Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель: определить основные причины экстремизма и изучить основные пути его профилактики.
Объект исследования: молодежный экстремизм как социальное явление.
Предмет: профилактика молодежного экстремизма.
Задачи: Определить основную проблематику экстремизма. Изучить профилактическую деятельность в отношении экстремизма. Рассмотреть основные направления профилактической деятельности для предотвращения экстремистских настроений среди подростков и молодежи.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие "экстремизм"
1.2 Причины возникновения и распространения экстремизма в России
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Профилактика в педагогическом процессе
2.2 Социальный портрет экстремистов как социальной группы
2.3 Основные подходы к профилактике
2.4 Исследование подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время
существует пять основных психопрофилактических
подходов к предупреждению проявлений
экстремизма:
Подход, основанный
на распространении информации об экстремизме
и организациях экстремистского
толка.
Данный подход является
наиболее распространенным типом превентивных
стратегий. Он базируется на предоставлении
информации об экстремистских организациях
и об опасности их религиозных, националистических,
политических идей, приведении фактов
о жизненных трудностях, ситуациях
и мотивах членов данных организаций.
Социальные работники устраивают акции
и создают проекты для
В настоящее время
этот метод частично комбинируется
с другими типами интервенций, так
как сам по себе он не является эффективным.
Несмотря на то что информационные
программы способствуют повышению
уровня знаний, они могут лишь дать
толчок к отвращению, всякого рода
нетерпимости. Большинство таких
программ не включают в себя задач,
направленных на изменение поведения
молодежи, формирование у них толерантности,
национал- и веротерпимости, и не
отвечают на вопрос, как может самореализоваться
молодой человек в настоящее
время.
Чаще всего эти
программы недостаточно интенсивны
и непродолжительны. Тем не менее,
совсем отказываться от них преждевременно.
Информация об опасности экстремистских
организаций должна даваться как
можно более подробно и вплетаться
в структуру других программ, имеющих
более широкие цели.
Подход, основанный
на аффективном обучении.
В основе этого подхода
лежит теоретическое положение
о том, что проявлять нетерпимость
к "другим" начинают, прежде всего,
люди с недостаточно развитой эмоциональной
сферой, воспитанные в семьях, где
существовал запрет на выражение
эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное)
обучение базируется на понимании того,
что нетерпимость чаще развивается
у личностей с трудностями
в определении и выражении
эмоций, имеющих так называемые интерперсональные
факторы риска - низкую самооценку,
неразвитую способность к сопереживанию
(эмпатию). В связи с этим у них
не формируется умение накапливать
собственный и чужой опыт переживаний,
не развиваются навыки принятия решений
в сложных стрессовых ситуациях.
Кроме того, люди с неразвитой способностью
открыто проявлять свои эмоции, обычно
недостаточно общительны, скованы в
проявлении чувств, низко оцениваются
сверстниками и поэтому готовы любой
ценой, даже посредством преступлений,
включиться в группу сверстников
и быть там принятыми. Социальные
работники при этом подходе должны
учить клиентов управлять рационально
своими эмоциями
Хотя данная модель
и является эффективной, в современных
условиях она не может использоваться
изолированно от других, так как
идеи экстремизма в настоящее
время распространились не только на
подростков с проблемной эмоциональной
сферой, но и на многие другие слои этой
возрастной группы. Кроме того, отечественная
культура воспитания ребенка предполагает
определенные эмоциональные запреты
на чрезмерное эмпатическое сопереживание,
что, несомненно, пагубно влияет на
формирование личности в целом. Иными
словами, родительские "не плачь, не
кричи, успокойся, будь мужчиной" и
т. д., кроме известной пользы, приносят
еще и определенный вред.
Подход, основанный
на влиянии социальных факторов.
Данный подход базируется
на понимании того, что влияние
сверстников и семьи играет важную
роль, способствуя или препятствуя
зарождению экстремистских идей. С
точки зрения данного подхода
важнейшим фактором развития человека
является социальная среда как источник
обратной связи, поощрений и наказаний.
В связи с этим подчеркивается
важность социально ориентированной
интервенции, представляющей собой
специальные программы для
Наиболее популярными
среди таких программ являются тренинги
устойчивости к социальному давлению.
Одним из важных подходов в такого
рода программах является работа с
молодежными лидерами — подростками,
желающими пройти определенное обучение,
для того чтобы в дальнейшем осуществлять
профилактическую антиэкстремистскую
деятельность в своей школе, в
своем районе.
