Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 19:25, курсовая работа
Целью данной работы является выявление сущности нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Задачи:
― изучить и проанализировать литературные источники по данному вопросу;
― выявить и изучить понятие преступления, общую характеристику преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
― выявить и изучить нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
― выявить и изучить иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Введение………………………...…………………………………………………..3
1 Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………..………………………………..........5
1.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………….……………………….……8
1.3 Нарушение правил безопасного движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………………………10
1.4 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями…..…………………………………13
1.5 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта...14
2 Иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта…………………………………………………………………………..……16
2.1 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения………………………………………………………………………………..16
2.2 Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов……………………………...………………...17
2.3 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие…….……….19
2.4 Нарушение правил международных полетов……………….……………20
Заключение………………………………………………………………..........…21
Глоссарий …………………………………………………………………………23
Список использованных источников……………………………………………25
Список сокращений……………………………………………………………….27
1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264, 268, 271 УК РФ);
2) иные
преступления в сфере безопасности движения
и эксплуатации транспорта (ст. 266, 267, 269,
270 УК РФ)3.
1.2
Нарушение правил безопасного движения
и эксплуатации железнодорожного, воздушного
или водного транспорта
Основным объектом данного преступления является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Дополнительный объект -- здоровье и жизнь человека.
Железнодорожный транспорт в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17 ― ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта не общего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально ― конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд этих организаций.
Под водным транспортом понимается морской, речной и озерный транспорт независимо от его ведомственной принадлежности (за исключением военных кораблей) и формы собственности организации, которая его эксплуатирует.
К воздушному транспорту относятся самолеты, вертолеты, планеры и другие летательные аппараты, принадлежащие гражданскому воздушному флоту, различным организациям и отдельным гражданам.
С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного (морского или речного) транспорта, наступлении указанных в законе последствий и причинной связи между фактом нарушения указанных правил и наступившими вредными последствиями.
Нарушение указанных правил может быть совершено как путем действия (например, превышение установленной скорости движения, формирование железнодорожного состава из неисправных вагонов), так и бездействия (например, несвоевременная подача предупреждающего сигнала, непринятие мер к устранению неисправности железнодорожного пути, средств связи или сигнализации). Состав преступления материальный.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, предполагает наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Для признания преступления оконченным необходимо реальное наступление указанных последствий.
Ст. 263 УК РФ -- норма бланкетная. Основными нормативными актами, регулирующими безопасность движения железнодорожного и воздушного транспорта, являются: Федеральный закон 10 января 2003г. № 17 ― ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Воздушный кодекс РФ, принятый 19 февраля 1997г.
Безопасность на морском транспорте регламентируется, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву (1982г.) и Международной конвенцией об охране человеческой жизни на море (1974г.). Правила безопасного использования водного транспорта установлены Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.
С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной: лицо предвидит возможность причинения вредных последствий в виде тяжкого вреда здоровью, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие), либо не предвидит эти последствия, хотя должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность).
Субъектом преступления (субъект специальный) может быть только работник железнодорожного, водного или воздушного транспорта, на которого непосредственно возложена обязанность по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта. Это прежде всего лица, непосредственно управляющие транспортным средством (машинисты, капитаны судов, пилоты), а также иные лица, отвечающие за соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчеры, стрелочники, механики).
Часть
2 ст. 263 УК РФ предусматривает ответственность
за то же деяние, повлекшее по неосторожности
смерть человека, а ч. 3 ― смерть двух или более
лиц.
1.3 Нарушение
правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств
Основной объект преступления -- безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект -- здоровье и жизнь человека.
С объективной стороны данное преступление состоит в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, влекущем наступление тех или иных (установленных ч. 1, 2 и 3 ст. 264 УК РФ) общественно ― опасных последствий. Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь. Состав преступления материальный.
Статья 264 УК РФ имеет бланкетную диспозицию. Поэтому для уяснения признаков состава предусмотренного ею преступления необходимо обратиться к нормам, устанавливающим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. К ним, прежде всего, относятся: Правила дорожного движения РФ и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров -- Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
Состав преступления охватывает нарушение правил движения и эксплуатации определенных видов механических транспортных средств. К ним относятся автомобили, трамваи либо другие механические транспортные средства. Под другими механическими транспортными средствами согласно примечанию к ст. 264 УК РФ понимаются троллейбусы, трактора, самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Иные механические транспортные средства -- это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).
