Преступления против порядка пребывания на военной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Являясь производным от общего понятия преступления, преступление против военной службы, обладая признаками общественной опасности, противоправности, виновности и наказуемости (ч. 1 ст. 14 УК РФ), вместе с тем отражает особенности, отличающие его от иных преступлений, которые заключаются в том, что они в первую, очередь грубо нарушают воинский правопорядок и совершаются только военнослужащими, лицами, приравненными к ним по правовому статусу, и военнообязанными во время прохождения военных сборов.

Содержание

Введение

Глава 1. Общее понятие преступлений против военной службы

§ 1 Понятие преступлений против военной службы

§ 2 Отличия преступлений против порядка прохождения военной службы от смежных преступлений

§ 3 Предупреждение преступлений против порядка прохождения военной службы

Глава 2. Преступления против порядка прохождения военной службы

§ 1 Самовольное оставление части или места службы

§ 2 Дезертирство

§ 3 Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая вариант 60.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Итак, подчеркнем еще  раз, что, применительно к дезертирству оружием следует признавать только оружие, находящееся на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, которое вверяется военнослужащему по службе. Таким оружием являются автоматы, карабины, пистолеты, пулеметы, гранатометы, штык-ножи и др.[31] Поэтому, если военнослужащий при дезертирстве завладевает оружием, вверенное другим военнослужащим, то его действия надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 338 и ч. 1 ст. 226 УК РФ. Данной позиции придерживаются и другие авторы[32]. Однако, в соответствии с п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002г., данные действия надлежит квалифицировать по ст. 226 и ч. 2 ст. 338 УК РФ, и этот момент в квалификации более чем спорный, ибо в ч. 2 ст. 338 УК РФ говориться не вообще об оружии, а именно об оружии, вверенном военнослужащему по службе, т.е. на законном основании. Действующая конструкция ст. 338 УК РФ обуславливает необходимость квалификации по совокупности ч. 2 ст. 338 и п. «в» ч. 3 ст. 226 УК РФ дезертирства с оружием, вверенным по службе, при наличии признаков хищения (как правило, присвоения) этого оружия. Это определяется технико-юридическими особенностями данных норм (к примеру, отнесение ст. 15 УК РФ этих преступлений к разным категориям по степени тяжести, а также более высокой санкцией ч. 3 ст. 226 УК РФ).

Второй квалифицирующий признак дезертирства, это совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, понятие которых содержится в ст.35 УК РФ. Наказывается содеянное по ч. 1 ст. 333 УК РФ лишением свободы на срок до семи лет, а по ч. 2 - лишением свободы на срок от трех до десяти лет. Вместе с тем, согласно примечанию к ст. 338 УК РФ, военнослужащий, впервые совершивший дезертирство без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 338 УК РФ), может быть освобожден от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Отсюда следует, что для освобождения лица от уголовной ответственности требуются следующие условия:

а)     дезертирство военнослужащий совершает первый раз;

б) при совершенном дезертирстве должны отсутствовать отягчающие обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 338 УК РФ;

в) дезертирству должны предшествовать тяжелые обстоятельства, побудившие военнослужащего совершить его. Такими обстоятельствами могут быть, например, издевательство над военнослужащим, унижение его чести и достоинства со стороны других военнослужащих и командиров, семейные обстоятельства (тяжелая болезнь родственников, супружеская неверность жены и т.п.), стихийное бедствие, постигшее его близких и др.

Однако из буквального  толкования рассматриваемого примечания, так же как и примечания к ст. 337 УК РФ, следует, что военнослужащий освобождается не безусловно, а данный вопрос зависит от решения командования воинской части, где проходит службу военнослужащий и органов военной юстиции.

Итак, объектом дезертирства является порядок прохождения военной  службы, объективная сторона выражается в самовольном оставлении части  или неявке в срок на службы с  целью вовсе уклониться от прохождения военной службы. С субъективной стороны дезертирство совершается только с прямым умыслом и целью уклониться от прохождения военной службы. Субъектами преступления могут быть военнослужащие по призыву и по контракту. Так же предусмотрена уголовная ответственность за дезертирство с оружием. Если же имеются признаки хищения оружия, то преступление квалифицируется по совокупности статей 226 и 338 УК РФ.

