Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:10, курсовая работа
«Принцип законности, - подчеркивал Г. А. Кригер, - пронизывающий все право, в соответствии, с требованиями которого закрепляются в законе и должны соблюдаться положения, вытекающие из всех принципов, преломляется, кроме того, в уголовном права в специальном принципе неотвратимости уголовной ответственности за совершенное преступление. Таким образом. Таким образом, общеправовые, межотраслевые и специальные принципы, выступая система и соотносясь как общая и особенное, взаимно дополняют друг друга и конкретизируют заложенные в них идеи, причем все они выступают в единстве. Только в таком случае эти принципы могут максимально способствовать развитию регулируемых ими социалистических общественных отношений.4
Введение…………………………………………….………………3
1. Понятие принципов уголовного прав……………………………….…….…….……4
2. Система принципов уголовного права в теории уголовного права….7
3. Принцип законности в уголовном праве и уголовном
законодательстве…………………………………………….…………..8
4. Законность и уголовная политика …………………………………12
Заключение……………………………….……………….19
Задачи…………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………………………..24
Система принципов уголовного права дополняется принципом неотвратимости ответственности.9
Принципы уголовного права – это и есть принципы правосознания, ибо «правосознания вообще» не существует. Правосознание формируется лишь на основе конкретных явлений общественно жизни. Среди таковых заботы и тревоги об охране от преступных посягательств личности, собственности, порядка в обществе и т.д. всегда занимали и занимают одно из первых мест(если не первое) для каждого человека.
Уголовно-правовые принципы выступают принципами правосознания в той мере, в какой социальной реалии, находящиеся в сфере уголовного права, влияют на общественное правосознание. При этом принципами правосознания могут быть только такие принципы, которые имеют опору в реальных отраслях права.
Принципы «пронизывают (должны пронизывать) всю структуру права – правосознание, нормы правоотношения, а также правоприменительную практику. Каждый принцип это идея, т. е. мысль как продукт человеческого мышления об общем и наиболее существенном представлении о праве, правовом мировоззрении, о ценности права. Идеи-принципы дают представление о долженствующем в праве, каким оно должно быть. Таким образом, принципы права как идеи – категории правосознания»10
Принципы уголовного права
– справедливости, равенства, гуманизма,
вины и законности, - как показывает
история российского
3. Принцип законности в уголовном праве и уголовном законодательстве
Уголовная ответственность по УК 1996 г. основывается на принципе законности. Он прежде всего означает, что при определении преступности и наказуемости следует исходить из формулы: нет преступления и нет наказания без указания о том в уголовном законе. В ст. 3 УК принцип законности раскрывается следующим образом:
Принцип законности, как
видно, запрещает оценку того или
иного деяния в качестве преступного
и уголовно наказуемого по аналогии
закона. Принцип законности уголовной
ответственности предполагает, что
основным источником уголовного права
является федеральный уголовный
закон – нормативный акт, принимаемый
уполномоченным на то Конституцией РФ
органом законодательной власти
или путем всенародного голосования
– референдумом. Принцип законности
уголовной ответственности
Принцип законности уголовной
ответственности пронизывает
Часть 2 ст. 3 УК запрещает аналогию при применении уголовного закона. «Согласно данному принципу, - пишет А. В. Наумов, - аналогия преступлений и наказаний в российском уголовном праве не допускается. Аналогией закона называется восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо не предусмотренным, по аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом».11
Вместе с тем аналогия закона запрещена и ч. 1 ст. 3 УК. Ведь в указании законодателя о том, что «Преступность деяния, а также наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 3 УК), не только выражена суть принципа законности, но также весьма ясно обозначено и требование о недопустимости аналогии преступления, наказания и иных уголовно-правовых последствий, ибо именно они «определяются только настоящим Кодексом», а следовательно, предполагается обязательное наличие и норм, специально им посвященных.
При сопоставлении содержания ч. 1 и ч. 2 ст.3 УК, таким образом, возникает ряд вопросов, связанных как со сферой действия части второй данной статьи, так и в целом с необходимостью ее отдельного выражения в уголовном законодательстве. Иначе говоря, ограничивается или нет запрет о недопустимости применения уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3УК) только рамками преступления, наказания и иных уголовно-правовых последствий (ч. 1ст. 3 УК) или он полностью исключает аналогию закона? Является или не указанный запрет лишь дополнительной, боле четко выраженной, по сравнению с требованием, закрепленным в ч. 1 ст. 3 УК, гарантией против аналогии закона, навеянной во многом воспоминаниями практики применения уголовных законов эпохи диктатуры и пролетариата, или помимо этого распространяется и на более широкую, чем требование ч. 1 ст. 3 УК, сферу и каковы ее границы? Возможен ли вообще полный запрет аналогии закона в уголовном праве?
Казалось бы, на последний вопрос ответ может быть только один. «Пробелы в законодательстве, - отмечает С. С. Алексеев, - должны устраняться в процессе правотворчества путем внесения изменений и дополнений в законы, издания новых, более совершенных нормативны юридический актов.
