органы прокуратуры: городские, районные, субъектов РФ, военные и иные специализированные прокуратуры - составляют единую систему. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

     Принцип единства означает, что перед всеми  органами прокуратуры стоит общая  цель обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и  гражданина, охраняемых законом интересов  общества и государства». Организация  и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задам регулируется единым, общим для всех прокуратур страны законодательным актом - Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации».

     «Подчеркивается, что каждая прокуратура, выполняя свои профессиональные обязанности на соответствующей  территории или в сфере правовых отношений, действует от имени Российской Федерации в целом как единая федеральная система, и принимаемые  ею акты (протесты, представления, постановления) имеют одинаковую юридическую силу».

     Каждый  прокурор наделен в пределах своей  компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. То же относится  и к единым средствам реализации полномочий в сфере общего надзора, надзора за учреждениями, исполняющими уголовное наказание, и к другим направлениям деятельности прокуратуры.

       «Принцип централизации состоит  в том, что все прокуратуры  действуют на основе подчинения  нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ». Важность такого подхода обусловлена тем, что обеспечение единой законности на всей территории страны возможно при условии проведения единой линии практической деятельности всех органов прокуратуры, едином руководстве Генерального прокурора РФ со строгим подчинением ему всех нижестоящих прокуроров.

     Следует отметить, что централизм в деятельности прокуратуры не отменяет самостоятельности  прокуроров и следователей при принятии конкретных решений, особенно в сфере  уголовного судопроизводства.

     Единоначалие  в деятельности прокуратуры находит  сочетание с коллегиальностью при  принятии решений по актуальным вопросам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной прокуратуры  РФ, коллегии в прокуратурах субъектов  РФ обсуждают и выносят постановления, которые, несмотря на их рекомендательный характер, способствуют принятию руководителем  прокуратуры наиболее взвешенных и  эффективных решений.

     Принцип независимости заключается в  том, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений на основе материалов проверок и расследований, осуществляемых в соответствии с  требованиями полноты и объективности  их проведения.

     Воздействие в какой-либо форме органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

     «На практике недопустимые воздействия  осуществляются в различных формах: от предложения привилегий и льгот  до прямых угроз физического воздействия. В последнем случае должны применяться  меры, предусмотренные Федеральным  законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и иные меры, возложенные на службу собственной безопасности органов прокуратуры.

     Независимость прокуратуры предусматривает и  исключение вмешательства все деятельность отдельных должностных лип, представителей средств массовой информации с требованиями о предоставлении информации, затрагивающей  такие вопросы, которые еще не нашли окончательного разрешения или  составляют государственную или  служебных тайну. Законом установлено, что прокуроры и следователи  не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять  их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в  порядке, предусмотренных федеральным  законодательством.

     Принцип независимости включает и обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Статистическая и иная информация, справки, документы, необходимые для работы прокуроров и следователей, представляются безвозмездно. Неисполнение их законных требований, а также уклонение от явки по вызову прокурора и следователя влекут за собой установленную законом  ответственность».

     Важным  фактором обеспечения независимости  являются требования, ограждающие прокуроров и следователей от недопустимого  воздействия, путем запрещения занятий  отдельными видами деятельности. Прокуроры  и следователи не могут быть членами  выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и  органами местного самоуправления. Они  не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в  их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры  не допускаются. Прокуроры и следователи  в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники  не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или  безвозмездной деятельностью, кроме  преподавательской, научной и творческой.

     Принцип законности означает, что органы прокуратуры  осуществляют свои функции в строгом  соответствии с действующим законодательством. Конституционная норма об обязанности  всех органов власти, должностных  лиц, граждан и их объединений  соблюдать Конституцию РФ и законы считается основой демократического общества и государства, а для прокуроров не только организующим началом, но и методологической основой их деятельности. Принцип законности с позиций деятельности прокуратуры включает две стороны проблемы: обеспечение точного исполнения законов всеми участниками общественных отношений и обеспечение этого требования в деятельности самих органов прокуратуры.

     Принцип обеспечения законности реализуется  органами прокуратуры при осуществлении  всех ее функций: осуществлении надзора  за исполнением законов, соблюдением  прав и свобод граждан, надзора за органами расследования преступлений, участии в рассмотрении дел судами и т.д.

     При проведении проверок и расследований  прокуроры и следователи нередко  сталкиваются с пробелами в законодательстве, несовершенством действующих законов  и их отставанием от потребностей жизни. Один из возможных путей влияния  прокуроров на укрепление законности - их участие в правотворческой  деятельности. Закон дает прокурору  право вносить в органы, обладающие правом законотворческой инициативы, предложения о совершенствовании законодательства. К сожалению, права прямого обращения с законопроектами в Парламент страны прокуратура до сих пор не имеет.

     Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает также, что каждый правовой акт, исходящий  от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное  действие должно быть основано на законе и выполняться в тех формах, которые закон предусматривает. Только такой подход, базирующийся на высоких профессиональных и моральных  качествах исполнителей, может гарантировать  успешную деятельность прокуратуры  на всех порученных ей участках.

     Принцип гласности обязывает прокуратуру  действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям  законодательства об охране прав и  свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Важное значение принципа гласности в том, что общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи получают поддержку населения.

     Согласно  Федеральному закону «О прокуратуре  Российской Федерации» органы прокуратуры  обязаны информировать население  о состоянии законности. В этих же целях в составе Генеральной  прокуратуры РФ создано самостоятельное  структурное подразделение - Центр  информации и общественных связей с  обязанностями информировать через  печать, радио и телевидение граждан, широкую общественность о состоянии  законности в стране и в отдельных  регионах и принимаемых мерах  по борьбе с преступностью и нарушениями  законности.

     Еще одно проявление гласности - ежегодное  представление Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии  законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.

     Как было отмечено ранее, федеральным законодательством  устанавливаются пределы гласности, прежде всего это относится к перечню сведений, не подлежащих разглашению, в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г № 5485-1«О государственной тайне».

     С охраной конституционных прав и  свобод граждан связаны и нормативные  решения о сведениях, не подлежащих разглашению, к которым отнесены тайна следствия и судопроизводства, а также сведения, доступ к которым  ограничен: врачебная, нотариальная, адвокатская  тайны, тайна усыновления (удочерения), тайна переписки и телефонных переговоров, коммерческая тайна.

       Но при этом право следователя закрывать информацию о находящихся у него в производстве уголовных делах не означает ущемления гласности в деятельности прокуратуры и имеет целью охрану прав и интересов граждан и соблюдения принципа презумпции невиновности, в соответствии с которым либо может быть признано преступником лишь на основании приговора, суда, вступившего в законную силу. 
 
 
 

         Заключение 

     Принципы  организации и деятельности прокуратуры  РФ являются важнейшими исходными положениями, на которых базируется все законодательство, регламентирующее прокурорский надзор, с целью определения полномочий, характера правовых средств и  методов надзора за исполнением  закона.

     Принципы  единства и централизации заключаются  в том, что все органы прокуратуры  составляют единую систему на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

     Принцип законности означает, что органы прокуратуры  осуществляют свои функции в строгом  соответствии с действующим законодательством.

     Принцип независимости декларирует наличие  собственной компетенции органов  прокуратуры, в осуществление которой  недопустимо вмешательство, воздействии  в какой-либо форме других государственных  органов, общественных объединений, средств  массовой информации и др.

     Принцип гласности обязывает прокуратуру  действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям  законодательства об охране прав и  свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне.

Информация о работе Прокуратура: понятие, задачи, принципы организации деятельности