Принудительные меры медицинского характера: понятие и цели применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Определение понятия принудительных мер медицинского характера в уголовном праве, выяснение юридической природы, целей и правовых оснований применения к лицам, страдающим психическими расстройствами, имеет принципиальное значение для реализации на практике законоположений, соблюдении и защите прав и законных интересов таких лиц. Конституция Российской Федерации, федеральные законы и нормы международного права достаточно определённо регламентируют основания, порядок и условия применения к лицам, страдающим психическими расстройствами, к алкоголикам, наркоманам, токсикоманам и тому подобным лицам, специфический вид мер безопасности – принудительные меры медицинского характера в уголовном праве.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды и правовая природа принудительных мер медицинского характера 4
2. Цели и порядок применения принудительных мер медицинского характера 13
2.1 Цели принудительных мер медицинского характера 13
2.2 Проблемы правового регулирования исполнения принудительных мер медицинского характера 20
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Впервые УК РФ закрепляет цели принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст. 98 к  ним относятся: излечение лиц  или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК. Исходя из содержания данной статьи эти цели можно разделить  на медицинские и правовые (юридические). Цель медицинского характера определяется альтернативно: «излечение» либо «улучшение психического состояния» психически больных лиц. Целью правового характера является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний. 2

     Цели принудительных мер медицинского характера, не соединенных  с наказанием, являются по своему содержанию исключительно лечебными, имеют  самостоятельное значение и не соотносятся  с целями уголовной ответственности. Представляется, что целями принудительных мер медицинского характера, не соединенных  с наказанием, являются излечение  лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых общественно  опасных деяний. Как видно, ст. 98 УК РФ отражает именно эти цели.3

     Определяя цели принудительных мер медицинского характера, соединенных с наказанием, следует  учитывать, что они являются «этапом» в достижении целей уголовной  ответственности. Таким образом, при  достижении целей уголовной ответственности  наказание является основным, а принудительные меры медицинского характера - дополнительным средством ее реализации. Признавая, что наказание направлено на достижение единственной цели - предупреждение преступлений, представляется, что целями принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц или улучшение их психического состояния. Выделение цели предупреждения преступлений в отношении принудительных мер медицинского характера является излишним. Поскольку указанные меры всегда применяются в совокупности с наказанием, достаточным является указание на цель предупреждения применительно к наказанию. Обоснованно указывается, что «достижение цели предупреждения новых преступлений со стороны лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в большей мере применимо к наказанию, которое им может быть назначено наряду с применением принудительных мер медицинского характера»4.

     Излечение означает выздоровление лица, то есть полное исчезновение психического расстройства. Справедливо отмечается, что термин «излечение» следует понимать более  широко, чем выздоровление, так как  понятие «принудительное лечение» включает в себя не только лечение  как таковое, но и содержание в  стационаре с определенным режимом, соответствующим характеру психического заболевания  и  степени общественной опасности лица.5

     Поскольку в  результате лечения далеко не всегда удается достигнуть выздоровления  или полного исчезновения психического расстройства, обоснованным является выделение такой цели, как улучшение  психического состояния.В этом случае психическое состояние лица изменяется таким образом, что оно становится неопасным для себя и общества, хотя и продолжает страдать тем или иным психическим расстройством.

     Цель предупреждения совершения новых общественно опасных  деяний психически больными лицами не тождественна цели предупреждения совершения преступлений, имеющейся у наказания. Это связано с тем, что цель предупреждения преступлений адресована, с одной стороны, лицам, уже совершившим преступление (частная превенция), а с другой - неопределенному кругу лиц, которые могут совершить преступление (общая превенция). В обоих случаях предупредительная функция наказания направлена на всех вменяемых лиц, которые могут осознавать фактический характер своих действий (бездействия) и руководить ими. Что касается цели предупреждения в отношении психически больных лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 97 Уголовного кодекса РФ, то ее содержание не осознается невменяемыми лицами, в отношении которых самостоятельно применяется принудительная медицинская мера, не соединенная с наказанием. В данном случае правовая цель частного предупреждения общественно опасных деяний достигается в зависимости от достижения медицинских целей излечения или улучшения психического состояния. Что же касается цели общего предупреждения, то законодатель обоснованно не включает ее в перечень целей принудительных мер медицинского характера, поскольку, применяя эти принудительные меры, объективно невозможно удержать других психически больных лиц от совершения общественно опасных деяний.6  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Проблемы правового  регулирования исполнения  принудительных мер  медицинского характера

 

     В ходе применения принудительных мер медицинского характера, учитывая цели их применения, может  изменяться психическое состояние  лиц, подвергнутых этим мерам. В интересах  соблюдения прав этих категорий лиц, названных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, исходя из факта невозможности прогнозирования  времени, достаточного для излечения  или улучшения их психического состояния, уголовное законодательство регламентирует вопросы продления, изменения и  прекращения применения принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК РФ). Принципиальными в этом вопросе следует считать положения закона о том, что только суд принимает решение о продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 102 УК РФ), а также об осуществлении регулярного комиссионного освидетельствования лиц, находящихся на принудительном лечении, что позволяет не только решать, но и осуществлять судебный контроль за ходом применения этих мер. Освидетельствование лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров, которая проводит такие освидетельствования не реже одного раза в 6 месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Такое ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. Закрепление в уголовном законе регулярности комиссионного освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся на принудительном лечении, является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов этих лиц.7

     Первое заключение комиссии врачей-психиатров о продлении  применения принудительной меры медицинского характера направляется в суд  по истечении 6 месяцев после его начала, а в дальнейшем комиссионные освидетельствования проводятся по общему правилу, а заключение о необходимости продления этих мер направляется в суд один раз в год.

