Правовое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:28, реферат

Описание работы

Проанализировав дифференциацию регионов России по показателям естественного прироста, можно сделать вывод:

Естественный прирост сохранился только в Дагестане, Чечне, Кабардино - Балкарии, Карачаево - Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии, Калмыкии, Туве, Якутии - Соха, Республики Алтай, в Тюменской области и в некоторых северных автономных округах.

Характерной особенностью демографической ситуации в России последних лет стало уменьшение населения страны в большинстве регионов.

Наиболее неблагоприятные показатели естественной убыли населения (в 1,5-2 раза выше среднероссийского уровня) сложились в регионах Северо-Запада, Центрального района, большинстве регионов Центрально-Черноземного района. Все это свидетельствует об угрожающих темпах сокращения численности прежде всего коренного, русского населения в России.

Работа содержит 1 файл

под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

          Составной частью правовой профилактики  является криминалистическая, которая  осуществляется органами следствия  и дознания. Криминалистическая  профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции, эксперты-криминалисты. В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками милиции. Для того чтобы выполнить одну из профилактических задач, необходимы как минимум некоторые условия – профилактические меры должны быть действенными, эффективными, они должны быть применены своевременно и профессионально подготовленным человеком.

         Названные условия могут быть  созданы на практике только  при оптимальной организации деятельности всех правоохранительных органов, что стало практически осуществимо с появлением в этих органах мини-ЭВМ, а также с возникновением реальных возможностей осуществлять на базе ЭВМ криминалистическое прогнозирование.

        Криминалистическое прогнозирование в его практическом аспекте представляет собой основанное на анализе криминалистических закономерностей предвидение будущего состояния и развитие систем преступной деятельности, а также следственно-дознавательной и оперативно-розыскной систем, позволяющие принять оптимальные управленческие решения и выбрать надлежащие методы и средства их реализации в настоящем времени. Цель прогнозирования – минимизировать неопределённость для выбора наилучшего варианта решения для конкретной задачи. Криминалистические прогнозы в практическом аспекте, в отличие от научно-криминалистических и криминологических, очень краткосрочны и предназначены не для выработки стратегических решений в уголовной практике, а для выработки тактических решений в следственно-дознавательной и оперативно-розыскной в масштабе города, района или области. Криминалистические прогнозы, необходимые следователю для принятия тактических решений при расследовании конкретного уголовного дела, здесь не рассматриваются, ибо они пока не связаны с использованием ЭВМ. Чтобы составить прогноз о том, какие правонарушения могут быть совершены теми или иными лицами на данной территории, в данный период времени, где именно, какими способами, против каких объектов, в какие часы и т. п., необходимо обработать очень большое число самой различной информации.

         Во-первых, в память ЭВМ должна  быть введена информация об  особенностях обслуживаемой территории: расположении предприятий, магазинов,  складов, парков и кинотеатров,  банков, ресторанов, пляжей, дачных посёлков и зон отдыха, а также иных мест сосредоточения людей и возможных объектов для преступных посягательств.

         Во-вторых, необходимо ввести информацию  о составе населения, о числе  и местах работы или проживания  различных групп и категорий граждан.

         В-третьих, нужна информация об  особенностях прогнозируемого периода  времени, ибо имеют значение  время года, дни недели, состояние  погоды, предстоящие события общего  характера (праздники, ярмарки  и т. д.).

         В-четвёртых, нужны точные данные «исторического» характера обо всех фактах преступлений, имевших место в прошлом, с указанием, кто, когда и какое именно совершил преступное деяние, где, каким способом и т. д., вплоть до указания местожительства преступника и транспорта, которым он пользовался, чтобы прибыть на место преступления. Примером подобной системы может служить система «Квадрат», разработанная ранее в информационном центре УВД Свердловской области. Она даёт картину преступности в городе, показывая, какие виды преступлений, в каких местах совершались и какими лицами. Она сообщает, откуда приезжали эти лица к местам совершения преступлений. Система позволяет установить зависимость между личностными свойствами преступников и выбором места совершения преступления, а также иные закономерности статистического характера, что необходимо не только для прогнозирования, но и для построения обоснованных версий о личности подозреваемого и его местонахождении в тех случаях, когда преступление предупредить не удалось и приходится его раскрывать. При этом исходят из того, что любое преступление представляет собой систему деятельности, из следующих элементов: 1) субъекты; 2) участники; 3) мотивы и цели деятельности; 4) деятельность, состоящая из действий, совершаемых определёнными способами; 5) предмет деятельности; 6) результат; 7) место; 8) время. Данная система включает множество разнообразных взаимосвязей этих элементов между собой и с окружающей её обстановкой. Анализ преступной деятельности позволяет выделить криминалистические характеристики видов, разновидностей, групп преступлений, их элементы и взаимосвязи между ними, а также источники информации о них. Элементы характеристик согласуются с элементами преступной деятельности. Каждый элемент рассматривается, в свою очередь, тоже как система тех или иных свойств и отношений, выражающихся в криминалистически значимых признаках, например, признаками субъекта являются: пол, возраст, антисоциальная направленность личности, преступный опыт, социальное происхождение и положение, образование, профессия, знания и навыки, образ жизни, место жительства. Признаки обстановки совершения преступления характеризуют место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды. В качестве примера применения такой системы можно привести проверку ранее судимых подростков. В их числе был и несовершеннолетний С., работающий на заводе, проживающий в 200 метрах от места преступления, систематически употребляющий алкоголь и имеющий сильное влияние на подростков с отклоняющимся поведением. Версия о его причастности к краже была проверена. Менее чем за двое суток были получены доказательства совершения кражи мотоцикла именно несовершеннолетним С., а также выявлены его настоящие участники. С помощью такой автоматизированной системы облегчается работа следствия, органов дознания, оперативно-розыскная деятельность. Ведь чем быстрее будет раскрыто преступление, тем больше вероятность, что преступник будет задержан и не совершит повторных преступлений, будет наказан, к нему будут применены и меры воспитательного воздействия. 