 

§ 3. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ)

 

В отличие от УК РСФСР  в ст. 339 УК от 1996г. не указана такая  прежде существовавшая форма уклонения, как отказ от несения обязанностей военной службы. Вместе с тем, в  зависимости от умысла виновного  симуляция болезни, членовредительство, подлог документов или иной обман делятся на совершенные с целью временного или полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы (соответственно чч. 1 и 2 ст. 339 УК).

Объектом рассматриваемого преступления является установленный  порядок прохождения военной службы.

Объективная сторона  данного деяния состоит в уклонении  военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции  болезни или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или  подлога документов, или иного обмана.

Симуляция болезни заключается  в приписывании себе несуществующих заболеваний либо физических недостатков, а также в преувеличении признаков  уже имеющегося какого-либо заболевания, которые могут препятствовать военнослужащему  исполнению обязанностей по военной службе. Следовательно, если при членовредительстве военнослужащий действительно причиняет себе вред здоровью, то при симуляции болезни у него отсутствуют либо преувеличиваются те заболевания, на которые он ссылается, добиваясь освобождения таким путем от исполнения обязанностей военной службы.

Членовредительство выражается в сознательном повреждении военнослужащим различных органов и тканей тела самому себе. Данные повреждения могут  причиняться различными способами, например, самострел, введение вовнутрь различных веществ, растворов, вызывающих расстройство здоровья, использование различных механизмов и т. п. Членовредительство может быть совершено как самим лицом, пытающимся уклониться таким путем от обязанностей военной службы, так и по его просьбе другим лицом, который в этом случае признается соучастником анализируемого преступления и одновременно его действия надлежит квалифицировать по совокупности со ст. 1П) 112 и 115 УК РФ.

Подлог документов представляет собой предоставление командиру (начальнику) подделанного самим военнослужащим либо другим лицом документа, позволяющего освободиться от исполнения обязанностей военной службы, например, свидетельства о смерти либо справки о тяжком заболевании близких родственников, справки о семейном положении и др. Указанные документы должны формально служить основанием для освобождения военнослужащего в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от прохождения военной службы либо от исполнения обязанностей военной службы. При этом подлогом признается как изготовление целиком фиктивного документа, так и внесение в подлинный документ изменений, искажающих его содержание. Подлог документа может быть совершен как самим военнослужащим, так и другим лицом, которое привлекается в этом случае к ответственности за соучастие в совершении рассматриваемого преступления. Характеризуя данный способ уклонения, следует отметить, что подлог, заключающийся в представлении командованию сфабрикованного военнослужащим или по его просьбе иным лицом документа с целью освобождения от исполнения обязанностей военной службы, является обязательным признаком состава данного преступления. Поэтому дополнительной квалификации в таких случаях действий виновного по ст. 327 УК (подделка документов) не требуется.

Для квалификации по ч. 2 ст. 339 УК необходимо установить, что  виновный преследовал цель полного  освобождения от исполнения обязанностей военной службы. Для состава преступления не имеет значения, добивался ли виновный освобождения от всех обязанностей военной службы либо только от некоторых, например, не ходить в караул, не заступать на боевое дежурство и т.д. Однако если виновный ставил перед собой цель таким путем освободиться полностью от исполнения обязанностей военной службы, то содеянное образует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 339 УК РФ. Преступление признается оконченным в соответствии с ч. 1 ст. 339 УК РФ с момента фактического прекращения выполнения хотя бы некоторых обязанностей военной службы, а по ч. 2 - с момента полного прекращения исполнения таких обязанностей.

 

Поскольку определяющим для квалификации по ч. 2 ст. 339 УК является наличие у виновного прямого  умысла на полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы, о чем  свидетельствует соответствующая цель, реальное достижение или не достижение желаемого результата значения для квалификации не имеет. Напротив, в том случае, когда лицо совершает перечисленные действия с целью временно уклониться от военной службы, но в силу каких-либо не охватываемых его умыслом обстоятельств (развитие заболевания вследствие причиненной себе травмы и т.п.) происходит полное освобождение от исполнения этих обязанностей, содеянное подлежит квалификации по ч. 1 ст. 339 УК.

