Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа
Процесс реформирования российского общества весьма противоречив: с одной стороны, создаются основные институты правового государства, законодательство приближается к общеевропейскому уровню, с другой - наблюдается рост преступности, в том числе и организованной, изменяются ее качественные параметры. Все это требует совершенствования законодательной базы уголовного права и уголовного процесса, которая гарантировала бы права и свободы личности и в то же время способствовала бы эффективному противодействию преступности1.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие уголовной политики .……………..………………….4
Глава 2 Принципы уголовной политики и их содержание……………8
Заключение………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………..17
РЕФЕРАТ
Тема: «принципы уголовной политики»
Содержание
Введение……………………………………………
Глава 1 Понятие уголовной политики .……………..………………….4
Глава 2 Принципы уголовной политики и их содержание……………8
Заключение………………………………………
Список использованных
Введение
В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – является обязанностью государства. Российское государство является демократическим федеративным правовым государством, в котором государственная власть осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Таким образом, можно констатировать, что Россия в качестве стратегии своего развития определила создание рыночной экономики, устройство общества на основе демократических принципов и построение правового государства. Все это в конечном итоге требует выработки новой уголовной политики, совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательств в рамках осуществляемой судебной реформы.
Процесс реформирования российского общества весьма противоречив: с одной стороны, создаются основные институты правового государства, законодательство приближается к общеевропейскому уровню, с другой - наблюдается рост преступности, в том числе и организованной, изменяются ее качественные параметры. Все это требует совершенствования законодательной базы уголовного права и уголовного процесса, которая гарантировала бы права и свободы личности и в то же время способствовала бы эффективному противодействию преступности1.
При
этом понимание уголовно правовой политики
невозможно без знания формирующих
ее принципов, поскольку они раскрывают
ее содержание и находят отражение в законе
как необходимом средстве практической
реализации политических установок и
задач. В данной работе будет рассмотрено
понятие и содержание принципов уголовной
политики.
В
юридической литературе термин "уголовная
политика" употребляется в разных
контекстах, причем авторы вкладывают
в него различное содержание, что
часто приводит к подмене понятий.
Известно, что широкая употребляемость
термина отнюдь не говорит об адекватном
его понимании.
Проблема уголовной политики является
фундаментальной в теории отраслевых
наук антикриминального цикла, в первую
очередь уголовного права и криминологии.
Анализ позиций ученых, высказанных ими
в разное время, дает ни с чем не сравнимую
возможность "погружения" в процесс
формирования изучаемого понятия с учетом
развития государственно-правовых явлений
на протяжении достаточно длительного
исторического периода. Это также свидетельствует
об определенной научной состоятельности
и самостоятельности ученых в условиях
существовавшего на тот период политического
режима.
Относительно
объема и содержания уголовной политики
сегодня, как и раньше, существуют
две основные позиции, связанные
с пониманием уголовной политики. Первая
была сформулирована А.А. Герцензоном,
считавшим, что изучаемым понятием охватывается
все, что прямо или косвенно направлено
на борьбу с преступностью. Таким образом,
трактуя данное понятие уголовной политики,
он включал в ее сферу не только специальные
меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные,
криминологические, исправительно-трудовые,
криминалистические), но и меры чисто социального
характера (экономические, идеологические,
медицинские и т.д.)2.
Кроме этого, была высказана и другая точка
зрения, сторонники которой (С.В. Бородин,
А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов,
Н.И. Стручков) считают, что только специальные
меры социального предупреждения преступности,
которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном
и исправительно-трудовом законодательстве
с привлечением данных науки, включая
криминологию и криминалистику, составляют
это понятие. Представляется важным в
этом контексте определение уголовной
политики, предложенное Н.И. Загородниковым
и Н.А. Стручковым: "Уголовная политика
представляет собой такое направление
советской политики, в рамках которого
формируются исходные требования борьбы
с преступностью посредством разработки
и осуществления широкого круга предупредительных
мер, создания и применения правовых норм
материального, процессуального и исполнительного
уголовного права, устанавливающих криминализацию
и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию
деяний, а также посредством определения
круга допустимых в борьбе с преступностью
мер государственного принуждения"3.
Следует отметить, что основной акцент
в этом определении сделан на исходных
требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью,
что представляется весьма важным.
Сходно, но с определенной спецификой
определяет уголовную политику Н.А. Беляев.
По его мнению, уголовная политика осуществляется
путем применения наказания или заменяющих
наказание мер административного или
общественного воздействия к лицам, совершившим
преступные посягательства, а также путем
предупреждения преступлений при помощи
угрозы применения наказания4.
Помимо
приведенных выше формулировок в
юридической литературе имеется
множество различных
Представляют несомненный интерес определения,
иллюстрирующие современный взгляд на
проблему. С.С. Босхолов считает: "Под
уголовной политикой следует понимать:
1) государственную политику (доктрину)
борьбы с преступностью, выраженную в
соответствующих директивных актах (законах,
указах Президента, постановлениях правительства);
2) научную теорию и синтез соответствующих
политических, социологических и правовых
знаний; 3) особый вид социальной деятельности,
направленной на активное, наступательное
противодействие преступности и другим
правонарушениям" 5. В.П. Ревин
подчеркивает: "Уголовная политика
- это целенаправленная активная деятельность
государства по защите общества от преступности,
разработка и реализация оптимальной
стратегии, призванной обеспечить достижение
цели стабилизации и ограничения уровня
преступности, создания предпосылок позитивных
тенденций преступности"6.
