Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - исследовать рецидив как форму множественности преступлений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки рецидива преступлений;
- рассмотреть виды рецидива преступлений;
- обозначить особенности назначения наказания при рецидиве преступлений;
Введение 3
Глава I. Понятие, признаки и значение рецидива преступлений 5
1.1. Понятие рецидива преступлений 5
1.2. Признаки рецидива преступлений 7
1.3. Значение рецидива преступлений 10
Глава II. Виды рецидива преступлений 12
2.1. Простой рецидив преступлений 12
2.2. Опасный и особо опасный рецидив преступлений 13
2.3. Другие виды рецидива преступлений 16
Глава III. Причины рецидивов преступлений и их предупреждение 19
3.1. Причины и условия рецидивов преступлений 19
3.2. Предупреждение рецидивной преступности 23
Заключение 30
Список использованной литературы
Рецидивная преступность является основным мерилом итоговой оценки результативности наказания. Она обусловлена наличием особых социальных и психологических факторов[19]:
1) не отвечающая социально-политической ситуации нравственно-педагогическая подготовка осужденных к жизни после освобождения;
2) встреча с непрогнозируемыми трудностями при устройстве на работу;
3) необеспеченность жилищно-бытовыми условиями;
4) разрушение за время лишения свободы социально полезных связей с родственниками;
5) утрата необходимых жизненных навыков (забота об одежде, питании, отсутствие умения правильно использовать зарплату и т.д.).
Каковы же объективные условия, способствующие рецидиву преступлений? В первую очередь, в перечне данных условий следует назвать ряд факторов, связанных с недостаточной эффективностью исполнения наказания.
Во-первых, при исполнении наказания наряду с позитивными последствиями, имеют место отрицательные, нежелательные последствия. Особенно это характерно для лишения свободы. К неизбежным негативным последствиям исполнения этой меры наказания относятся: выключение осужденного из обычных условий жизни общества, ослабление или даже полный разрыв его прежних социально полезных связей, своеобразное привыкание к режиму и обстановке мест лишения свободы и связанные с этим психологические трудности социальной адаптации после отбытия наказания, а также другие обстоятельства. За годы изоляции от общества вырабатывается жизненная пассивность, притупляющая адаптивные способности. В итоге эти лица после освобождения не могут активно включаться в жизнь общества, преодолевать трудности, соблазны и отрицательное влияние среды.
Во-вторых, недостаточная эффективность наказания, влияющая на рецидив преступлений, может быть связана c определенным несовершенством законодательства, наличием в нем таких норм, которые не в полной мере соответствуют современным потребностям общества, новым социальным условиям, а также с упущениями.
В-третьих, недостаточная эффективность наказания зависит от упущения и ошибок в практике его применения. Для успешной реализации целей наказания в законодательстве и судебной практике должно обеспечиваться оптимальное на данный период развития общества соотношение тех или иных видов наказаний, их максимального и минимального размера, конкретного содержания в них элементов кары и воспитания.
В-третьих, к факторам, снижающим эффективность наказания и, следовательно, влияющим на рецидивную преступность, относятся различные недостатки в практике его исполнения. В колониях по исполнению наказаний многое делается для исправления осужденных, искоренения у них антиобщественных взглядов и привычек. В то же время, в этой работе не всегда удается избежать и отрицательного влияния на осужденного со стороны его окружения. Отрицательно воздействуют на осужденных лица, совершающие преступления в местах лишения свободы или собирающиеся продолжить преступную деятельность после освобождения, а также злостные нарушители режима. Неблагоприятное влияние на личность осужденного могут оказывать самые разнообразные недостатки и просчеты в уголовно-исполнительном процессе: неполное вовлечение осужденных в общественно полезный труд, плохая организация труда и обучения, профессиональной подготовки, неудовлетворительная воспитательная работа, применение не предусмотренных законом мер, направленных на усиление или ослабление режима, попустительство его нарушителям и т.д.
Наряду с недостаточной эффективностью наказания к специфическим условиям, способствующим рецидиву преступлений, относятся различные негативные обстоятельства, связанные с социальной адаптацией лиц, освобожденные из мест лишения свободы. При формальном подходе к решению вопросов о трудовом и бытовом устройстве они нередко оказываются предоставленными самим себе и длительное время находятся в состоянии фактической изоляции от коллектива, что затрудняет их социальную адаптацию[20].