          К милиции общественной безопасности  относятся и такие службы как  патрульно-постовая служба, Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения, группа по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью, отделение паспортно-визовой службы, отделение дознания. В состав штаба отдела внутренних дел входят группы: анализа планирования и контроля, группа информационного обеспечения, учёно-регистрационной и статистической деятельности, группа связи со средствами массовой информации. И в каждой службе сотрудниками проводится большая работа по правовому воспитанию граждан. Например, группа связи со средствами массовой информации работает в тесном контакте с редакциями газет, журналов, телевидения, организуются выступления работников милиции на страницах газет и журналов, по телевидению. В этих статьях и выступлениях содержатся разъяснения нормативно-правовых актов, делается обзор совершённых преступлений и наказаний за них и другая информация. Цель профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел – упрочить определённым образом общественные отношения, содействовать их развитию, так как непосредственным результатом является правомерное поведение граждан. Например, группа по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью проводит работу по своевременной регистрации гражданами оружия, при этом разъясняется, кто имеет право на приобретение охотничьего оружия, газового и другого и правила хранения его в домашних условиях. Незаконно хранящееся оружие подлежит изъятию, эти сотрудники осуществляют контроль за тем, чтобы оружие не попало в руки наркоманов, психически неуравновешенных граждан. Определённую работу по правовому воспитанию граждан проводят сотрудники патрульно-постовой службы милиции. Целью деятельности этого отделения является охрана общественного порядка в местах массового отдыха молодёжи, патрулирование улиц, площадей. Иногда одно только появление такого наряда милиции в общественном месте останавливает человека от совершения им противоправных действий.

Заключение

Подводя итог, можно  сделать некоторые краткие выводы.Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по передаче достижений (ценностей) в области права от одного поколения к другому. К таким ценностям относятся и правовые идеалы, и действующее законодательство, и юридическая практика, и механизмы разрешения конфликтов, и способы защиты прав и свобод.Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры общества в целом.Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.Целями правового воспитания являются:достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека;повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.Правовое воспитание неразрывно связано с правовым обучением, а точнее, правовое обучение - его основа.Традиционными формами правовой работы с населением считаются правовой всеобуч, пропаганда права средствами массовой информации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями. Огромное значение в системе правового воспитания имеет выработка мер, направленных на повышение правовой культуры молодого поколения.

                   
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Основы  государства и права. Учебное  пособие, ч.1. Ростовское издательство «Феникс», 2005 г.
  2. Комаров С.А. Основы государства и права, 4-е изд. СПб.: Питер, 2008.
  3. Архипов В.Д. Подросток и закон. Куйбышев, 2009 год.
  4. Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М. Юридическая литература, 2011 г.
  5. Мордовец А.С., Магометов А.А., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 2008 год.
  6. Назарова О.Ю. Теория и методика обучения праву: Методические рекомендации для студентов , О.Ю.Назарова. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2009.
  7. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков, К.В.Науменкова ,2010.
  8. Общая теория права. Курс лекций , Под общей ред. проф. В.К.Бабаева – М.: Юристъ, 2005
  9. Основы права. Учебник , Под ред. проф. В.В.Лазарева. – М.: ЮРИСТЪ, 2010
  10. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры, Е.А.Певцова , Современное право. 2007.
  11. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию , Е.А.Певцова ,Журнал российского права, - 2009.
  12. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. канд. юрид. Наук Т.М.Почтарь. – Москва. - 2011.
  13. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник , О.Ф.Скакун. Харьков: Консум, 2010.
  14. Стреляева, В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: дис. ... канд. юрид. наук , В.В.Стреляева. – Москва. - 2006.
  15. Теория государства и права: Курс лекций ,Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2008.
  16. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан ,И.В.Тепляшин  Журнал российского права. - 2008.
  17. Теория государства и права: учебник. Под. ред. В.В. Лазарева. М.:Новый Юрист, 2007
  18. Теория государства и права. Под. ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2005.
  19. Основы знаний о праве и государстве: Учеб. Пособие.  Под. общ. ред. В.М. Шафирова. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2006.
  20. Комаров С.А. Основы государства и права, 4-е изд. СПб.: Питер, 2008

Информация о работе Правовое воспитание