Преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

целью моей работы является изложение моего представления о таком институте современного российского уголовного права как соучастие в преступлении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……...3
1.Укрывательство преступлений………………………………………………......5
2.Понятие и значение соучастия в уголовном праве………………………..….12
2.1Виды соучастия и формы соучастия……………………………………..…...15
2.2Основания и пределы ответственности соучастников…………………...….22
3Прикосновенность к преступлению и ее отличие от соучастия………….......26
Заключение…………………………………………………………………...……28
Глоссарий……………………………………………………………………...…..30
Список использованных источников……………………………….………..…..33

Работа содержит 1 файл

Андреенко А.А.К.Р.,Уголовное право.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Укрывательство  является оконченным с момента совершения любых действий по сокрытию преступника, орудий или средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем. При этом состав признается оконченным независимо от того, была ли виновным фактически достигнута цель укрывательства. Было бы неправильным момент окончания этого преступления связывать с действительным осуществлением указанной цели.

     С субъективной стороны укрывательство характеризуется виной в форме прямого умысла. В содержание умысла укрывателя входит, прежде всего, сознание общественно опасного характера своих действий. Сознание общественно опасного характера своих действий основывается в данном случае, с одной стороны, на сознании характера укрываемого преступления и, с другой, - на сознании того, что в результате его действий укрываемое преступление может оказаться неизобличенным. Достижение указанного последствия составляет цель деятельности виновного. По этим соображениям нельзя согласиться с мнением тех авторов, которые допускают возможность совершения укрывательства с косвенным умыслом.

     Большое значение в содержании умысла укрывателя имеет сознание им характера совершенного исполнителем преступления, так как укрыватель может быть привлечен к ответственности только за укрывательство того преступления, характер которого охватывался его умыслом. Например, если по обстоятельствам дела виновный мог сознавать, что им укрывается убийство, совершенное по неосторожности, тогда как на самом деле это убийство было совершено умышленно, то он вообще не может быть привлечен к уголовной ответственности, поскольку умышленное убийство не охватывалось его умыслом, а укрывательство неосторожного убийства ненаказуемо. В тех случаях, когда ответственность установлена за укрывательство преступлений, отягощенных квалифицирующими признаками, сознание укрывателя должно охватывать и эти признаки.

     Цель, которую ставит перед собой укрыватель, - сокрытие преступления, но вместе с тем она включает в себя и стремление воспрепятствовать деятельности органов правосудия по изобличению преступника и раскрытию преступления.

     Мотивами  укрывательства могут быть корыстные  побуждения, родственные чувства, боязнь мести со стороны преступника, чувство ложного товарищества и т. п. Мотивы лежат за пределами состава укрывательства, но они учитываются при назначении наказания.

     До  недавнего времени не исключали  уголовной ответственности и  родственные связи между укрывателем  и преступником. Однако Законом Российской Федерации от 29 апреля 1993 года ст. 18 УК РСФСР (Укрывательство) была дополнена частью 2, где было закреплено положение, ограничивающее круг лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за укрывательство. В последствие принятый уголовный кодекс Российской Федерации также в примечании ст. 316 (Укрывательство преступлений) утвердил, что лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником. Законодатель не указывает на мотивы и цели супругов и близких родственников, которыми они руководствуются в своей деятельности, укрывая преступника. Видимо, в данном случае предполагаются какие-то родственные чувства, но так как в законе они не указываются, то можно сделать вывод о том, что и здесь мотивы и цели для квалификации значения не имеют. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Понятие и значение соучастия в уголовном праве

 

     Совершение преступления в соучастии нескольких лиц является распространенной формой преступной деятельности.

