Преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

целью моей работы является изложение моего представления о таком институте современного российского уголовного права как соучастие в преступлении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……...3
1.Укрывательство преступлений………………………………………………......5
2.Понятие и значение соучастия в уголовном праве………………………..….12
2.1Виды соучастия и формы соучастия……………………………………..…...15
2.2Основания и пределы ответственности соучастников…………………...….22
3Прикосновенность к преступлению и ее отличие от соучастия………….......26
Заключение…………………………………………………………………...……28
Глоссарий……………………………………………………………………...…..30
Список использованных источников……………………………….………..…..33

Работа содержит 1 файл

Андреенко А.А.К.Р.,Уголовное право.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Содержание

 

     Введение……………………………………………………………………..……...3

     1.Укрывательство  преступлений………………………………………………......5

     2.Понятие и значение соучастия в уголовном праве………………………..….12

     2.1Виды  соучастия и формы соучастия……………………………………..…...15

     2.2Основания  и пределы ответственности соучастников…………………...….22

     3Прикосновенность  к преступлению и ее отличие  от соучастия………….......26

     Заключение…………………………………………………………………...……28

     Глоссарий……………………………………………………………………...…..30

     Список  использованных источников……………………………….………..…..33

     Приложение……………………………………………………………….……….34 

     Введение

 

     Институт  соучастия в преступлении является одним из самых важных и сложных  в теории уголовного права. И это  неслучайно. Преступная деятельность, как и всякое творчество человека, может осуществляться как в одиночку, так и группой лиц, и даже определенной организацией людей с разветвленной деятельностью, наделенных различными преступными правами и обязанностями, с иерархическим руководством: от организаторов до исполнителей, пособников и укрывателей.

     Групповое преступление известно уголовному праву  с древних времён и всегда оно рассматривалось как более опасное для общества, чем преступление, совершённое единолично. Однако, несмотря на то, что исследованию данной проблемы с середины прошлого века уделяется всё большее внимание до её разрешения, по мнению М.И. Ковалёва, так же далеко, как и полтора века назад1.

     Актуальность  рассмотрения данной темы определяется следующим обстоятельством. Правоприменительная  практика показывает, что в соучастии  совершается очень большое количество преступлений (примерно одна треть), причем наиболее тяжких и опасных. Естественно поэтому, что в обстановке сегодняшнего роста преступности в законодательстве соучастию отводится большое место.

     Конечно, наука не стоит на месте, и на разработку данной проблемы бросали свои усилия лучшие советские и российские учёные, однако и преступность с каждым днём приобретает качественно другие формы.  Постоянно растёт организованная преступность, терроризм, коррупция среди государственных служащих различного уровня, о чём свидетельствует и судебная практика. Так в постановлениях пленума Верховного Суда как Российской Федерации ныне, так и СССР ранее о судебной практике по вопросам применения уголовного законодательства в различных областях особое внимание уделяется совершению преступлений группой лиц. Эта проблема привлекает к себе всё большее внимание, что в свою очередь неотвратимо влечёт усложнение системы взглядов, увеличение количества точек зрения на это явление, что, надо сказать, не способствует становлению единой системы  понимания данного явления.

     Поэтому целью моей работы является изложение  моего представления о таком  институте современного российского  уголовного права как соучастие  в преступлении.

     Прикосновенность  к преступлению как самостоятельный уголовно-правовой институт утвердился сравнительно недавно еще в советской юридической литературе. Этому способствовала установка тогда еще действующего уголовного законодательства по вопросу о заранее не обещанном укрывательстве, в силу которой последнее было окончательно отделено от соучастия в преступлении. В настоящее время общепризнанно, что укрывательство (заранее не обещанное), недоносительство и попустительство - это разновидности прикосновенности к преступлению, которая, как справедливо отмечал А. А. Пионтковский, представляет собой вполне устойчивое юридическое понятие2.

     Приходится, однако, констатировать, что, несмотря на ряд работ, специально посвященных  исследованию прикосновенности, и сейчас еще продолжают оставаться нерешенными некоторые относящиеся к данному институту вопросы, имеющие важное теоретическое и практическое значение. Прежде всего, здесь имеются в виду вопросы, связанные с определением материально-правовой природы прикосновенности, отграничением прикосновенности от соучастия и смежных общественно опасных деяний, уяснением особенностей уголовно-правовой регламентации отдельных видов прикосновенности.

