Принципы уголовной политки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования российского общества весьма противоречив: с одной стороны, создаются основные институты правового государства, законодательство приближается к общеевропейскому уровню, с другой - наблюдается рост преступности, в том числе и организованной, изменяются ее качественные параметры. Все это требует совершенствования законодательной базы уголовного права и уголовного процесса, которая гарантировала бы права и свободы личности и в то же время способствовала бы эффективному противодействию преступности1.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие уголовной политики .……………..………………….4
Глава 2 Принципы уголовной политики и их содержание……………8
Заключение………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Принципы уголовной политики.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

       Сфера действия данного принципа предельно  широка. Он относится ко всем нормам и институтам уголовного права, распространяется на все действия и решения субъектов уголовно правовых отношений, пронизывает все другие принципы и в значительной мере способствует их фактической реализации.

       Принцип равенства граждан перед законом образует фундамент правового статуса граждан в правовом государстве и демократическом обществе. Он закреплен в УК РФ в соответствии со ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ. Данный принцип означает, что «лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 4 УК). Следовательно, все лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от должностного или социального положения, заслуг перед государством и обществом. Закон устанавливает лишь общие признаки, которым должно отвечать лицо, совершившее общественно опасное деяние (способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими (вменяемость)) и возраст, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 19 УК РФ).

       Принцип равенства граждан перед законом  распространяется на всех участников уголовно правовых отношений: лиц, совершивших преступления; потерпевших; лиц, исполняющих и применяющих законы. Таким образом, указанный принцип, как и все иные уголовно правовые принципы, адресован законодателю, правоприменителю и гражданам. Следование принципу равенства законодателем означает такую криминализацию деяний, которая не ставила бы вне ответственности какие-либо категории правонарушителей. Равной должна быть и защита интересов потерпевших.

       При этом криминализация деяний со специальным  субъектом, например должностным лицом, военнослужащим, судьей, за которые другие граждане не наказываются, не является противоречащей данному принципу.

       Принцип вины является одной из важнейших  предпосылок негативной реакции  уголовного закона на поведение его  адресатов. Вина в форме умысла или неосторожности — необходимое условие уголовной ответственности. Данный принцип обязывает суд установить и доказать вину подсудимого и ее форму. Из принципа вины следует, что уголовный закон предусматривает только личную ответственность лица, совершившего общественно опасное деяние. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 5 УК РФ). Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда  не допускается (ч. 2 ст. 5 УК РФ). Это означает, что никакие общественно опасные действия (бездействие) и их последствия не могут явиться основанием уголовной ответственности, если они не определялись психическим отношением лица к своему поведению в форме умысла или неосторожности. Данный принцип находит свое отражение в законодательном определении преступления, которое характеризуется как виновно совершенное общественно опасное деяние (ч. 1 ст. 14 УК РФ), а также наказания, которое применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

       Принцип справедливости тесно связан с другими уголовно правовыми принципами и оказывает на них определенное корректирующее влияние (например, не позволяет превращать законность в формализм, гуманизм — в безнаказанность и т. п.). В соответствии с указанным принципом уголовный закон должен быть справедливым, то есть криминологически и научно обоснованным, не противоречить Конституции РФ, действующим нормам других отраслей права, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. Наказание и иные меры уголовно правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ). Следовательно, суд может назначить справедливое наказание только на основании справедливого закона. Поэтому можно утверждать, что принцип справедливости охватывает как правоприменительную, так и законодательную деятельность, в процессе которой осуществляется определение круга преступных деяний, устанавливаются виды и размеры санкций, которые позволяют суду назначить справедливое наказание.

       Принцип справедливости должен индивидуализировать  ответственность и наказание, что  находит свое выражение как в  установлении в санкциях статей Особенной  части УК РФ видов и размеров наказаний, соответствующих тяжести преступлений, так и в требовании индивидуального подхода к каждому лицу, совершившему преступление (ч. 3 ст. 60 УК РФ). Принцип справедливости предполагает установление в законе уголовной ответственности только за такие действия, характер и степень общественной опасности которых действительно требуют уголовно правового воздействия за его совершение; соответствие установленной в законе уголовной ответственности степени общественной опасности деяния и личности виновного. В ч. 2 ст. 6 УК РФ закреплена важная составляющая принципа справедливости: «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Являясь нравственной категорией, принцип справедливости имеет важное значение для формирования и реализации задач уголовно правовой политики, а также уголовного законодательства.

       Принцип гуманизма, сформулированный в ст. 7 УК РФ, имеет два аспекта: обеспечение безопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение прав лицу, совершившему преступление. В соответствии с указанным принципом уголовное законодательство обеспечивает не только безопасность человека, но и приоритетную защиту его прав и свобод. Принцип гуманизма как этическая категория выражает признание ценности человека как личности, уважение его достоинства при любых условиях и обстоятельствах, поэтому проявляется не только по отношению к членам общества, но и лицам, переступившим закон. Такой подход выражается в том, что наказание и иные меры уголовно правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Гуманное отношение к лицу, совершившему преступление, предполагает запрет на применение жестоких, мучительных и позорящих видов обращения и наказания; экономию мер уголовной репрессии; строгое и точное соблюдение закона правоприменительными органами. Принцип гуманизма ярко выражен в таких институтах уголовного права, как условное осуждение, условно досрочное освобождение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, амнистия и помилование. Гуманизм уголовного закона проявляется и в нормах гл. 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» УК РФ. Принцип гуманизма неразрывно связан с принципом справедливости, поэтому уголовный закон, а также практика его применения должны быть и гуманными, и справедливыми.

