Принципы уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является формулирование основных проблем применения принципов уголовного права на практике.
Для достижения данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
– дать определение понятию принципов уголовного права;
– рассмотреть проблемы, характерные для законодательной регламентации системы принципов уголовного законодательства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА 4
1.1. Понятие принципов уголовного права 4
1.2. Проблемы, характерные для законодательной регламентации системы принципов уголовного законодательства 11
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА 19
2.1. Принцип законности 19
2.2. Принцип равенства граждан перед законом 20
2.3. Принцип вины 21
2.4. Принцип справедливости 22
2.5. Принцип гуманизма 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Принципы уголовного права (курс.).doc

— 177.00 Кб (Скачать)
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

    До  Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) 1996 года ни один уголовно-правовой акт не содержал норм, закрепляющих принципы уголовного законодательства, что порождало немало споров в юридической литературе, а именно: какие же основные положения являются принципами?

    УК  РФ не только перечисляет принципы, на которых строится уголовное законодательство, но и дает их определения. Однако законодательные формулировки этих принципов далеки от идеала и нуждаются в совершенствовании.

    От того, насколько четко, точно и обоснованно с научной точки зрения сформулированы в законе его принципы, зависит прежде всего эффективность его применения. В то же время принципы выступают в качестве своеобразной призмы, через которую мы должны рассматривать все изменения и дополнения, вносимые в действующие уголовно-правовые нормы, на предмет их своевременности, целесообразности и необходимости.

    Предметом исследования в данной работе выступают  уголовно-правовые нормы, закрепляющие принципы уголовного права, а также уголовно-правовая доктрина.

    Целью исследования является формулирование основных проблем применения принципов уголовного права на практике.

    Для достижения данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

    – дать определение понятию принципов уголовного права;

    – рассмотреть проблемы, характерные для законодательной регламентации системы принципов уголовного законодательства;

    – охарактеризовать отдельные принципы уголовного права, закрепленные в действующем Уголовном кодексе РФ. 
 
 

 

     1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРИНЦИПОВ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА 

    1.1. Понятие принципов  уголовного права

    И.В. Коршиков полагает, что принципы уголовного права – это обусловленные закономерностями и потребностями общественного развития требования общества к государству, облеченные в форму закона, по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в процессе принятия уголовных законов и их реализации в рамках задач уголовного законодательства1.

    Д.В. Кияйкин рассматривает принцип  уголовного права как образующий элемент, являющийся основой в своем назначении (направлении) и обеспечивающий единство системы и ее единую направленность в реализации задач уголовного права, четко определяющий и формулирующий концепцию своего содержания2.

    По  мнению И.А. Гревновой, «уголовно-правовой принцип – это обусловленное историческими, экономическими, социальными и нравственными закономерностями объективно-субъективное сущностное свойство права, облеченное в форму закона, выражающееся в требовании общества к государству по обеспечению прав и свобод человека и гражданина при принятии уголовных законов и их реализации»3.

    В.Д. Филимонов указывает, что «принципы уголовного права – это выраженные в уголовном законодательстве требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, обусловленные указаниями международно-правовых актов о правах человека, Конституции Российской Федерации, а также задачами борьбы с преступностью и представляющие собой положения, определяющие содержание всей или значительной совокупности правовых норм и интегрирующие их в единую систему уголовного права»4.

    Все приведенные выше определения в  той или иной степени содержат в себе как положительные, так  и отрицательные моменты и, несомненно, имеют право на существование. Однако, как справедливо заметил Г.А. Свердлык, «всякое определение на том или ином этапе исторического развития оказывается несостоятельным или неполным и поэтому требует уточнения и совершенствования в соответствии с новейшими достижениями научной теории и практики»5.