     Совершение  преступления совместными действиями двух или более лиц называется соучастием в преступлении. Статья 32 УК РФ определяет институт соучастия  как «умышленное совместное участие  двух или более лиц в совершении умышленного преступления». Преступление, совершенное в соучастии, представляет, как правило, повышенную опасность: объединение усилий нескольких лиц, взаимная поддержка соучастников укрепляет их решимость и облегчает достижение преступного результата, затрудняет разоблачение преступников, создает возможность причинения большего ущерба. Повышенная общественная опасность содеянного особенно очевидна, когда деяние совершается организованной группой. 

     В действующем уголовном законодательстве имеются составы, в которых совершение преступления по предварительному сговору группой лиц предусматривается в качестве отягчающего обстоятельства, а совершение преступления организованной группой рассматривается как учиненное при особо отягчающих обстоятельствах.

     В то же время судебная практика свидетельствует, что индивидуальная роль, степень вины, стойкость преступных стремлений соучастников далеко не одинаковы. Среди них бывают организаторы, другие активные участники совершения преступления, а нередко — лица, втянутые в преступление при случайных обстоятельствах. Поэтому было бы несправедливо привлекать соучастников всегда к более строгой ответственности, чем лиц, совершающих подобные деяния в одиночку. Поэтому предпосылками и условиями индивидуализации ответственности соучастников является то, что каждый соучастник отвечает за совершенное сообща преступление, но в строгом соответствии с индивидуальной ролью и степенью вины в совершенном преступлении. Этим и  объясняется необходимость учета степени и характера участия каждого из соучастников в преступлении.

     В истории отечественного уголовного законодательства всегда уделялось  большое внимание ответственности  за соучастие. В первых декретах Российской Федерации 1917 — 1918 гг., хотя не давалось определение понятия соучастия, однако подчеркивалась повышенная опасность таких его форм, как контрреволюционная организация, заговор, банда, шайка, которые в период проведения Октябрьской революции, в годы иностранной интервенции и гражданской войны представляли особую опасность для Российского государства. Применительно к конкретным преступлениям понятие соучастия толковалось весьма широко. Оно охватывало не только все виды соучастия в преступлении, но и все виды прикосновенности. В нормативных актах того времени делалась попытка проводить индивидуализацию ответственности соучастников и прикосновенных лиц в зависимости от их роли в совершении или сокрытии преступления. В то же время за наиболее опасные преступления устанавливалась равная наказуемость не только соучастников, но и прикосновенных лиц.

     Руководящие начала по уголовному праву РСФСР  от 12 декабря 1919 г. слишком узко формулировали  общее понятие соучастия. В ст.21 указывалось, что за деяния, совершенные  сообща группою лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники.

     В трех других статьях определялся  круг соучастников, раскрывались признаки исполнителя, подстрекателя и пособника. К пособничеству относилось не только укрывательство, но и попустительство. Наказание соучастникам должно было определяться не степенью участия, а степенью опасности преступника и совершенного им деяния.

     УК  РСФСР 1922 г. ограничил пределы понимания  соучастия. Из определения подстрекательства  исключалась неудавшаяся попытка  склонить другое лицо к преступлению. Сужалось определение пособничества, из него исключалось попустительство, не способствовавшее совершению преступления. По УК 1922 г. наказание определялось как в зависимости от степени опасности преступника и совершенного им преступления, так и в зависимости от степени участия в преступлении6.

     Основные  начала уголовного законодательства Союза  ССР и союзных республик 1924 г. соучастию в преступлении посвящали  ст. 12, определявшую общие принципы ответственности за соучастие. В  ст. 12 указывалось, что наказание применяется в отношении всех соучастников (подстрекателей, исполнителей, пособников) в зависимости как от степени их социальной опасности, так и от степени участия в преступлении. В Основных началах не давалось определения понятия соучастия, а также характеристики видов соучастников.

     УК  союзных республик 1926 — 1935 гг. не содержали  определения понятия соучастия  и видов соучастников. По УК РСФСР 1926 г. пособничеством признавалось всякое сокрытие преступника или следов преступления независимо оттого, было ли оно заранее обещано или нет.

