Причины и профилактика молодежного экстремизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить основные причины экстремизма и изучить основные пути его профилактики.


Объект исследования: молодежный экстремизм как социальное явление.


Предмет: профилактика молодежного экстремизма.


Задачи: Определить основную проблематику экстремизма. Изучить профилактическую деятельность в отношении экстремизма. Рассмотреть основные направления профилактической деятельности для предотвращения экстремистских настроений среди подростков и молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЯ


1.1 Понятие "экстремизм"


1.2 Причины возникновения и распространения экстремизма в России


ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ


2.1 Профилактика в педагогическом процессе


2.2 Социальный портрет экстремистов как социальной группы


2.3 Основные подходы к профилактике


2.4 Исследование подростков


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

причины и профилактика молодежногго Э.docx

— 36.84 Кб (Скачать)

В настоящее время  существует пять основных психопрофилактических  подходов к предупреждению проявлений экстремизма: 

Подход, основанный на распространении информации об экстремизме  и организациях экстремистского  толка. 

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях  и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции  и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме. 

В настоящее время  этот метод частично комбинируется  с другими типами интервенций, так  как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению  уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких  программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения  молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться  молодой человек в настоящее  время. 

Чаще всего эти  программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как  можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих  более широкие цели. 

Подход, основанный на аффективном обучении. 

В основе этого подхода  лежит теоретическое положение  о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной  сферой, воспитанные в семьях, где  существовал запрет на выражение  эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается  у личностей с трудностями  в определении и выражении  эмоций, имеющих так называемые интерперсональные  факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них  не формируется умение накапливать  собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений  в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в  проявлении чувств, низко оцениваются  сверстниками и поэтому готовы любой  ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников  и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально  своими эмоциями 

Хотя данная модель и является эффективной, в современных  условиях она не может использоваться изолированно от других, так как  идеи экстремизма в настоящее  время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной  сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная  культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты  на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными  словами, родительские "не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и  т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред. 

Подход, основанный на влиянии социальных факторов. 

Данный подход базируется на понимании того, что влияние  сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя  зарождению экстремистских идей. С  точки зрения данного подхода  важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной  интервенции, представляющей собой  специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды. 

Наиболее популярными  среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с  молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в  своем районе. 

Подход, основанный на формировании жизненных навыков 

В данном подходе  центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в  нем используются преимущественно  методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается  с точки зрения функциональных проблем  и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом  по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля. 

Исследователи этого  вопроса описывают множество  таких субъективных мотивов и  четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении  молодых людей. На основе данной позиции  разрабатываются программы жизненных  навыков, которые заключаются в  повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности  показала, что данная модель имеет  шансы быть успешной, однако она  не может быть полностью скопирована  в России в связи с принципиальными  различиями в молодежных поведенческих  стилях. Стремление юных соотечественников  перенимать западный поведенческий  имидж - вещь неизбежная, однако непременной  составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля. 

Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской 

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально  нормативных рамках реализованы  стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая  активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии. 

Например, в настоящее  время все больше футбольных фанатов  становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина  ненависти к другим. Некоторые  социальные работники предлагали создавать  все больше открытых площадок для  игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой  или с болельщиками других футбольных команд 

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской: 

1. Предложение специфической  активности (например, путешествия  с приключениями), которое вызывает  волнение и предполагает преодоление  различных препятствий. 

2. Комбинация возможности  удовлетворения специфических для  подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со  специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом). 

3. Поощрение участия  подростков во всех видах специфической  активности (разнообразные хобби,  клубы и т. д.). 

4. Создание групп  молодых людей, заботящихся об  активном выборе своей жизненной  позиции. Результаты этих программ  не свидетельствуют о явных  успехах или неудачах, однако  они особенно эффективны в  группах высокого риска отклоняющегося  поведения. 

2.4 Исследование подростков 

молодежь экстремист педагогический подросток 

Для более продуманной  и эффективной профилактики экстремизма  необходимо выявить, откуда у подростков появляются такие наклонности. Связано  ли это с неблагополучием в  семье или это влияние средств  массовой информации? Исследовать можно  как трудных подростков, стоящих  на учете в детской комнате  милиции, и обычных школьников 9-11 классов. Задачей опроса является выявление  факторов развития экстремистских настроений, для организации более эффективной  профилактики экстремизма. Для этого  можно будет использовать анкету следующего содержания: 

1.  Ксенофобия  – это: 

o  боязнь Ксенона; 

o  нетерпимость (плохое, несправедливое отношение) к людям  другой национальности, взглядов, вероисповедания; 

o  заболевание,  при котором часто снятся ночные  кошмары; 

o  боязнь потерять  свою национальную культуру; 

o  затрудняюсь  ответить. 

2.  Толерантность  – это: 

o  редкое заболевание  глаз; 

o  смирение и  непротивление злу; 

o  уважительное  отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.; 

o  процесс разрушения  национальных культур и замещение  их однородной "попсой"; 

o  затрудняюсь  ответить. 

Необходимо будет  уточнить, откуда они узнали о таких  понятиях. 

3.  Как вы считаете, националист – это тот, кто: 

o  нарушает правила  дорожного движения за границей; 

o  считает представителей  своей национальности лучше всех  других людей; 

o  досконально  знает свою национальную культуру; 

o  пишет книги  о достоинствах и недостатках  представителей своей национальности; 

o  затрудняюсь  ответить. 

4.  Поддерживаете  ли вы практику милиции проверять  документы на улице у людей  не-славянской внешности? 

o  да, это нужно  делать обязательно; 

o  да, нужно проверять  документы у всех подряд; 

o  нет, это не  приемлемо ни в каких условиях; 

o  мне все равно; 

o  в некоторых  случаях ___________________________ (каких?) 

o  иное __________________________________ 

5. Вы когда-нибудь  проявляли нетерпимость к представителям  какого-либо меньшинства? 

o  никогда; 

o  да, по национальному  признаку; 

o  да, по имущественному  признаку; 

o  да, по другим  признакам; 

o  затрудняюсь  ответить. 

6. Поддерживаете  ли вы организации, которые  выступают против миграции и  за "Россию для русских"? 

o  полностью поддерживаю  и готов быть членом такой  организации; 

o  вообще согласен, но вступать в организацию  не хочу; 

o  не поддерживаю  такую позицию 

o  считаю, что такие  организации надо запретить 

7. Вы сталкивались  со случаями унижения достоинства  человека из-за его национальности  или вероисповедания? 

o  да, наблюдал  лично; 

o  да, испытал на  себе; 

o  да, слышал от  знакомых; 

o  да, читал в  газете; 

o  да, видел по  телевизору; 

o  нет, не сталкивался; 

o  никогда не  обращал внимания. 

8. По вашему мнению, существует ли в нашем городе  нетерпимое отношение к людям  другой национальности и вероисповедания? 

o  да, и это большая  проблема; 

o  да, но встречается  редко и не является проблемой; 

o  нет, у нас  ко всем относятся одинаково  хорошо; 

o  нет, у нас  ко всем относятся одинаково  плохо; 

o  я не хочу  об этом думать; 

o  не знаю. 

Информация о работе Причины и профилактика молодежного экстремизма в России