     Основная  часть

     1 Укрывательство преступлений

 

     Установленная уголовным  законодательством ответственность  за укрывательство играет важную роль в борьбе с преступностью. Предупредительное значение наказания обусловливается вовсе не его жестокостью, а его неотвратимостью. Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то чтобы ни один случай преступления не проходил нераскрытым.

     Раскрытие всех преступлений является, таким  образом, одним из важнейших условий  успешной борьбы с преступностью, главным  содержанием принципа неотвратимости наказания. Сокрытие же преступлений является общественно опасным действием, наносящим серьезный вред борьбе с преступностью, нормальной деятельности органов правосудия.

     Ст. 18 УК РСФСР определяла укрывательство преступлений, как заранее не обещанное  укрывательство преступника, а равно  орудий и средств совершения преступления, следов преступления, либо предметов, добытых преступным путем. В этой же норме указывалось, что укрывательство влечет ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных уголовным законодательством. Иными словами, УК РСФСР признавал укрывательство преступлением только тогда, когда оно направлено на сокрытие преступлений, перечисленных в соответствующих статьях Особенной части кодекса. В ч. 1 ст. 189 УК РСФСР были перечислены более опасные виды преступлений, в ч. 2 - менее опасные преступления, укрывательство которых влекла уголовную ответственность. Привлечение к ответственности за укрывательство других, не указанных в УК РСФСР, преступлений не допускалось3.

     В ныне действующем уголовном законодательстве не дается определения укрывательству преступлений, и четко видна тенденция к сокращению видов преступлений, укрывательство которых влечет за собой уголовную ответственность. В связи с разграничением преступлений на категории в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния и с тем, что укрывательство преступлений небольшой тяжести, преступлений средней тяжести и тяжких преступлений не влечет уголовной ответственности, УК РФ провозглашает, что ответственность наступает только за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ)4.

     Заранее обещанное укрывательство в соответствии с ч. 5 ст. 33 УК РФ рассматривается  как соучастие в виде пособничества. Как соучастие могут быть признаны также случаи такого укрывательства, которое хотя и не было (до или  во время совершения преступления) обещано исполнителю, но по каким-либо другим причинам (например, в силу систематического совершения) заведомо для укрывателя давало основание исполнителю преступления рассчитывать на содействие. В рассматриваемых случаях наличествуют необходимые для соучастия объективная и субъективная связи между деятельностью укрывателя и исполнителя основного преступления.

     Объект  прикосновенности к преступлению имеет  как бы двойственную структуру: с  одной стороны, это общественные отношения в сфере предотвращения, пресечения или изобличения конкретных преступлений; с другой - общественные отношения в сфере предупреждения преступлений определенного рода, т. е. аналогичных тем, в отношении которых имел место факт непредотвращения, непресечения или неизобличения.

     Одной из целей наказания по российскому  уголовному праву является частное  предупреждение, заключающееся в  том, чтобы не допустить совершения осужденным преступником (в силу уже  проявившейся в первом преступлении антиобщественной направленности его личности) новых преступлений. Поэтому, если прикосновенное лицо укрывает преступление или попустительствует ему, то оно создает определенную угрозу совершения преступником новых преступлений. Именно поэтому уголовный кодекс относит укрывательство к преступлениям против правосудия.

     Объективная сторона укрывательства всегда выражается в активных действиях, заключающихся  в сокрытии преступника, орудий и  средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых  преступным путем. Нельзя согласиться с утверждением отдельных авторов о том, что укрывательство может выражаться как в активных действиях, так и в бездействии. Бездействие прикосновенного лица не может привести к реальному выполнению объективных признаков укрывательства; оно может образовать только состав недонесения или попустительства.