     Суд продляет принудительные меры медицинского характера при  отсутствии оснований для прекращения  применения или изменения принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 102 УК РФ), иными словами, врачи-психиатры  в заключение должны прийти к выводу об отсутствии существенных изменений  либо отсутствии данных о стойкости  состояния больного и учесть это  состояние с точки зрения опасности  для него и других лиц. Изменение принудительных мер медицинского характера может произойти как в сторону смягчения, так и в сторону перехода к более жесткому его виду. Для изменения принудительной меры медицинского характера необходимо, чтобы не только отпала необходимость в применении ранее назначенной меры, но и возникла необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (ч. 3 ст. 102 УК РФ). Имеются в виду основания применения различных видов принудительного медицинского характера, раскрытых в ст. ст. 100, 101 УК РФ.

     В настоящее  время почти полностью отсутствует  правовое регулирование процесса исполнения принудительных мер медицинского характера.

     Их применение складывается из двух составных частей: назначения и исполнения. Процедура  назначения регламентирована нормами  гл. 51 УПК. Завершается эта процедура  вступлением в силу постановления  суда о применении к лицу принудительной меры медицинского характера определенного  вида (ст. 443 УПК РФ). Сами виды принудительных медицинских мер, равно как основания  и цели их применения, а также  контингент лиц, к которым они  применяются, определены в гл. 15 УК РФ.

     Исполнение принудительных мер медицинского характера начинается с доставки и приема лица в стационарное психиатрическое учреждение (или  с момента начала амбулаторного  наблюдения и лечения), а завершается  вступлением в силу решения суда об их отмене (ст. 102 УК РФ; ст. 445 УПК РФ).

     По своему содержанию сфера исполнения принудительного  лечения сложна и разнообразна. Она охватывает кроме собственно лечебной работы также организацию периодических врачебных освидетельствований для постановки перед судом вопроса о продлении назначенной меры или изменении ее вида; организацию системы безопасности психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение; систему документации, необходимой для надлежащего осуществления принудительного лечения, и др.8 Из всех аспектов рассматриваемой деятельности более или менее удовлетворительно урегулирован законом лишь один - относящийся к основаниям и порядку продления, изменения и отмены принудительных медицинских мер (ст. 102 УК РФ и ст. 445 УПК РФ); прочие ее аспекты были и остаются практически без законодательной регламентации. 
 
 

Заключение

 

     Принудительные  меры медицинского характера являются особым институтом уголовного права. Специфика данного института заключается в том, что он включает в себя как юридические, так и медицинские начала. Принудительные меры медицинского характера, в отличие от других уголовно-правовых мер, могут применяться к лицам, не являющимся субъектами преступления. Указанные меры имеют не только юридические, но и медицинские цели.

     Можно выделить несколько основных причин, актуализовавших  проблему создания целостной концепции  принудительных мер медицинского характера. Во-первых, выявляется все большее  количество лиц, привлекаемых к уголовной  ответственности и обнаруживающих психические расстройства, которые  оказывают влияние на интеллектуально-волевую  сферу, то есть играют существенную роль в этиопатогенезе преступного поведения и определяют пониженную способность прогнозировать последствия своих действий и (или) осознанно руководить ими. При этом зачастую субъект полностью не лишен возможности сознательности и произвольности поведения, когда его способность осознавать свои действия, значение инкриминируемых поступков, руководить ими не утрачена совсем, но по сравнению с общепринятой медико-психологической нормой реально уменьшена. Во-вторых, получил законодательное воплощение новый вид принудительных мер медицинского характера: принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра, в том числе - соединенное с исполнением наказания. В-третьих, в местах лишения свободы оказывается несоразмерно большое количество лиц, страдающих психическими расстройствами. В-четвертых, большая распространенность повторного совершения общественно опасных действий и преступлений лицами, страдающими психическими расстройствами.

Список  используемой литературы

1. Конституция  РФ - М.; Издательство «НОРМА-ИНФРА  - М», 2010 г.

2. Уголовный кодекс РФ - М.; Издательская группа «НОРМА-ИНФРА - М».  2009 г.

3. Антонян  Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение  и психические аномалии. М., 1998.

4. Голоднюк  М. Некоторые вопросы применения  принудительных мер медицинского  характера // Уголовное право. 2001. N 4.

5. Достовалов  С. Цели применения принудительных  мер медицинского характера // Законность. 2000. N 1.

6. Егоров  В.С., Медицинское право, 2005, N 4

7. Назаренко  Г.В. Принудительные меры медицинского  характера в уголовном праве.  Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. М.,2000.

8. Семенцова  И.А. К вопросу о правовой  природе принудительных мер медицинского  характера. - В сб.: Юридический вестник  РГЭА. N 1. Ростов-на-Дону, 1997.

9. Ситковская  О.Д. Психологический комментарий  к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1999.

10. Улицкий  С. Применение принудительного  лечения в стадии исполнения  приговора // Советская юстиция. 1987. N 14.

11. Шишков С. Исполнение принудительных мер медицинского характера (проблемы правового регулирования) // Законность. 2007. № 6. 

Информация о работе Принудительные меры медицинского характера: понятие и цели применения