Подход, основанный
на формировании жизненных навыков
В данном подходе
центральным является понятие об
изменении поведения, поэтому в
нем используются преимущественно
методы поведенческой модификации.
Основу этого направления составляет
теория социального научения Бандуры
(Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное
поведение подростка
Исследователи этого
вопроса описывают множество
таких субъективных мотивов и
четко устанавливают один факт: агрессия
становится основным фактором в поведении
молодых людей. На основе данной позиции
разрабатываются программы
Подход, основанный
на развитии деятельности, альтернативной
экстремистской
Этот подход предполагает
необходимость развития альтернативных
социальных программ для молодежи,
в которых могли бы быть в социально
нормативных рамках реализованы
стремление к риску, поиск острых
ощущений, повышенная поведенческая
активность, столь свойственные молодым.
Данное направление является попыткой
развития специфической активности
с целью уменьшить риск проявления
экстремистской агрессии.
Например, в настоящее
время все больше футбольных фанатов
становятся экстремистами. Однако, любовь
к своей команде не причина
ненависти к другим. Некоторые
социальные работники предлагали создавать
все больше открытых площадок для
игр в футбол, чтобы болельщики
не выходили на бои с противниками,
а играли в футбол между собой
или с болельщиками других футбольных
команд
А. Кромин выделяет четыре
варианта программ, основанных на деятельности,
альтернативной экстремистской:
1. Предложение специфической
активности (например, путешествия
с приключениями), которое вызывает
волнение и предполагает
2. Комбинация возможности
удовлетворения специфических
3. Поощрение участия
подростков во всех видах
4. Создание групп
молодых людей, заботящихся об
активном выборе своей
2.4 Исследование подростков
молодежь экстремист
педагогический подросток
Для более продуманной
и эффективной профилактики экстремизма
необходимо выявить, откуда у подростков
появляются такие наклонности. Связано
ли это с неблагополучием в
семье или это влияние средств
массовой информации? Исследовать можно
как трудных подростков, стоящих
на учете в детской комнате
милиции, и обычных школьников 9-11
классов. Задачей опроса является выявление
факторов развития экстремистских настроений,
для организации более
1. Ксенофобия
– это:
o боязнь Ксенона;
o нетерпимость (плохое,
несправедливое отношение) к
o заболевание,
при котором часто снятся
o боязнь потерять
свою национальную культуру;
o затрудняюсь
ответить.
2. Толерантность
– это:
o редкое заболевание
глаз;
o смирение и
непротивление злу;
o уважительное
отношение к людям другой
o процесс разрушения
национальных культур и
o затрудняюсь
ответить.
Необходимо будет
уточнить, откуда они узнали о таких
понятиях.
3. Как вы считаете,
националист – это тот, кто:
o нарушает правила
дорожного движения за
o считает представителей
своей национальности лучше
o досконально
знает свою национальную
o пишет книги
о достоинствах и недостатках
представителей своей
o затрудняюсь
ответить.
4. Поддерживаете
ли вы практику милиции
o да, это нужно
делать обязательно;
o да, нужно проверять
документы у всех подряд;
o нет, это не
приемлемо ни в каких условиях;
o мне все равно;
o в некоторых
случаях ______________________
o иное ______________________________
5. Вы когда-нибудь
проявляли нетерпимость к
o никогда;
o да, по национальному
признаку;
o да, по имущественному
признаку;
o да, по другим
признакам;
o затрудняюсь
ответить.
6. Поддерживаете
ли вы организации, которые
выступают против миграции и
за "Россию для русских"?
o полностью поддерживаю
и готов быть членом такой
организации;
o вообще согласен,
но вступать в организацию
не хочу;
o не поддерживаю
такую позицию
o считаю, что такие
организации надо запретить
7. Вы сталкивались
со случаями унижения
o да, наблюдал
лично;
o да, испытал на
себе;
o да, слышал от
знакомых;
o да, читал в
газете;
o да, видел по
телевизору;
o нет, не сталкивался;
o никогда не
обращал внимания.
8. По вашему мнению,
существует ли в нашем городе
нетерпимое отношение к людям
другой национальности и
o да, и это большая
проблема;
o да, но встречается
редко и не является проблемой;
o нет, у нас
ко всем относятся одинаково
хорошо;
o нет, у нас
ко всем относятся одинаково
плохо;
o я не хочу
об этом думать;
o не знаю.
Информация о работе Причины и профилактика молодежного экстремизма в России