Преступления против порядка пребывания на военной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Являясь производным от общего понятия преступления, преступление против военной службы, обладая признаками общественной опасности, противоправности, виновности и наказуемости (ч. 1 ст. 14 УК РФ), вместе с тем отражает особенности, отличающие его от иных преступлений, которые заключаются в том, что они в первую, очередь грубо нарушают воинский правопорядок и совершаются только военнослужащими, лицами, приравненными к ним по правовому статусу, и военнообязанными во время прохождения военных сборов.

Содержание

Введение

Глава 1. Общее понятие преступлений против военной службы

§ 1 Понятие преступлений против военной службы

§ 2 Отличия преступлений против порядка прохождения военной службы от смежных преступлений

§ 3 Предупреждение преступлений против порядка прохождения военной службы

Глава 2. Преступления против порядка прохождения военной службы

§ 1 Самовольное оставление части или места службы

§ 2 Дезертирство

§ 3 Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая вариант 60.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Лицо считается совершившим  рассматриваемое преступление впервые, если оно ранее не совершало данное преступление. Расширительное толкование при этом недопустимо. К указанной категории относятся также и совершавшие названные преступления лица, в отношении которых истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК), исполнения приговора (ст. 83 УК), если судимость с них снята вследствие актов амнистии (ст. 84 УК), помилования (ст. 85 УК), либо снята или погашена на общих основаниях (ст. 86). Также следует отметить особенности субъективной стороны данной группы преступлений. Например, для квалификации дезертирства требуется цель - уклонение от прохождения военной службы.

Итак, можно сделать вывод, что основным отличием преступлений против порядка прохождения военной службы от смежных составов является четкая цель и наличие прямого умысла у преступника.

 

 

§ 3 Предупреждение преступлений против порядка прохождения военной службы

 

Стратегические меры:

1. Обеспечение демографической безопасности государства (оздоровление демографической ситуации, стимулирование рождаемости, государственная поддержка семьи).

2. Управление культурными процессами, развитие здоровых элементов культуры, профилактика патологических культурных тенденций.

3. Искоренение в военной сфере патологических факторов, формирующих отчуждение военнослужащих и армии (неуставные взаимоотношения, ущемление законных прав и интересов военнослужащих, неполноценное питание, плохая организация быта и досуга).

 

Оперативные меры:

1. Утверждение в обществе идеологии патриотизма, конституционное закрепление обязанности всех граждан содействовать патриотическому воспитанию молодежи.

2. Четкое формулирование государственной оборонной доктрины. Формирование на этой основе оборонного сознания граждан. Создание в этих целях специальных государственных органов.

3. Повышение престижности военной службы, усиление материального стимулирования добросовестного исполнения служебных обязанностей военнослужащими, проходящими службу по контракту. Создание в государстве системы льгот и привилегий в получении образования, приеме на государственную службу лицам, прослужившим в армии определенный срок.

4. Совершенствование системы комплектования вооруженных сил.

5. Устранение пробелов в правовом регулировании альтернативной службы. Выработка государственной политики в отношении пацифизма.

6. Совершенствование системы допризывной подготовки молодежи, повышение эффективности ее деятельности.

7. Развитие системы мер оптимизации нагрузок в воинской сфере (дифференциация нагрузок, диагностика перегрузок и профилактика реактивных психозов, внедрение в войсковую практику системы мер оперативного снятия напряженности, релаксации и быстрого восстановления сил).

 

8. Улучшение организации  военной службы (увеличение удельного  веса боевой подготовки, исключение  фактов направления военнослужащих  на работы в коммерческие организации,  на уборку урожая и на хозяйственные  работы).

 

Тактические меры:

1. Организация правового, нравственного и патриотического воспитания военнослужащих.

2. Усиление заботы командования о подчиненных военнослужащих, оказание нуждающимся психологической поддержки, медицинской помощи, исключение практики необоснованных отказов в предоставлении отпусков по семейным обстоятельствам и необоснованных ограничений краткосрочных увольнений. Обеспечение регулярного питания. Организация удовлетворительного быта и досуга военнослужащих.

3. Психологическая и физическая подготовка военнослужащих к трудностям армейской жизни, соблюдение принципа постепенности, профилактика перегрузок. Профилактика пьянства и наркомании в воинской части.