Субъективная сторона  деяния характеризуется прямым умыслом и целью частичного или полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы. Однако отказ лица от исполнения обязанностей военной службы по религиозным убеждениям уголовную ответственность исключает.

Исключается также уголовная  ответственность, если военнослужащий путем совершения, предусмотренных ст. 339 УК РФ, действий желает добиться не цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы, а иных целей, например, получить дополнительное или улучшенное питание, перевода в другую воинскую часть и т.п.

Субъектами рассматриваемого деяния по ч. 1 ст. 339 УК РФ могут быть военнослужащие, проходящие службу как  по призыву, так и по контракту, а  по ч. 2 - только военнослужащие, проходящие службу по призыву[34].

В качестве соучастников могут выступать как другие военнослужащие, так и иные лица, если они оказывают содействие виновному в членовредительстве, подлоге документов или в осуществлении иного обмана.

От дезертирства и  самовольного оставления части или  места службы рассматриваемый состав преступления отличается тем, что военнослужащий не желает уклониться от несения воинской службы и не покидает самовольно территорию воинской части или место службы, а стремится лишь уклониться полностью или частично от исполнения обязанностей военной службы.

Наказывается деяние по ч. 1 ст. 339 УК РФ ограничением по военной  службе на срок до одного года либо арестом  на срок до шести месяцев, либо содержанием  в дисциплинарной воинской части  на срок до одного года, а по ч. 2 - лишением свободы на срок до семи лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву  и по контракту, а также к гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, в связи с совершением преступлений.

Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы главы 33 Уголовного кодекса РФ (ст.ст. 331-352), а также нормы Общей части  УК РФ, предусматривающие специальные виды уголовного наказания, применяемые к осужденным военнослужащим, основания и порядок их назначения и отбывания (ст.ст. 48, 51, 55 и др.). Нормы военно-уголовного законодательства отражают особенности военной службы как особого вида федеральной государственной службы, правового регулирования общественных отношений в области обеспечения военной безопасности государства Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями РФ. Эти нормы имеют своей задачей защиту от преступных посягательств обороноспособности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, охрану личности, прав и свобод военнослужащих, воинской дисциплины и всего порядка прохождения военной службы. Для осуществления этой задачи они определяют, какие посягательства на порядок прохождения военной службы образуют преступления, устанавливают наказания, которые могут применяться к лицам, признанным виновными в их совершении.

По видовому объекту  преступления против военной службы можно разделить на преступления против: порядка подчиненности и уставных взаимоотношений (ст. 332-336 УК РФ); порядка прохождения службы (ст. 337-339 УК РФ); порядка несения специальных служб (ст. 340-345 УК РФ); порядка сбережения военного имущества (ст. 346-348 УК РФ); порядка эксплуатации военной техники (ст. 349-352 УК РФ).

При квалификации преступлений против порядка прохождения службы основную роль играет субъективная сторона, а именно цель и мотив преступления. Так целью дезертирства является уклонение от прохождения военной службы, а целью самовольной отлучки является временное уклонение от военной службы. Целью преступления предусмотренного ст. 339 УК РФ является уклонение от исполнения обязанностей военной службы. Однако выявить, а главное,  доказать такую цель весьма непросто.

Действующее военно-уголовное  законодательство РФ нуждается в  дальнейшем совершенствовании. Прежде всего, необходимо реализовать положение ч. 3 ст. 331 УК РФ и разработать уголовно-правовые нормы об ответственности военнослужащих за преступления против военной службы, совершенные в военное время и в боевой обстановке. Также нужно пересмотреть и уточнить п. 2 ст. 338 УК РФ, который так и не может существовать, а главное, работать как самостоятельный состав преступления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993. –М., 1993. с. 61.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ

6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

7.  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

8. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

9. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

10. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

11. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»

Материалы судебной практики

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

Информация о работе Преступления против порядка пребывания на военной службе