     Сокрытие  преступника может состоять, например, в предоставлении ему убежища, в  изменении его внешнего вида, в  снабжении его поддельными документами  и т. п. Под сокрытием орудий и  средств совершения преступления следует понимать, например, помещение указанных предметов в тайниках, изменение их внешнего вида или уничтожение. Сокрытие следов преступления - это, как правило, изменение или уничтожение первоначального вида обстановки места совершения преступления, уничтожение оставленных преступником предметов, отпечатков обуви, отпечатков пальцев, выправление вмятин на автомашине, замывание пятен крови на одежде и т. п. Наконец, сокрытие предметов, добытых преступным путем, может выражаться в частности, в предоставлении укрывателем места в своей квартире для хранения похищенного имущества, в оказании преступнику помощи в транспортировке этого имущества в места укрытия и в других подобных действиях.

     Укрывательство  может быть совершено путем как  физических, так и интеллектуальных действий, хотя ряд авторов считает, что укрывательство может совершаться только путем физических действий. Примерами совершения укрывательства путем интеллектуальных действий могут служить случаи самооговора или иных ложных сообщений с целью навести органы правосудия на ложный след и дать возможность истинному преступнику скрыться, случаи дачи советов преступнику о том, где и как безопаснее укрыться, укрыть орудия и средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем.

     Следует, вместе с тем, иметь в виду, что  укрывательством признается не любое  физическое или интеллектуальное содействие преступнику, а только такое, которое  действительно затрудняет изобличение  преступления. Незначительная помощь преступнику, не имевшая целью оказать содействие в сокрытии совершенного им преступления и фактически не оказавшая такого содействия, состава укрывательства не образует. В подобных случаях при определенных условиях может идти речь о наличии признаков состава недонесения. Так, за недонесение была осуждена М., которая, зная, что знакомый ее сына П. убил работника милиции, разрешила ему посещать свою квартиру, питаться в столовой, где она работала.

     Не  могут рассматриваться как укрывательство действия, направленные на безвозмездное пользование плодами преступления, поскольку объективное сокрытие предметов, добытых преступным путем, не обусловлено при этом специальной целью, укрыть преступление. В отдельных случаях при соответствующей осведомленности лица, пользующегося плодами преступления, могла бы наступить ответственность за недонесение.

     Встречаются определенные сложности при отграничении укрывательства, выражающегося в  сокрытии предметов, добытых преступным путем, от состава приобретения или  сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем. В юридической литературе распространено мнение, согласно которому приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем, рассматривается как специальный вид укрывательства. Между тем эти два преступления имеют существенные различия. Главное из них состоит в различном характере отношения виновного к предметам преступления: если при укрывательстве эти предметы скрываются (прячутся в тайниках, уничтожаются, подвергаются видоизменению и т. п.), то при приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества они реализуются (потребляются, обмениваются, продаются и т. п.). Если же реализация предметов, добытых преступным путем, выступает в качестве способа их сокрытия (при наличии соответствующей цели), то содеянное квалифицируется по совокупности этих преступлений.

     Главное отличие между укрывательством  и недонесением состоит в существенных особенностях объективной стороны  этих деяний. Если укрывательство всегда выражается в активных действиях, то недонесение представляет собой  чистое бездействие. Привлечение к ответственности по совокупности преступлений - за укрывательство и недонесение одновременно - было невозможным.

     Имея  в виду возможность совершения укрывательства путем интеллектуальных действий, следует  четко отграничивать это преступление от таких смежных с ним составов, как, например, заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ), заведомо ложное показание (ст. 307 УК РФ), отказ или уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ), подкуп или принуждение к даче показаний (ст. 309 УК РФ), разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ)5.

     Если  целью укрывательства является сокрытие преступления, то целью указанных  преступлений могут быть и другие желаемые результаты. В тех же случаях, когда цели совпадают, совершение преступлений, предусмотренных статьями 306-310 УК РФ, надлежит рассматривать лишь как средство совершения укрывательства. В этих случаях квалификация должна наступать по совокупности статей, предусматривающих ответственность за укрывательство и иное соответствующее преступление против правосудия (идеальная совокупность).

     Важно подчеркнуть, что укрывательство квалифицируется  по совокупности с другими преступлениями, если оно дополнительно охватывается признаками какого-либо другого преступления (кроме недонесения и попустительства), например, если укрывательство связано с незаконным ношением или хранением оружия либо совершено должностным лицом. В последнем случае укрывательство (впрочем, как и приобретение или сбыт заведомо похищенного имущества) всегда квалифицируется по совокупности с злоупотреблением по службе.

Информация о работе Преступления