    Прежде  всего следует отметить, что принципы уголовного права не должны рассматриваться как мертвые категории, служащие только для «украшения» нормативно-правовых актов, они должны реализовываться и носить характер обязательных предписаний. Поэтому нам в большей степени импонируют те определения принципов уголовного законодательства, в которых авторы раскрывают их через категорию «требования». Тем более что согласно словарю русского языка одно из значений данного термина – это «правило, условие, обязательное для исполнения»6.

    В связи с этим вполне закономерен вопрос, который ставит перед нами в одной из своих работ Б.Т. Разгильдиев: в чем суть этих требований, кто и кому их предъявляет?7 Сам автор отвечает на данный вопрос, формулируя собственное определение уголовно-правового принципа, под которым, по его мнению, понимается «выраженная в уголовно-правовой форме совокупность нравственных требований, предъявляемых обществом, его членами к государственной власти по принятию ею уголовных законов, их применению, исполнению гражданами в части обеспечения уголовно-правовой охраны прав, свобод, не противоречащих закону, интересов личности, законных интересов общества и государства»8.

    Безусловно, следует согласиться с тем, что  право и нравственность тесно  связаны между собой, и только такой закон, который основан на нормах нравственности, соответствует закономерностям общественного развития и может наиболее эффективно выполнять стоящие перед ними задачи.

    Таким образом, принципы уголовного законодательства представляют собой совокупность нравственных, идеологических и политических требований. Эти требования или прямо сформулированы в международно-правовых актах о правах человека и Конституции Российской Федерации, или вытекают из закрепленных в них положений, а также обусловлены задачами борьбы с преступностью.

    Возвращаясь к поставленному выше вопросу, мы должны определить круг субъектов, для  которых указанные требования являются обязательными, т.е. установить сферу действия принципов.

    В юридической литературе существуют различные точки зрения на данную проблему.

    Так, по мнению С.Г. Келиной и В.Н. Кудрявцева, уголовно-правовые принципы – это основополагающие исходные предписания, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью9.

    Нам представляется, что точка зрения С.Г. Келиной и В.Н. Кудрявцева, приведенная выше, выглядит более убедительной. Единственное, с чем мы не можем согласиться в полной мере, это с тем, что принципы рассматриваются авторами как предписания, обязательные и для граждан. В этом случае вернее говорить о воспитательном воздействии принципов, которое, как отмечают сами авторы, заключается в том, что эти нормы способствуют формированию правосознания граждан и тем самым – удержанию неустойчивых лиц от совершения преступления10.

    Итак, мы полагаем, что требования принципов уголовного законодательства являются обязательными для законодательных и правоприменительных органов. Попробуем это положение рассмотреть более детально.

    По  мнению И.Н. Сенякина, «правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества»11. С нашей точки зрения, эти объективные социальные потребности и интересы общества в определенной степени отражаются в принципах, которые лежат в основе тех или иных нормативно-правовых актов. При издании нового закона практически всегда изменениям подвергается сложившаяся система принципов. Это вполне закономерно, так как меняются общественные отношения, а следовательно, появляется потребность в новых способах их регулирования. Иная ситуация возникает тогда, когда в уже существующий нормативный акт вносятся изменения или дополнения. В этом случае законодатель должен учитывать требования тех принципов, которые уже заложены в основу того или иного закона.

    В связи с этим мы считаем, что не прав И.В. Коршиков, который полагает, что законодатель свободен в отношении  применения норм-принципов при внесении изменений и дополнений в УК РФ, так как они не имеют прямого действия и не содержат конкретных требований к адресатам12. Автор указывает на то, что «процедура принятия этих норм, выраженных отдельными статьями УК РФ, ничем не отличается от процедуры принятия других уголовно-правовых норм и соответствует правилам, изложенным в ст. 105 Конституции РФ. Законодатель не ограничен правом ввести новую норму-принцип, отменить или изменить содержание уже имеющихся»13. На наш взгляд, И.В. Коршиков не учитывает тот факт, что согласно сложившемуся в теории государства и права учению о юридических нормах нормы-принципы14, которые представляют собой «законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права»15, относятся к так называемым исходным нормам, занимающим особое место в механизме правового регулирования. Так, по мнению М.И. Байтина, такие правовые нормы служат ориентирами совершенствования системы права; определяют необходимость и целесообразность издания, равно как отмены или изменения отдельных юридических норм – правил поведения; в определенных случаях выступают в качестве нормативной основы решения юридического дела и как важнейшее условие правильного применения в соответствии с прямым действием Конституции РФ и т.д.16