В области уголовного законодательства и административных правонарушений при пробеле в законодательстве соответствующий вопрос вообще не может быть поставлен. Здесь действует правило: «Нет преступления и нет проступка, нет наказания и нет взыскания, если нет закона».12
Безусловно, ясна невозможность полной аналогии закона, аналогии закона применительно к установлению признаков состава преступления, содержанию наказания и иных уголовно-правовых последствий. В строгом смысле слова невозможно и применение сходных уголовно-правовых норм, непосредственно не рассчитанных на ситуации, оказавшиеся полностью или частично неурегулированными уголовным законом
Принятию УК РСФСР 1922 г. предшествовала
кропотливая законопроектная
Возможность применения аналогии уголовного закона прямо предусматривалось в ст. 10 УК РСФСР 1992 г.: «В случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указании на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются согласно статей Уголовного кодекса, предусматривающих наиболее сходные по важности и роду преступления, с соблюдением правил Общей части сего кодекса».
Привлечение к уголовной ответственности по аналогии уголовного закона привело к грубейшим нарушениям законности в борьбе с преступностью, к необоснованным репрессиям в отношении людей, не нарушивших закон. Поэтому отказ отечественного уголовного права от применения уголовного закона по аналогии является важной вехой по пути приведения его в соответствии с современными международными стандартами.
4. Законность и уголовная политика
Уголовное право наиболее подвержено влиянию политики государства и общественных объединений в области борьбы с преступностью на том или ином этапе развития общества и государства. Учитывая это обстоятельство, А. А. Пионтковский (старший) предлагал науку уголовного права «разделять на 1) криминологию, 2) уголовную политику и 3) уголовную догматику». Под уголовной политикой он подразумевал ту «отрасль науки уголовного права, которая имеет своим предметом изучения средств борьбы с преступностью, задачей – целесообразное построение этих средств» (Пионтковский А.А. С. 10)
Уголовная политика представляет собой вырабатываемую органами законодательной, исполнительной и судебной власти, политическими партиями и общественными объединениями определенную стратегию и тактику в области борьбы с преступностью и использования в этих целях соответствующих правовых, экономических и социально-культурных средств, на основе которых формируется, изменяется и дополняется уголовное законодательство, определяется преступность и наказуемость деяния, устанавливаются цели, задачи, формы и порядок воздействия на лиц совершивших преступление.
Уголовная политика не только формирует содержание норм и институтов уголовного права, но и устанавливает главные направления борьбы с преступностью, определяя практическую деятельность правоохранительных органов и иных общественных формирований по охране порядка; средства, меры и методы предупреждения правонарушений.
Уголовная политика современной России определяется в Конституции РФ, в федеральных конституционных и иных законах, актах палат Федерального Собрания, в ежегодных посланиях Федеральному Собранию и указах Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с организованной и иной преступностью и коррупцией, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по итогам обобщения судебной практики по отдельным категориям уголовных дел, а также решениях Конституционного Суда РФ по конкретным делам.
Уголовное право призвано содействовать укреплению Российского государства, противодействию преступности. Как указывалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г., «демократическое государство не вправе вторгаться в частную жизнь граждан, но оно должно обеспечить каждому человеку личную безопасность и защиту его достоинства».
В настоящее время обострилась проблема борьбы с организованной преступностью, а также с коррупцией должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления различного уровня и компетенции. Уголовное право должно содействовать усилению борьбы с этими негативными явлениями, их предупреждению. Оно является острым, действенным и необходимым средством становления и укрепления правового демократического и социального государства в России, а также обеспечения личной безопасности человека, его достоинства, собственности, других прав и свобод человека и гражданина, его законных интересов.
В ст. 45 Конституции провозглашается:
«1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать
свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными
Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей перед обществом и государством. В соответствии со ст. 57 Конституции России устанавливается, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В ст. 58 сказано, что каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 59 защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституция России обязывает (ч. 2 ст. 15) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Уголовное право России призвано способствовать воспитанию граждан РФ в духе безупречного исполнения своих обязанностей перед обществом и государством, обеспечивать исполнение установленных законом обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Уголовное призвано содействовать решительной и бескомпромиссной борьбе со всякого рода посягательствами на политические, трудовые и иные права граждан, с нарушениями государственной, производственной и общественной дисциплины, с выпуском и реализацией товаров, не отвечающих требованиям безопасности, хищениями чужого имущества, со злоупотреблениями служебным положением в личных целях.
Законность и правопорядок - необходимые условия повышения эффективности рыночной экономики страны и благосостояния народа, построения в России демократического правового социального и федерального государства.
В свете сказанного особую
значимость имеет обеспечение
В месте с тем следует иметь в виду , что возможности уголовного права и уголовного наказания в борьбе с преступностью не являются беспредельными, они ограничены. Это объясняется тем , что ни уголовное право, ни применение уголовного наказания сами по себе не устраняют причин и условий, порождающих преступления, другие правонарушения или безнравственные поступки. Поэтому в борьбе с преступностью и иными правонарушениями особое внимание должно уделяться предупреждению правонарушений и иных антиобщественных явлений, устранению причин и условий, их порождающих, осуществлению мер и мероприятий социально-экономического, нравственно-правового и культурно-воспитательного характера. Особое внимание при этом следует уделять повышению материального благополучия людей, росту их культурного уровня и сознательности, повышению нравственного и духовного потенциала общества и народа.