К нарушению правил дорожного движения относятся, например превышение установленной скорости, неправильный обгон, выезд на встречную полосу, управление автомобилем в состоянии опьянения Нарушения правил эксплуатации транспортных средств выражают в выезде на технически неисправном транспортном средстве, перевозке людей на необорудованном для этого транспорте, превышении тоннажа и габаритов перевозимых грузов и т. п.
Ответственность по ст. 264 УК РФ обусловлена наступлением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Таковым признается любой участник дорожного движения (за исключением лица, управляющего транспортным средством). При отсутствии этих последствий состав преступления отсутствует, однако возможно привлечение лица, причинившего вред, к административной, дисциплинарной, а также гражданско ― правовой ответственности.
В случае причинения указанных последствий в результате нарушения иных правил, например погрузки или выгрузки грузов, ремонта транспортного средства, производства строительных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ, содеянное не должно квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Подобные деяния в зависимости от формы вины следует рассматривать как соответствующие преступления против личности либо как нарушение правил при производстве различного вида работ4 (ст. 216 УК РФ).
Особое внимание при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует обратить на установление причинной связи между нарушением указанных правил и наступлением вредных последствий. Не исследованность этого важного обстоятельства приводит к ошибкам в квалификации.
Субъективная сторона преступления -- вина в форме неосторожности. Определяющим моментом при установлении субъективной стороны состава преступления является психическое отношение лица, управляющего транспортным средством, к наступившим вредным последствиям. Преступление может быть совершено в результате как преступного легкомыслия, так и преступной небрежности.
Субъект преступления специальный -- вменяемое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством (работник транспорта, лицо, обладающее водительскими правами или не имеющее таковых, либо лишенное их, владелец транспортного средства или лицо, самовольно его захватившее).
Частью
2 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность
за те же действия, повлекшие по неосторожности
смерть потерпевшего, а по ч. 3 -- за причинение
смерти двум или более лицам.
1.4 Недоброкачественный
ремонт транспортных средств и выпуск
их в эксплуатацию с техническими неисправностями
Основной объект преступления -- безопасность эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект -- здоровье и жизнь человека. Предмет преступления -- все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной и воздушный), пути сообщения, средства сигнализации или связи или иное транспортное оборудование.
Объективная сторона преступления может заключаться в любом из двух указанных в законе способов его совершения, а именно:
а) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования;
б) в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Под недоброкачественным следует понимать такой ремонт, после которого транспортное средство, пути сообщения, средства связи и сигнализации предъявляются заказчику с не устраненными неисправностями, препятствующими его использованию по назначению. Под выпуском транспортного средства в эксплуатацию понимается выдача компетентным лицом, которому известно о неисправности транспортного средства, разрешения или предписания выехать в рейс, дача заключения о его технической исправности, непринятие мер к запрещению его эксплуатации. То есть необходимо, чтобы транспортное средство было неисправным. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, устанавливается постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами, в частности Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.
Обязательными признаками состава рассматриваемого преступления являются последствия в виде тяжкого вреда здоровью, а также причинная связь между деянием и этими последствиями. Состав преступления материальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект преступления специальный -- вменяемое лицо, достигшее 16 лет, непосредственно производившее ремонт, а также лицо, ответственное за выпуск в эксплуатацию транспортных средств (в том числе и владелец транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства).
Часть
2 ст. 266 УК РФ предусматривает ответственность
за те же деяния, повлекшие смерть человека,
а ч. 3 этой статьи -- смерть двух и более
лиц.
1.5 Нарушение
правил, обеспечивающих безопасную работу
транспорта
Данная статья устанавливает ответственность пассажира, пешехода, другого участника движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ) за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации любых видов транспорта, если это повлекло причинение вреда здоровью или гибель одного или нескольких лиц.
Основной объект преступления -- безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект -- здоровье и жизнь человека.
Диспозиция ст. 268 УК РФ -- бланкетная: в ней не содержится конкретный перечень правил, нарушение которых влечет ответственность. Эти правила устанавливаются специальными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся, например, Правила дорожного движения РФ, а также правила поведения пассажиров на различных видах транспорта.
Объективная сторона преступления состоит в нарушении указанных правил и может выразиться, например, в переходе улицы в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, посадке или высадке пассажиров при движении транспорта, езде на велосипеде без тормозов или с превышением установленного расстояния от обочины (тротуара) и т.п.
Уголовная ответственность наступает при наличии указанных в статье последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, а также причинной связи между этими последствиями и конкретным нарушением действующих правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Состав преступления материальный.5