Обобщенно,
в структурном плане уголовную
политику определяет Я.Г. Стахов. По его
мнению, это государственная программа
борьбы с преступностью и ее реализация
в деятельности государственных и общественных
организаций, а также сложное, многогранное
социально-политическое образование,
объектом воздействия которого является
преступность7.
Дефиниция, отражающая реалии современного
правового государства, сформулирована
И.Э. Звечаровским: "Уголовная политика
- это выработанное государством и основанное
на объективных законах развития общества
направление деятельности специально
уполномоченных на то государственных
органов и организаций по охране прав
и свобод человека и гражданина, общества
и государства в целом от преступных посягательств
путем применения наказания и других мер
уголовно-правового характера к лицам,
их совершившим, а также посредством предупреждения
преступлений при помощи правового воспитания,
угрозы применения уголовного наказания
и мер профилактики индивидуального и
специально-криминологического характера"8.
Это
определение еще раз
Анализируя понятие уголовной политики,
необходимо отметить главное - ее ведущую
роль по отношению к материальным и процессуальным
отраслям права антикриминального цикла,
управление применением норм которых
является одной из форм реализации уголовной
политики.
Глава
2. Принципы уголовной
политики и их содержание
По мнению большинства специалистов, принципы уголовного права и принципы уголовного законодательства соотносятся как «содержание» и «форма», то есть они представляют собой единое целое, а их раздельное рассмотрение допустимо лишь в порядке научной абстракции, для удобства исследования отдельных проблем, например законодательной регламентации.
Производность принципов уголовного права от принципов уголовной политики обосновывают многие ученые. Например, по мнению М. И. Ковалева, в отличие от принципов уголовного права, которые определяют уголовно правовые методы и средства борьбы с преступностью, принципы уголовной политики призваны также решать профилактические задачи социальными, организационными, идеологическими и иными средствами10. Действительно, уголовно правовые принципы, сформулированные законодателем в ст. 3—7 УК РФ, теснейшим образом связаны с уголовной политикой — совокупностью идей, взглядов, определяющих направление деятельности государства в области борьбы с преступностью.
Уголовный закон является основной формой реализации уголовно правовой политики, и с этих позиций одноименные принципы, будучи закрепленными в нормах права, становятся принципами уголовного права и в этом качестве направляют деятельность соответствующих органов и организаций по применению правовых норм. Поэтому существенных различий между принципами уголовно правовой политики и принципами уголовного права (уголовного законодательства) не существует11. Принципы уголовно правовой политики лежат в основе формирования отрасли уголовного права, ее институтов и норм, оказывают влияние на правоприменительную практику. Поэтому они определяют как характер уголовного законодательства, так и практику его применения. Принципы уголовно правовой политики, как и уголовного законодательства, представляют собой требования нравственного, идеологического и политического характера, обусловленные потребностями и закономерностями общественного развития, направленные на выполнение задач уголовного закона, обязательные как для законодательных, так и для правоприменительных органов и выполняющие функцию непосредственного и опосредованного регулирования общественных отношений.
Принципы уголовно правовой политики обязательны для законодательных и правоприменительных органов, а также граждан при защите своих прав и законных интересов в сфере борьбы с преступностью. Так, законодатель обязан учитывать их при криминализации и декриминализации деяний, введении новых уголовно правовых институтов и отдельных норм. Принцип вины, например, обязывает суд установить и доказать вину подсудимого и ее форму (умысел или неосторожность). Принцип гуманизма требует от суда при назначении наказания обдумать вначале возможность применения менее строгого вида наказания из тех, что предусмотрены в санкции конкретной нормы Особенной части, а лишь затем переходить к более строгому виду наказания.
Задачи уголовно правовой политики должны решаться на основе ее принципов, исходных нормативно руководящих начал, идей, которые в рамках отрасли уголовного права обладают стабильностью, универсальностью, императивностью и системностью.
Систему принципов уголовно правовой политики, как и уголовного законодательства, составляют принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма.
Принцип законности, сформулированный в ст. 3 УК, устанавливает: «1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. 2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается». Следовательно, уголовная ответственность может наступать только в соответствии с нормами уголовного кодекса РФ (далее УК РФ). Никакие иные нормативные правовые акты устанавливать уголовную ответственность не могут. К уголовной ответственности может быть привлечено только то лицо, которое совершило общественно опасное деяние, прямо запрещенное УК РФ. При этом наказание за преступление должно назначаться судом в пределах, установленных уголовным законом на момент его совершения.
Законность как всеобщее требование строгого и неукоснительного соблюдения закона означает, что борьба с преступностью уголовно правовыми мерами должна проходить в строго правовых рамках, на основании конституционных предписаний, общепризнанных принципов и норм международного права, с соблюдением норм уголовного закона, а отступление от них недопустимо ни в каких случаях. Другими словами, профессионально целевые задачи борьбы с преступностью должны достигаться на основе и во исполнение закона. В то же время принцип законности определяет пределы уголовно правового вмешательства в общественные отношения.