В условиях рыночных отношений проблемы трудового и бытового устройства, обеспечения социальных гарантий освобождаемым резко обостряются. Наряду с обеспечением четкой работы механизма защиты их от грядущих неурядиц необходимо создавать специальные государственно-общественные институты социальной адаптации (патронаты, попечительство и т.д.).
Неблагоприятные условия, влияющие на рецидив преступлений, могут также складываться в сфере быта и семейно-родственных отношений. Они проявляются в различных формах: от отсутствия атмосферы взаимной доброжелательности в семье до активного вовлечения освобожденного в пьянство, разврат либо даже подстрекательства его к возобновлению преступной деятельности. В этом отношении особенно опасно разлагающее влияние на освобожденного других ранее судимых лиц его ближайшего окружения, которые продолжают вести антиобщественный образ жизни. Кроме того, существенно влияют на рецидивную преступность ошибки и упущения в деятельности правоохранительных органов и общественности: отсутствие преемственности в работе между органами и учреждениями КУИС и полицией, разобщенность усилий профилактической службы и других подразделений полиции, с одной стороны, и административных предприятий, общественных формирований по месту жительства – с другой. Изучение практики показывает, что еще далека до оптимальной эффективность административного надзора полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Под административный надзор берутся не все лица, на которых он распространяется. Иногда надзор устанавливается с большим опозданием, осуществляется формально и сводится лишь к эпизодическим проверкам образа жизни поднадзорных, не сочетается с кропотливой воспитательной работой.
2.3. Предупреждение рецидивной преступности
Профилактика рецидивных преступлений является частью общих профилактических мероприятий. Но она имеет свои характерные особенности. Предупреждение рецидивной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс обусловливающих ее причин и условий. Это воздействие осуществляется путем применения различных по своему содержанию мер на общесоциальном, социально-криминологическом и индивидуальном уровнях.
Особенности рецидивной преступности, специфика некоторых обстоятельств, ее обусловливающих, предопределяют необходимость осуществления ряда специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, направленных на недопущение возврата на преступный путь тех, кто уже подвергался уголовному наказанию, предупреждение и снижение повторных преступлений. Целям предупреждения рецидива преступлений служит также рациональная система назначения и исполнения наказаний. Важную роль в предупреждении рецидива преступлений играет педагогический процесс, организуемый в исправительных учреждениях УИС. Он направлен на искоренение у осужденных антиобщественных взглядов и наклонностей, привитие им уважения к законам, на формирование привычки к труду, чувства долга и ответственности за свое поведение и других положительных качеств. Режим, труд, воспитательная работа, общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных – все это подчинено в конечном итоге задаче возвращения преступника к социально полезной деятельности после отбытия наказания.
Важной составной частью работы по предупреждению рецидива преступлений является подготовка к освобождению лиц, отбывших наказание. В процессе этой работы с ними проводятся беседы, в ходе которых выясняется, где они намерены проживать, работать или учиться после освобождения. Вся подготовительная работа к освобождению проводится на основе глубокого и всестороннего изучения личности осужденного и той микросферы, в которой он будет находиться после освобождения. При этом необходимо дать правильную оценку степени исправления каждого из осужденных, обеспечить строго индивидуальный подход к выбору оптимальных для данного лица путей и средств приобщения к честной трудовой жизни[21].
Повышенного внимания на подготовительном этапе требуют инвалиды, престарелые, отказывающиеся вернуться к прежнему месту жительства, осужденные, не имевшие до осуждения постоянного места жительства, несовершеннолетние, особо опасные рецидивисты, судимые три и более раза за умышленные преступления, подлежащие к взятию под административный надзор, не встающие на путь исправления либо не отказавшиеся от намерений продолжить преступную деятельность. В отношении перечисленных категорий лиц подготовительная работа по трудовому и бытовому устройству проводится заблаговременно даже в том случае, если они отказываются от помощи в решении этих вопросов.
Для обеспечения успешной социальной адаптации лиц, отбывших наказание, в территориальные органы из ИУ УИС представляется информация о их личности, индивидуально-психологических особенностях, поведении во время отбывания наказания, степени исправления и другие сведения, необходимые для организации индивидуально-профилактической работы.
