Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель: определить основные причины экстремизма и изучить основные пути его профилактики.
Объект исследования: молодежный экстремизм как социальное явление.
Предмет: профилактика молодежного экстремизма.
Задачи: Определить основную проблематику экстремизма. Изучить профилактическую деятельность в отношении экстремизма. Рассмотреть основные направления профилактической деятельности для предотвращения экстремистских настроений среди подростков и молодежи.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие "экстремизм"
1.2 Причины возникновения и распространения экстремизма в России
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Профилактика в педагогическом процессе
2.2 Социальный портрет экстремистов как социальной группы
2.3 Основные подходы к профилактике
2.4 Исследование подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
К экстремистским и
собственно террористическим действиям
прибегали народовольцы, эсеры, большевики,
другие политические группы, охваченные
ненавистью и фанатизмом. Сам коммунистический
режим был экстремистским, особенно
в период Гражданской войны и
1930-е годы. Поэтому следует честно
признать, что в нынешней России
экстремизм, закрепившись в общественных
нравах, идеологии и психологии некоторых
социальных групп, лишь продолжил свою
прежнюю жизнь, но уже став новым
по существу. Принципиальным здесь
является то, что сейчас он идет не от
государственной власти "вниз",
а "снизу" к ней и к людям.
Современная история
С распадом СССР и
по настоящее время труд не стал
полем сплочения людей, его оплата
не возросла, а малый и средний
бизнес, несмотря на все усилия руководства
страны не стал локомотивом экономики.
Это означает низкий материальный достаток
подавляющего большинства населения.
А в целом – благодатный
плацдарм для возникновения и
развития экстремистских и даже фашистских
настроений. У нас сейчас сложилась
примерно такая же социальная ситуация,
как в Германии после окончания
Первой мировой войны, когда страны
Антанты буквально задушили ее. Поэтому
в России, которая столько претерпела
от фашизма, его идеи получают все
большее распространение, а некоторая,
пусть и малая часть молодежи
поклоняется его символам. Когда
люди бедствуют, они очень тревожны
и ищут причины своего неблагополучия.
И здесь самое простое –
обвинить тех, кто говорит на другом
языке или молится другому
богу, потому что эти другие совсем
рядом, их можно легко достать, унизить,
вытолкнуть и даже уничтожить.
Здесь действует
человек толпы – низколобый, примитивный
и злобный, наделенный способностью
лишь черно-белого видения мира. Ему
нужны готовые решения, и он будет
действовать; такие люди есть во всех
странах. Особую ненависть у него
вызывают неграждане России, они чужие,
виновники "наших" бед или в
лучшем случае козлы отпущения, на которых
можно вылить свою злобу. Одним словом,
труд и в постперестроечной России
не стал ареной сближения людей, их
сотрудничества и взаимопомощи, поэтому
и не произошло формирования единой
социальной общности – россиян, как
и до этого – советских людей.
Очевидно, что без
высокого уровня толерантности, работе
специалистов по социальной работе само
существование России представляется
проблематичным. Поэтому поиск национальной
идеи в России должен опуститься с
высоких небес на землю, и она
должна быть сосредоточена на повышении
материального благосостояния людей
и привитии им гуманитарных ценностей.
В числе факторов,
которые стимулируют
В качестве самостоятельного
экстремогенного фактора
1. Приверженность
монархической идее, которая берет
свое начало из глубокой
Общественная опасность
монархической идеи в нынешних условиях
состоит в убеждении решать проблемы
с позиции силы и не вступать в
диалог с оппонентами.
2. Близкая к паранойе
установка, что кругом очень
много врагов и все наши
беды от них, внутренних и
внешних. Особенно преуспели в
этом большевики – число
Так, отнюдь не изжит
антисемитизм, усилилось презрительное
и даже враждебное отношение к
представителям народов Кавказа
и Средней Азии.
3. Исконное недоверие
к демократии, ощущение в ней
сил хаоса и разрушения, в лучшем
случае чего-то, что ни в коем
случае не обеспечит
Все эти явления
социальной жизни теснейшим образом
связаны друг с другом и изолированно
не могут существовать. Социальная
работа должна помочь людям быть толерантнее.
