Принципы уголовной политки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования российского общества весьма противоречив: с одной стороны, создаются основные институты правового государства, законодательство приближается к общеевропейскому уровню, с другой - наблюдается рост преступности, в том числе и организованной, изменяются ее качественные параметры. Все это требует совершенствования законодательной базы уголовного права и уголовного процесса, которая гарантировала бы права и свободы личности и в то же время способствовала бы эффективному противодействию преступности1.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие уголовной политики .……………..………………….4
Глава 2 Принципы уголовной политики и их содержание……………8
Заключение………………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Принципы уголовной политики.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ

     Тема: «принципы уголовной политики»

                               

     Содержание

     Введение………………………………………………………………….3

          Глава 1 Понятие уголовной политики .……………..………………….4

    Глава 2 Принципы уголовной политики и их содержание……………8

     Заключение………………………………………………………………16

          Список использованных источников…………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          

       В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – является обязанностью государства. Российское государство является демократическим федеративным правовым государством, в котором государственная власть осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Таким образом, можно констатировать, что Россия в качестве стратегии своего развития определила создание рыночной экономики, устройство общества на основе демократических принципов и построение правового государства. Все это в конечном итоге требует выработки новой уголовной политики, совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательств в рамках осуществляемой судебной реформы.

       Процесс реформирования российского общества весьма противоречив: с одной стороны, создаются основные институты правового государства, законодательство приближается к общеевропейскому уровню, с другой - наблюдается рост преступности, в том числе и организованной, изменяются ее качественные параметры. Все это требует совершенствования законодательной базы уголовного права и уголовного процесса, которая гарантировала бы права и свободы личности и в то же время способствовала бы эффективному противодействию преступности1.

       При этом понимание уголовно правовой политики невозможно без знания формирующих ее принципов, поскольку они раскрывают ее содержание и находят отражение в законе как необходимом средстве практической реализации политических установок и задач. В данной работе будет рассмотрено понятие и содержание принципов уголовной политики. 
 

    Глава 1 Понятие и содержание уголовной политики

       В юридической литературе термин "уголовная  политика" употребляется в разных контекстах, причем авторы вкладывают в него различное содержание, что  часто приводит к подмене понятий. Известно, что широкая употребляемость термина отнюдь не говорит об адекватном его понимании. 
Проблема уголовной политики является фундаментальной в теории отраслевых наук антикриминального цикла, в первую очередь уголовного права и криминологии. Анализ позиций ученых, высказанных ими в разное время, дает ни с чем не сравнимую возможность "погружения" в процесс формирования изучаемого понятия с учетом развития государственно-правовых явлений на протяжении достаточно длительного исторического периода. Это также свидетельствует об определенной научной состоятельности и самостоятельности ученых в условиях существовавшего на тот период политического режима.

       Относительно  объема и содержания уголовной политики сегодня, как и раньше, существуют две основные позиции, связанные  с пониманием уголовной политики. Первая была сформулирована А.А. Герцензоном, считавшим, что изучаемым понятием охватывается все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью. Таким образом, трактуя данное понятие уголовной политики, он включал в ее сферу не только специальные меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, исправительно-трудовые, криминалистические), но и меры чисто социального характера (экономические, идеологические, медицинские и т.д.)2
Кроме этого, была высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И. Стручков) считают, что только специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом  законодательстве с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют это понятие. Представляется важным в этом контексте определение уголовной политики, предложенное Н.И. Загородниковым и Н.А. Стручковым: "Уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения"3. Следует отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма важным. 
Сходно, но с определенной спецификой определяет уголовную политику Н.А. Беляев. По его мнению, уголовная политика осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия к лицам, совершившим преступные посягательства, а также путем предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания4.

       Помимо  приведенных выше формулировок в  юридической литературе имеется  множество различных определений  уголовной политики. Так, например, по мнению И.А. Исмаилова, уголовную  политику можно охарактеризовать как "направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами" 
Представляют несомненный интерес определения, иллюстрирующие современный взгляд на проблему. С.С. Босхолов считает: "Под уголовной политикой следует понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям" 5. В.П. Ревин подчеркивает: "Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности"6.

       Обобщенно, в структурном плане уголовную  политику определяет Я.Г. Стахов. По его  мнению, это государственная программа  борьбы с преступностью и ее реализация в деятельности государственных и общественных организаций, а также сложное, многогранное социально-политическое образование, объектом воздействия которого является преступность7
Дефиниция, отражающая реалии современного правового государства, сформулирована И.Э. Звечаровским: "Уголовная политика - это выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности специально уполномоченных на то государственных органов и организаций по охране прав и свобод человека и гражданина, общества и государства в целом от преступных посягательств путем применения наказания и других мер уголовно-правового характера к лицам, их совершившим, а также посредством предупреждения преступлений при помощи правового воспитания, угрозы применения уголовного наказания и мер профилактики индивидуального и специально-криминологического характера"8.