     Основы  уголовного законодательства 1958 г. впервые  в истории уголовного права советского периода дали развернутое определение  понятия соучастия. Основы и УК РСФСР 1960 г. включили в число участников организаторов преступлений, дали четкое определение всех видов соучастников (исполнителей, организаторов, подстрекателей и пособников). Из числа пособников были исключены лица, совершившие заранее не обещанное укрывательство преступника, а равно орудий и средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем. Только заранее обещанное укрывательство рассматривается как соучастие.

     А в настоящем УК РФ в статье 35 дается определение понятия совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). В ней также устанавливается, что лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет ответственность за организацию и руководство организованной группой.

       2.1 Виды соучастников и формы  соучастия. 

     Соучастниками признаются лица, умышленно участвующие в совершении умышленного преступления. Они различаются между собой по характеру действий, которые выполняют в процессе совершения преступления. Статья 33 УК предусматривает следующие виды соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

     Исполнитель — это лицо, непосредственно совершившее  преступление либо непосредственно  участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК (ч. 2 ст. 33). Исполнителем преступления признается тот субъект, который своими действиями выполняет объективную сторону состава преступления или се часть, т.е. совершает действия, описанные в соответствующей статье Особенной части УК. Так, исполнителем убийства является лицо, причинившее смерть потерпевшему путем выстрела из огнестрельного оружия, нанесения ножевого ранения (ст. 105 УК РФ), и т.д.

     В качестве исполнителя преступления могут выступать одно или несколько  лиц. В случаях, когда объективная  сторона состава того или иного преступления выполнена совместными действиями нескольких лиц, имеет место соисполнительство. При этом каждый из исполнителей может либо полностью выполнить действия, описанные в соответствующей статье Особенной части УК (например, при групповом хулиганстве — ст. 213 УК), либо исполнить только какую-либо часть этих действий (например, угроза оружием и удержание потерпевшего при разбое, когда другой соисполнитель изымает ценности — ст. 162 УК)7.

     Соисполнителем  также признается лицо, которое непосредственно не выполняет объективную сторону состава деяния, но, находясь на месте преступления, помогает в этом другим соучастникам. Если лицо удерживает потерпевшего при причинении вреда его здоровью либо лишает его возможности оказывать сопротивление изъятию имущества, то оно наряду с теми, кто непосредственно причиняет вред здоровью или изымает имущество, признается соисполнителем.

     Таким образом, для признания лица исполнителем (соисполнителем) преступления необходимо, чтобы оно приняло участие в самом процессе совершения преступления. Применительно к убийству Пленум Верховного Суда неоднократно указывал, что в качестве исполнителей преступления следует признавать лиц, которые действовали совместно, с умыслом, направленным на совершение убийства, и непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего.

     В тех случаях, когда орудием совершения преступления выступают лица, не подлежащие ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, исполнителем признается тот субъект, кто использует их для выполнения объективной  стороны состава преступления. К другим обстоятельствам, в силу которых лицо не подлежит уголовной ответственности, относятся невиновное причинение или совершение преступления по неосторожности. В этих случаях субъект-исполнитель использует ошибку невиновно действующего лица для совершения преступления либо неосторожное преступление другого лица, не являющегося соучастником.

     Исполнителями некоторых преступлений (в частности, должностных, воинских, против правосудия и др.) могут быть только лица, обладающие признаками специального субъекта. Поэтому когда лицо, не обладающее такими признаками, непосредственно участвует в выполнении объективной стороны состава такого преступления, оно не может быть признано его исполнителем (соисполнителем). Его действия следует рассматривать как пособничество в совершении преступления со специальным субъектом. Согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ, лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

     Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими (ч. 3 ст. 33 УК). Такая деятельность возможна не только при множественности преступлений, но и при совершении единичных общественно опасных деяний.

     Организация преступления может выражаться в  определении объекта посягательства, разработке плана деятельности, выборе соучастников, подготовке орудий и средств совершения преступления и т.п.

Информация о работе Преступления