По прибытии освобожденных к избранному месту жительства сотрудники полиции проводят с ними беседы, разъясняют порядок прописки, трудоустройства. В случае необходимости им оказывается конкретная помощь в обеспечении работой, жильем, в решении других вопросов жизненного устройства. Организуется целенаправленная воспитательная работа с привлечением представителей общественности трудовых коллективов и по месту жительства. Осуществляя общую профилактику рецидива преступлений, органы внутренних дел проводят комплексные проверки условий жизни, труда, поведения в быту лиц, освобожденных из мест лишения свободы, выявляют и обеспечивают оперативное прикрытие мест концентрации ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Обстоятельства, способствующие рецидиву преступлений лиц, склонных к повторному совершению преступлений, выявляются также в ходе комплексных операций. При проведении мероприятий по выявлению и устранению причин и условий рецидивной преступности органы внутренних дел должны поддерживать постоянную связь с различными государственными органами и общественными организациями, наблюдательными комиссиями акиматов, советами профилактики правонарушений, администрацией предприятий и т.д.
Есть свои особенности (с учетом задач предупреждения рецидива преступлений) у таких общепрофилактических мероприятий, как выступления сотрудников органов внутренних дел по месту жительства, по радио и телевидению, в печати по вопросам укрепления общественного порядка и борьбы с правонарушениями, в иных формах их участия в правовом воспитании граждан. В частности, определенное сдерживающее значение имеет разъяснение правовых последствий судимости, признания некоторых категорий судимости особо опасным рецидивом, законодательства об административном надзоре за судимыми лицами и других законов, регулирующих правовые вопросы борьбы с рецидивом преступлений.
Одной из важных задач индивидуальной профилактической работы органов внутренних дел является своевременное и полное выявление ранее судимых, которые в силу сложившихся антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей могут вновь встать на преступный путь.
Выявление таких лиц осуществляется в ходе повседневной деятельности органов и учреждений УКУИС, аппаратов ОКП, участковых инспекторов полиции, а также других служб, между которыми должно обеспечиваться тесное взаимодействие. Необходимым условием осуществления контроля за поведением ранее судимых и проведения с ними индивидуальной воспитательной работы является глубокое и всестороннее изучение их личности, прошлого, связей, обстановки в семье, жилищно-бытовых условий, материальной обеспеченности, планов на будущее и т.д. Информацию, полученную из бесед с освобожденными, их родственниками и лицами из ближайшего окружения, путем ознакомления с условиями и труда их жизни, а также сведения о личности осужденного, поступившие в полицию из исправительных учреждений КУИС, работники полиции внимательно анализируют и используют в профилактической работе.
Наряду с профилактическими мероприятиями, проводимыми по месту работы и жительства, ранее судимых лиц, большое значение имеет устранение условий, способствующих рецидиву преступлений, возникающих в сфере досуга. Необходимо иметь в виду, что связи ранее судимых лиц на основе общих потребностей, интересов, прошлого опыта и поведения осуществляются преимущественно вне досягаемости таких традиционных форм социального контроля, как производственный коллектив, семья, ближайшее бытовое окружение, а именно в сфере досуга, особенно неорганизованного.
Усилия работников полиции направляются, прежде всего, на разобщение группировок ранее судимых, общающихся на антиобщественной основе. При воздействии как на сферу семейно-родственных отношений, так и на ближайшие бытовые отношения ранее судимых, очень важно добиваться локализации конфликтов, примирения враждующих сторон, устранения условий, способствующих разного рода конфликтным ситуациям.
Особое место в предупреждении рецидивной преступности занимает гласный административный надзор полиции за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Являясь мерой принудительно-воспитательного характера, административный надзор подробно регламентируется законом и применяется лишь в отношении тех освобожденных, чье общественное поведение чревато наиболее реальной угрозой рецидива. Основной целью административного надзора является предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых, формирование у них положительных социальных наклонностей. Установление и осуществление административного надзора не должно нарушать другие права и законные интересы поднадзорного, унижать его человеческое достоинство, компрометировать по месту работы, учебы и жительства.
Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц:
а) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых за два или более раза за любые умышленные преступления, если их поведение в период отбывания наказания свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;
б) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два или более раза за умышленные преступления, если после отбывания наказания они систематически нарушают общественный правопорядок и законные интересы граждан, несмотря на предупреждения органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.
Основанием для установления административного надзора является постановление судьи. Он устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
Информация о работе Причины рецидивов преступлений и их предупреждение