4. Совершенствование прокурорского надзора в плане выявления:

-  недостатков в организации военной службы, обусловливающих уклонение от военной службы;

-  латентных преступлений, фактов сокрытия командованием преступлений и правонарушений подчиненных.

5. Развитие военным командованием системы мер, обеспечивающих выявление уклонений от военной службы на стадии приготовления и покушения. Пресечение преступлений в начальной стадии.

6. На основе координации усилий правоохранительных органов и органов военного управления повышение результативности мероприятий по розыску и задержанию лиц, уклоняющихся от военной службы. Создание в этих целях специализированных структур (таких, например, как отделение дознания и розыска при московской военной комендатуре).

7. Формирование системы оперативного разрешения жалоб граждан на незаконный призыв в армию лиц, негодных к военной службе, - координация в этих целях усилий военных и территориальных прокуроров.

В 1998 году Главная военная  прокуратура инициировала сложную  политическую акцию, которую можно  отнести к удачным находкам в  области политических технологий борьбы с преступностью. Суть этой акции заключалась в том, что в июне 1998 года Государственная Дума РФ амнистировала всех военнослужащих, самовольно оставивших часть. Условием амнистирования была добровольная явка в правоохранительные органы или в органы военного управления в течении 6 месяцев после объявления амнистии. За этот период несколько тысяч военнослужащих добровольно возвратились в Вооруженные Силы. Лица, в отношении которых имели место неуставные взаимоотношения, были переведены к новому месту службы. По истечении 6 месяцев началась активная работа по розыску и задержанию военнослужащих, продолжавших скрываться. Повышению эффективности розыскных мероприятий способствовала координация усилий военной прокуратуры, комендантской службы и милиции (договоренность об этой координации была достигнута на уровне высшего руководства каждого ведомства).

 

 

Глава 2 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

§ 1 Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ)

 

УК 1996 года существенно  усовершенствовал содержание статьи 337. Так, частью 1 ст. 337 УК предусмотрена ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок на службу, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток. Между тем, по ч. 1 ст. 246 УК РСФСР квалифицировались совершенные той же категорией военнослужащих уклонения продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца. Соответственно ч. 3 ст. 337 УК содержит состав уклонения продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, а ч. 4 - свыше одного месяца.

В действующем УК впервые появилась  специальная норма - ч. 2 ст. 337 УК, предусматривающая  ответственность за уклонение от военной службы, совершенное военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части. В то же время состав самовольной отлучки (ст. 245 УК РСФСР) в УК отсутствует.

Особенность рассматриваемого преступления состоит в том, что уголовная  ответственность за его совершение дифференцируется как по времени оставления части или места службы, так и по субъекту.

Объектом данного преступления является порядок прохождения военной  службы. С объективной стороны деяние характеризуется самовольным оставлением части или места службы, а также неявкой в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Самовольное оставление части выражается в уходе без разрешения командира (начальника) с территории части, которая определяется местом казарменного, лагерного или походного расположения воинского подразделения, а также оставлением места фактического выполнения военнослужащим своих обязанностей военной службы.

 

Местом прохождения  службы признается место выполнения военнослужащими обязанностей военной  службы. Поэтому место службы может  и не совпадать с территорией  воинской части. Это может быть, например, место выполнения строительных и различных хозяйственных работ, госпиталь или медицинская часть (больница), место несения караульной службы при охране каких-либо объектов или сопровождении груза и др. Следовательно, самовольное оставление части или места службы начинается с момента пересечения обозначения (границы) территории части или места службы, а заканчивается явкой военнослужащего в часть, к месту службы либо в органы власти, а также задержанием его, т.е. преступление относится к категории длящихся.

Неявка в часть либо к месту воинской службы состоит  в том, что военнослужащий на законном основании покинул место службы, но не возвращается в установленный  срок для дальнейшего несения  военной службы. Например, военнослужащий без уважительных причин не возвращается из увольнения, командировки, лечебного учреждения, а также не пребывает к месту службы при назначении на новое место службы.

Необходимым условием ответственности  при неявке в срок является отсутствие уважительных причин. Уважительными  причинами являются, например, болезни самого военнослужащего или его родственников, стихийное бедствие, поломка транспортного средства и др.

