ФГБОУ ВПО
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
«Правовое
воспитание – понятие
и формы. Основные методы
правового воспитания»
ОРЕЛ - 2011
Содержание
Введение.
На протяжении
длительного времени для общества
в целом была и остаётся актуальной
задача по искоренению преступности,
по воспитанию человека, соблюдающего
порядок, правила поведения в обществе.
Человека воспитывает семья, школа, общество.
Способность семьи эффективно функционировать
считается решающей в предупреждении
правонарушений. Детское непослушание,
нечестность и другие формы антиобщественного
поведения являются важными указателями
последующих правонарушений. Но не только
в семье закладываются основы поведения
человека. Положение семьи в обществе
зависит от политики государства- это
политика в области здравоохранения, политика,
связанная с ликвидацией безработицы
и созданием рабочих мест, молодёжная
политика. Ресурсы государства должны
быть направлены на особые группы риска
в местах их проживания, особенно в районах
с низким уровнем развития, высокой преступности
и безработицы. Ресурсы должны концентрироваться
на особых категориях молодых людей, на
особых проблемах, связанных с молодёжью,
таких как наркомания, проституция, бездомность.
Но в конце концов, какие бы субъективные
причины ни приводились, в преступлении,
которое совершает человек, виноват он
сам. А почему? Потому, наверное, что плохо
знает право, не уважает законы, нечестен,
завистлив, плохо воспитан. Поэтому необходима
деятельность по правовому просвещению,
по правовому воспитанию людей, по ликвидации
юридической безграмотности. Для непосредственной
борьбы с правонарушениями, для обеспечения
законности и правопорядка, государство
создало правоохранительные органы –
суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних
дел, службу безопасности. Предупреждение
правонарушений – главное направление
в борьбе за укрепление законности и правопорядка.
1.
Понятие правового воспитания.
Под правовым воспитанием принято
понимать целенаправленную систематическую
деятельность государства, его
органов и их служащих, общественных
объединений и трудовых коллективов по
формированию и повышению правового сознания
и правовой культуры.
Правовое обучение и правовое
воспитание органически связаны
между собой. Воспитывающее обучение
предполагает непрерывную взаимосвязь
процессов целенаправленного формирования
сознания личности законопослушного гражданина
и юриста-профессионала, включая правовоззрение,
нравственные идеалы, правовые установки
и ценностные ориентации, специальные,
профессионально необходимые характеристики.
Крайне важно сформировать соответствующую
мотивацию – положительное отношение
к познаваемому содержанию и потребность
к постоянному расширению и углублению
правовых знаний. По образному выражению
известного отечественного психолога
Л. И. Божович, потребность такого рода
должна характеризоваться своей «ненасыщаемостью»,
прежде всего для юристов-профессионалов,
других государственных служащих, служащих
органов местного самоуправления, а также
граждан. Лишь в этом случае можно считать,
что человек будет не только декларировать
значение теоретических знаний для практической
деятельности, но и найдет возможность
для овладения этими знаниями и их правильного
применения в юридически значимых ситуациях.
Правовое обучение и воспитание является
частью всего процесса духовного формирования
личности, без которого нельзя обойтись,
реализуя идею построения в России правового
государства.
Главный объект воздействия при
правовом обучении и воспитании
- правовое сознание, устойчиво положительно
ориентированное, развитое, должного
уровня. Имеется в виду правовое сознание
индивида, коллектива (профессиональной
группы), общества в целом. Следует подчеркнуть,
что идеологическое воздействие на общественное
правосознание означает соответствующее
воздействие на групповое и индивидуальное
сознание и, наоборот, правовое воспитание
отдельных индивидов и их групп, в конечном
счете, обусловливает формирование и развитие
общественного правосознания, так как
различные виды правосознания находятся
между собой в диалектической взаимосвязи
и взаимозависимости.
История свидетельствует о том,
что во всех государствах (с
разной степенью осознанности
и качества) осуществляется особая
деятельность по распространению
воззрений о праве и правопорядке,
для чего используются имеющиеся
в распоряжении средства: церковь, литература,
искусство, школа (всех уровней), печать,
радио, телевидение, специальные юридические
учебные заведения. Иными словами, правовое
воспитание является составным компонентом
идеологической функции любого государства.
По мере развития и совершенствования
государственности изыскиваются все более
искусные способы и формы идеологической
обработки сознания масс, все более обосабливается
и специализируется правовое воспитание
как самостоятельный вид деятельности
государства, его органов местного самоуправления
и общества в целом.
Меняется содержание и тактика,
объекты, формы и способы воздействия
на сознание масс и отдельных
граждан, но в значительной
степени стабильной, прежде всего,
в развитых государствах остается
его сущность в виде представлений о праве
и правосознании, их сущности, ценности
и функциях. Только в условиях реальной
демократии возможна целенаправленная
и специально организованная деятельность
по правовому обучению юристов-профессионалов.
Правовое воспитание обладает относительной
самостоятельностью целей, спецификой
методов их достижения и организованных
форм. Оно представляет собой многоцелевую
деятельность, предполагающую наличие
стратегических, долговременных целей
и целей тактических, ближайших, общих
и частных. Цели могут конкретизироваться
с учетом специфики субъекта и объекта
воспитательного воздействия, используемых
форм и средств этой деятельности, а также
органов, осуществляющих правовое воспитание.
Программной целью можно считать
профилактику в России правового нигилизма.