       В юридической литературе в числе  принципов уголовно правовой политики называют и такие, которые не закреплены в УК РФ в качестве самостоятельных, а именно: принцип экономии уголовной репрессии; дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности; стимулирования предупреждения преступлений, их общественно опасных последствий и исправления осужденных; неотвратимости ответственности12. Однако, данные принципы определяют характер уголовного закона, его норм и институтов, дух и смысл уголовно правовой политики и права, оказывают влияние на законодательную и правоприменительную деятельность соответствующих органов и организаций, а также поведение граждан.

       Принцип экономии уголовной репрессии требует сужения сферы уголовно правовой репрессии как средства борьбы с преступностью, а также осторожного, сдержанного использования  мер уголовного наказания. Данный принцип проявляется в двух моментах: если при привлечении виновного к ответственности и его осуждении выясняется, что в данном случае можно обойтись без применения уголовного наказания и закон позволяет это сделать, — наказание не должно применяться; при назначении наказания суд должен исходить из того, что в качестве наказания должна быть избрана предусмотренная для данного случая законом мера, обладающая наименьшей репрессивностью. Единственное требование, которому должна удовлетворять эта мера, заключается в том, что она должна обеспечивать в каждом конкретном случае достижение всех целей наказания. Принцип экономии уголовной репрессии лег в основу построения перечня наказаний (от менее строгого к более строгому), а также при перечислении альтернативных видов наказания в санкциях статей Особенной части УК РФ.

       Принцип дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности заключается  в том, что при привлечении к уголовной ответственности виновного лица и назначении ему наказания максимально учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ч. 3 ст. 60 УК РФ). Иные меры уголовно правового характера тоже назначаются судом с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, обстоятельств его совершения и личности виновного.

       Принцип дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности неразрывно связан с принципом справедливости. Принцип стимулирования предупреждения преступлений, их общественно опасных последствий и исправления осужденных хорошо известен уголовному законодательству, но пока так же не получил юридического закрепления в специальной норме13.

       Уголовный кодекс содержит немало предписаний, которые стимулируют, законопослушных граждан, на пресечение преступлений; лиц, совершивших преступления, — на предупреждение или устранение их общественно опасных последствий (добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим); осужденных лиц — на исправление (условное осуждение, условно досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания).

       Принцип неотвратимости ответственности заключается в том, что каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию или иным мерам уголовно правового воздействия. В уголовном законодательстве требования данного принципа отражены во всех нормах, где установлены основания и принципы уголовной ответственности, виды наказаний, решается вопрос назначения наказания,  применение иных мер уголовно правового характера условного осуждения; отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним; принудительных мер медицинского характера, конфискации имущества. Исходя из принципа неотвратимости ответственности законодатель установил твердо определенные случаи, при которых лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности и от наказания. Очевидно, что оставление преступника безнаказанным само по себе есть грубейшее нарушение законности. Следовательно, неотвратимость ответственности — одно из обязательных требований соблюдения законности.

Заключение  

           Обобщая изложенное в настоящей работе можно сделать следующие выводы: уголовная политика есть составная часть политики государства в сфере борьбы с преступностью, в которой определены принципы, стратегия, основные задачи, формы и методы контроля за преступностью. Уголовная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и свобод. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Одновременно эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства. Уголовная политика включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, а также меры социально-экономического и идеологического характера. Цели и принципы уголовной политики достаточно стабильны, они не зависят от социальной, политической, экономической конъюнктуры, базируются на общечеловеческих ценностях, на выработанных международным сообществом положениях по борьбе с преступностью и обращению с преступниками, достижениях науки,  правоприменительной практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года//Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.garant.ru/doc/constitution/

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года№63-ФЗ  (с изм. и доп. от 29 декабря 2010 г.)//Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://base.garant.ru/10108000/

3. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник/Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М.: Юристъ, 2000.

4. Александров А. И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности : история, современность, проблемы / Под ред. В. З. Лукашевича. 
СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003

5. Беляев  Н.А. Уголовно-правовая политика  и пути ее реализации. Л.: Изд-во  ЛГУ, 1986// Юридический виртуальный клуб [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=520

6. Бородин  С.В. Теоретические проблемы советской  уголовной политики // XXV съезд КПСС  и дальнейшее укрепление социалистической  законности. М., 1977.

7. Борсученко С.А. Принципы уголовно-правовой политики// Вестник Российской правовой академии 2009. № 1// Российская правовая академия Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://rpa-mu.ru/doc/1-2009.pdf

8. Босхолов  С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический,  уголовно-правовой и информационный  аспекты. М.: Изд-во ЮрИнфоР, 1999.

9. Галиакбаров  Р. Р. Уголовное право. Общая  часть : Конспекты лекции. Краснодар : Изд-во Кубан. гос. аграрный ун-т,1999.

10. Герцензон  А.А. Уголовное право и социология. Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики М., 1970.

11. Загородников  Н.И., Стручков Н.А. Направления  изучения советского уголовного  права // Советское государство  и право. 1981. N 7.

12. Звечаровский  И.Э. Современное уголовное право  России: понятие, принципы, политика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

13. Ковалев  М. И. Соотношение уголовной  политики и уголовного права  // Сов. Гос-во и право. 1978. № 12.

Информация о работе Принципы уголовной политки