    Следовательно, принципы уголовного законодательства нашли свое отражение в нормах УК РФ, которые и являются нормами-принципами (ст. 3 – 7 УК РФ), и обладают, на наш взгляд, следующими особенностями.

    Во-первых, нормы-принципы отличаются стабильностью, как правило, они не изменяются на протяжении действия закона. Мы ни в  коем случае не оспариваем тот факт, что законодатель может ввести новую норму-принцип, отменить или изменить содержание уже имеющихся, но, на наш взгляд, это приведет к нарушению первоначальной системы нормативного акта, а также к тому, что, вполне возможно, другие нормы будут противоречить требованиям нового принципа.

    Во-вторых, нормы-принципы всегда носят императивный характер, т.е. их требования строго обязательны  и не допускают отступлений.

    В-третьих, действие таких норм-принципов распространяется на весь нормативный акт, на все его нормы без исключения. Эта особенность в какой-то степени вытекает из предыдущего положения.

    В-четвертых, их предписания лаконичны и кратки, они обладают высоким уровнем  обобщения. Это необходимо прежде всего  для удобства их дальнейшего применения.

    В-пятых, требования, содержащиеся в них, отличаются конкретностью, ясностью, не допускают неоднозначного понимания и толкования. Д.В. Кияйкин справедливо отмечает, что сам факт толкования принципа не соответствует его назначению, так как он (принцип) должен четко и определенно формулировать концепцию своего содержания17.

    Таким образом, основываясь на сказанном  выше, мы считаем, что нормы, закрепляющие принципы, в нашем случае – принципы уголовного законодательства, занимают особое место в механизме правового регулирования, и, следовательно, законодательные органы «при издании новых, изменении или отмене прежних уголовно-правовых предписаний»18 должны учитывать их требования.

    Однако, к сожалению, приходится констатировать, что на практике это не всегда выполняется. В.В. Мальцев указывает: «Продекларированные как принципы Уголовного кодекса (уголовного законодательства) эти принципы по содержанию их определений таковыми не являются. Законодатель не взял на себя обязанности руководствоваться в правотворческой деятельности им же провозглашенными принципами, отменить или изменить всякую норму, противоречащую этим принципам»19. Этому положению можно найти множество подтверждений.

    Так, например, анализируя изменения, внесенные  в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», некоторые ученые не без достаточных оснований критикуют неоправданное стремление законодателя смягчить ответственность за причинение смерти по неосторожности20 до двух лет лишения свободы (ч. 1 ст. 109 УК РФ), и особенно вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей – до трех лет лишения свободы (ч. 2 ст. 109 УК РФ и ч. 2 ст. 143 УК РФ). Принимая во внимание характер последствий в виде причинения смерти человеку, эти изменения явно противоречат принципу справедливости, сформулированному в ст. 6 УК РФ. Для сравнения: невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, повлекшая тяжкие последствия (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ), – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет. Хотя понятие «тяжкие последствия» включает в себя и иные последствия, менее серьезные по сравнению со смертью потерпевшего (например, утрата жилья, ухудшение материального положения многих людей)21.

    Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что принципы уголовного законодательства имеют немаловажное значение.

    Принципы уголовного права выполняют как опосредованное, так и непосредственное регулирование общественных отношений. Естественно, в данном случае речь идет о той группе отношений, которые входят в предмет уголовного права22.

Информация о работе Принципы уголовного права