Уголовная ответственность  за рассматриваемое деяние наступает  лишь при оставлении части или  места службы, а также невозвращении в срок без уважительных причин к месту службы по времени от двух до десяти суток. Поэтому совершение указанных действий на срок менее двух суток преступления не образует. Таким образом, для признания содеянного преступлением решающее значение приобретают продолжительность отсутствия и период отсутствия самовольного оставления части или места службы, а также неявки к месту службы.

Начальным моментом его  совершения признается время убытия военнослужащего из части или  с места службы без соответствующего разрешения. Причем для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, этот уход считается незаконным только в случае совершения его в течение служебного времени, установленного распорядком дня. С этого момента преступление формально считается оконченным.

Началом неявки в срок без уважительных причин на службу для военнослужащих обеих категорий  считается истечение времени, указанного в соответствующем документе: увольнительной записке, отпускном билете, командировочном  удостоверении, предписании и т.д., а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - и неприбытие на службу в установленное распорядком дня время.

По смыслу уголовного закона фактическим окончанием преступного  состояния - самовольного оставления части - следует считать время, когда виновный добровольно прекратил преступное пребывание вне службы (возвратился в часть, явился в органы военного управления или государственной власти и т.д.) либо когда это преступление было пресечено военным командованием или органами власти. Только с этого момента исчисляется срок давности привлечения к уголовной ответственности за рассматриваемое преступление. Однако следует иметь в виду, что, если военнослужащий в период самовольного оставления части задерживается за совершение иного преступления, но в целях уклонения от военной службы скрывает свою принадлежность к армии, совершение воинского преступления не может считаться прерванным. Уведомление в любой форме (устно или письменно, лично или через посредников) военнослужащим командования о месте своего нахождения также может быть признано моментом фактического окончания преступного состояния, но только в том случае, когда непосредственно после него военнослужащий прибывает в часть или выполняет иное распоряжение командования (является в военную комендатуру, военкомат, ожидает приезда представителя части и т.д.) либо когда имеется уважительная причина последующей задержки с прибытием в часть.[17]

Субъективная сторона  характеризуется прямым умыслом  без цели уклонения от прохождения  военной службы. При наличии такой цели содеянное образует дезертирство (ст. 338 УК РФ).

Субъектом рассматриваемого преступления являются: по ч. 1 ст 337 только военнослужащие, проходящие военную  службу по призыву; по чч. 2-4 ст. 337 военнослужащие по призыву и по контракту.

Вопрос об уголовной  ответственности лиц, пребывающих  в запасе, но призванных для прохождения  военных сборов, при самовольном  оставлении места прохождения данных сборов решается неоднозначно. Так, в  литературе высказывается мнение, что  оснований для привлечения их к уголовной ответственности нет, поскольку они не могут признаваться лицами проходящими военную службу по призыву или по контракту во время этих сборов[19]. Однако высказывается и иное мнение, что данные лица подлежат ответственности по ст. 337 УК РФ[20].

Согласно ч. 2 ст. 337 УК РФ уголовной ответственности подлежат военнослужащие за самовольное оставление территории дисциплинарной воинской части, в которой они отбывают наказание  за ранее совершенное преступление. Ими могут быть как военнослужащие, проходившие военную службу до осуждения по призыву, так и военнослужащие, проходившие военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного Законом «О воинской обязанности и воинской службе» срока службы по призыву.

Военнослужащие, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, хотя и отбывают уголовное  наказание за совершенные преступления против военной службы либо за иные преступления, когда характер данных преступлений и личность виновных свидетельствуют о возможности замены им лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок, но продолжают пребывать на военной службе, а поэтому они и являются военнослужащими. Правовой статус дисциплинарных батальонов и отдельных рот определяется Положением о дисциплинарной воинской части, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 1997 г. Их организационная структура и численность регламентируются Министерством обороны России. По своему правовому положению осужденные, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, продолжают оставаться военнослужащими[21].

Часть 3 ст. 337 УК РФ определяет повышенную ответственность за самовольное  оставление части или места службы, а также неявку на службу без уважительных причин продолжительностью свыше десяти суток, по не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту.

Информация о работе Преступления против порядка пребывания на военной службе