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА
ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Профилактика в
педагогическом процессе
На сегодняшний
день молодежный экстремизм выражается
в пренебрежении к действующим
в обществе правилам поведения, к
закону в целом, появлении неформальных
молодежных объединений противоправного
характера. Экстремисты нетерпимы
к тем гражданам России, которые
принадлежат к другим социальным
группам, этносам и придерживаются
иных политических, правовых, экономических,
моральных, эстетических и религиозных
идей. Развитие молодежного экстремизма
– это свидетельство
ü анализ философской,
исторической, социокультурной стороны
процессов, которые происходят в
сфере молодежной культуры;
ü необходимые государству
и обществу научно-обоснованные практические
рекомендации по профилактики экстремизма
и терроризма;
ü профилактическая
работа по противодействию проявлениям
экстремизма в молодежной среде;
ü разработка системы
профилактических мер, которая будет
включать социально-культурные условия
формирования толерантности в учебно-
ü совершенствование
системы культурно-досуговой
ü увеличение доступных
для значительной части молодежи
культурных благ;
ü создание авторитетных
массовых общественных молодежных организаций,
которые объединяют и воспитывают
на положительных образцах подрастающие
поколения;
ü консолидация и
творческая реализация личности в среде
сверстников;
ü усиление профессиональной
подготовки молодёжи, способной к
реализации жизненных перспектив;
ü учет профессиональной
подготовки молодежи в системе профилактических
мер по противодействию экстремизму
в молодёжной среде;
ü реализация потребности
личности в самоопределении, культуре
межнациональном общении;
Профилактика терроризма
и экстремизма проводиться в
образовательной системе. Данная работа
по профилактике в первую очередь
начинается с формирования у работников
сферы образования навыков
Человек становится
личностью в процессе социализации.
Начальные стадии воспитания он получает
в семье. Так что основной заклад
мышления происходит именно в главной
ячейке общества. Однако, школа так
же берет на себя воспитательную функцию.
В школах социальные педагоги должны
брать на себя ответственность за
нравственное воспитание своих учеников.
2.2 Социальный портрет
экстремистов как социальной
группы
Профилактическую
деятельность по предотвращению появления
экстремистских настроений можно классифицировать
на два типа:
· Работа с подростками
и молодежью, у которых еще
не появились экстремистские наклонности.
· Работа с подростками
и молодежью, у которых уже
сформировалось экстремистское мировоззрение.
В первом случае, такие
подростки, не имеющие противозаконного
настроения, будут являться добровольными
клиентами социальной работы. Задачей
социальной работы с ними будет создание
такого толерантного мировоззрения, в
котором будет отсутствовать
идеи экстремистского начала.
Рассмотрим подростков,
у которых уже сформировалось
экстремистские взгляды, как клиентов
социальной работы.
Экстремисты как
клиенты социальной работы имеют
свой портрет. Так как эти клиенты
не добровольно направлены к социальному
работнику они могут проявлять
агрессивность и с такими клиентами
трудно наладить взаимодействие. Такие
клиенты еще называются "трудные".
Они не доверчивы и могут проявлять
сопротивление. В таком случае надо
действовать нестандартно и надо
демонстрировать свою полезность клиенту.
Таким образом, целью социальной
работы с такими агрессивными клиентами
является организация работы таким
образом, чтобы снизить опасность
от непредсказуемого поведения.
2.3 Основные подходы
к профилактике
Органы государственной
власти и местного самоуправления,
противодействующие экстремистской деятельности,
выступают в роли контр субъекта,
реагирующего на экстремистские действия.
Объективная логика становления
контрсубъекта такова, что в первичной
своей форме в силу неспециализированности
он по уровню развития отстает от ведущего
субъекта (в данном случае - субъекта
экстремизма). Принятый федеральный
закон, как фактом своего принятия,
так и содержанием неявно констатировал
опасность экстремизма и
Эффективное противодействие
экстремизму должно опираться на
познание закономерностей становления
и развития субъекта экстремистской
деятельности, прогнозирование интенсивности
и перспектив экстремистских действий.
В федеральном законе
представлен образ субъекта экстремистской
деятельности. В ст. 1 говорится об
общественных и религиозных объединениях,
либо иных организациях, либо средствах
массовой информации, либо физических
лицах, осуществляющих экстремистскую
деятельность. Закон в статьях 14
и 15 предусматривает
Профилактика экстремистской
деятельности в молодежной среде - это
область науки и практики социальной
работы, которая интенсивно связана
с профилактикой психического здоровья,
с вопросами эффективной
В последние годы
в странах Западной Европы, США
и СНГ развиваются и
Информация о работе Причины и профилактика молодежного экстремизма в России