       Это определение еще раз подтверждает, что содержание уголовной политики не исчерпывается только уголовным  законодательством. Хотя именно уголовное  законодательство выступает материально-правовым основанием, содержанием, диктующим соответствующую форму для уголовно-процессуальной политики. Касаясь структуры уголовной политики, С.В. Бородин говорил о правомерности употребления таких понятий, как уголовно-правовая политика, уголовно-процессуальная политика, судебная политика, исправительно-трудовая политика. Вместе с тем он подчеркивал, что это "лишь составные части уголовной политики, поскольку предмет каждой из них входит как неразрывная часть в предмет уголовной политики" 9. Исходным пунктом здесь служит представление о том, что главное в борьбе с преступностью - ее предупреждение. Такой подход к определению границ уголовной политики представляется наиболее перспективным, ибо борьбе с преступностью придается комплексный характер, а сама она (политика) приобретает необходимую глубину и объемность. 
Анализируя понятие уголовной политики, необходимо отметить главное - ее ведущую роль по отношению к материальным и процессуальным отраслям права антикриминального цикла, управление применением норм которых является одной из форм реализации уголовной политики.

 

Глава 2. Принципы уголовной политики и их содержание 

            По мнению большинства специалистов, принципы уголовного права и принципы уголовного законодательства соотносятся как «содержание» и «форма», то есть они представляют собой единое целое, а их раздельное рассмотрение допустимо лишь в порядке научной абстракции, для удобства исследования отдельных проблем, например законодательной регламентации.

       Производность принципов уголовного права от принципов  уголовной политики обосновывают многие ученые. Например, по мнению М. И. Ковалева, в отличие от принципов уголовного права, которые определяют уголовно правовые методы и средства борьбы с преступностью, принципы уголовной политики призваны также решать профилактические задачи социальными, организационными, идеологическими и иными средствами10. Действительно, уголовно правовые принципы, сформулированные законодателем в ст. 3—7 УК РФ, теснейшим образом связаны с уголовной политикой — совокупностью идей, взглядов, определяющих направление деятельности государства в области борьбы с преступностью.

       Уголовный закон является основной формой реализации уголовно правовой политики, и с  этих позиций одноименные принципы, будучи закрепленными в нормах права, становятся принципами уголовного права и в этом качестве направляют деятельность соответствующих органов и организаций по применению правовых норм. Поэтому существенных различий между принципами уголовно правовой политики и принципами уголовного права (уголовного законодательства) не существует11. Принципы уголовно правовой политики лежат в основе формирования отрасли уголовного права, ее институтов и норм, оказывают влияние на правоприменительную практику. Поэтому они определяют как характер уголовного законодательства, так и практику его применения. Принципы уголовно правовой политики, как и уголовного законодательства, представляют собой требования нравственного, идеологического и политического характера, обусловленные потребностями и закономерностями общественного развития, направленные на выполнение задач уголовного закона, обязательные как для законодательных, так и для правоприменительных органов и выполняющие функцию непосредственного и опосредованного регулирования общественных отношений.

       Принципы  уголовно правовой политики обязательны для законодательных и правоприменительных органов, а также граждан при защите своих прав и законных интересов в сфере борьбы с преступностью. Так, законодатель обязан учитывать их при криминализации и декриминализации деяний, введении новых уголовно правовых институтов и отдельных норм. Принцип вины, например, обязывает суд установить и доказать вину подсудимого и ее форму (умысел или неосторожность). Принцип гуманизма требует от суда при назначении наказания обдумать вначале возможность применения менее строгого вида наказания из тех, что предусмотрены в санкции конкретной нормы Особенной части, а лишь затем переходить к более строгому виду наказания.

       Задачи  уголовно правовой политики должны решаться на основе ее принципов, исходных нормативно руководящих начал, идей, которые в рамках отрасли уголовного права обладают стабильностью, универсальностью, императивностью и системностью.

       Систему принципов уголовно правовой политики, как и уголовного законодательства, составляют принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма.

       Принцип законности, сформулированный в ст. 3 УК, устанавливает: «1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. 2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается». Следовательно, уголовная ответственность может наступать только в соответствии с нормами уголовного кодекса РФ (далее УК РФ). Никакие иные нормативные правовые акты устанавливать уголовную ответственность не могут. К уголовной ответственности может быть привлечено только то лицо, которое совершило общественно опасное деяние, прямо запрещенное УК РФ. При этом наказание за преступление должно назначаться судом в пределах, установленных уголовным законом на момент его совершения.

       Законность  как всеобщее требование строгого и  неукоснительного соблюдения закона означает, что борьба с преступностью уголовно правовыми мерами должна проходить в строго правовых рамках, на основании конституционных предписаний, общепризнанных принципов и норм международного права, с соблюдением норм уголовного закона, а отступление от них недопустимо ни в каких случаях. Другими словами, профессионально целевые задачи борьбы с преступностью должны достигаться на основе и во исполнение закона. В то же время принцип законности определяет пределы уголовно правового вмешательства в общественные отношения.

Информация о работе Принципы уголовной политки