В качестве специальных средств сведения
его к минимуму следует назвать: обеспечение
должного качества принимаемых законов,
упрочение законности и правопорядка,
повышение роли суда и проведения судебной
реформы в целом, приведение в соответствие
с потребностями времени правового воспитания
населения, профессионального обучения
и воспитания юристов, других государственных
служащих. Одновременно необходима систематическая
предметная работа по повышению уровня
правовой культуры всех субъектов правоохранительной
системы. Непосредственная цель – правомерное
поведение, в том числе правовая активность
граждан и профессиональная активность
юристов и других государственных служащих
в процессе реализации их компетенции
в юридически значимых ситуациях.
Правовая активность предполагает
определенную степень интенсивности
деятельности в социально-правовой
сфере, более высокую, чем просто
соблюдение и исполнение правовых
обязанностей, превосходящую обычные
требования к должностному поведению.
При этом справедливо подчеркивается,
что такая деятельность связана с дополнительными
затратами времени, энергии, а иногда и
материальными затратами. Общество, разумеется,
вполне устроило бы и просто правомерное
поведение граждан, причем чем большего
количества, тем лучше.
Некоторые основные цели, указанные
выше, достижимы лишь при соблюдении
в правовой воспитательной работе
следующих основных принципов:
научность, плановость, систематичность,
последовательность и дифференцированность,
обеспечение комплексного подхода, а также
создание благоприятных условий для реализации
развитого здорового правосознания на
практике.
Содержание искомого уровня правосознания
предполагает приобретение субъектами
правового воспитания и обучения
должного уровня правовой подготовки,
системы убеждений, характеризующейся
признанием права и пониманием необходимости
следовать его предписаниям, владение
умениями и навыками реализации права.
Соответственно правовое воспитание и
обучение состоит в передаче, накоплении
и усвоении знаний принципов и норм права,
а также в формировании соответствующего
отношения к праву и практике его реализации,
умении использовать свои права, соблюдать
запреты и исполнять обязанности. Отсюда
необходимость в осознанном усвоении
основных положений законодательства,
выработке чувства глубокого уважения
к праву. Полученные знания должны превратиться
в личное убеждение, в прочную установку
строго следовать правовым предписаниям,
а затем – во внутреннюю потребность и
привычку соблюдать правовой закон, проявлять
правовую и профессионально-юридическую
активность.
К средствам правового воспитания
относятся: правовая пропаганда,
правовое обучение, юридическая
практика, самовоспитание. В основе
применения всех указанных средств
лежит осуществление правовой информированности,
предполагающей передачу, восприятие,
преобразование и использование информации
о праве и практике его реализации. Особое
место здесь занимает проблема «правового
минимума», некоего обязательного уровня
знания права (уровня правовой осведомленности),
которым должен обладать каждый гражданин
любого общества, независимо от его социального
статуса. Предпосылкой эффективного управления
этим процессом является четкое представление
о системе источников правовой информации
и их реальном использовании гражданами,
а также трудовыми коллективами, группами
и слоями населения. Определяющая роль
в системе источников правовой информации
принадлежит средствам массовой информации,
а также правовому всеобучу (имеется в
виду изучение основ права и государства
в детских садах, школах и во всех учебных
заведениях, а
не только
юридических).
Дифференциация подхода в применении
этих средств должна иметь
место применительно, как минимум,
к четырем основным группам:
законопослушные граждане, осужденные,
потенциальные и реальные правонарушители
и юристы-профессионалы.
Особо значимую роль в правовом
воспитании и обучении имеет
судебная практика и деятельность
судебной системы в целом, которая
должна быть реальным правосудием.
Еще Ш. Монтескье писал, что для человечества
нет ничего важнее, чем правосудие. Поэтому
воспитание уважения к суду и понимания
необходимости решать все конфликты в
суде входит необходимым компонентом
в содержание устойчиво положительного
отношения к практике реализации права.
Наконец
следует обратить внимание на такое
средство, как самовоспитание, которое
представляется наиболее эффективным
для формирования правосознания
всех субъектов права. Самовоспитание
заключается в формировании у
себя глубокого уважения к праву, потребности
строго следовать правовым предписаниям
путем самообучения, самостоятельного
анализа правовой действительности и
личной практике. Наряду со специальной
подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов
– способ профилактики деформации сознания
и личности и поддержания на должном уровне
профессионализма.
В
заключение следует отметить, что
необходимо отказаться от установки
на преимущественно просветительскую
деятельность, а направить все
усилия на формирование соответствующего
отношения к праву, принятие и признание
его на уровне общечеловеческих ценностей
и естественно-правовой концепции.
Конкретные,
предметные рекомендации по формированию
и корректированию интеллектуально-эмоционально-волевых
свойств личности, определяющих содержание
ее правовой психологии, непосредственно
даются психологической наукой. Здесь
же следует заметить, что занимаясь правовым
обучением и воспитанием, необходимо оказывать
воздействие как на разум, так и на эмоционально-волевую
сферу воспитуемого, для чего использовать
известные методы: прежде всего убеждение
и поощрение, а также угрозу принуждения
и прямое принуждение, предусмотренное
законодательством. Ничего иного, к сожалению,
в части методов человечество не придумало.
Выбор же первоочередной непосредственной
сферы воздействия (рациональной или эмоциональной)
зависит от особенностей психологии воспитуемого,
на которого оказывается воздействие,
и состояния его правосознания. Соответственно
дозируется правовая информация, определяется
ее содержание, ведущий метод воздействия,
последовательность применения существующих
методов.
Для
воспитания правосознания юристов-профессионалов
особенно эффективны практические упражнения
(индивидуальные и групповые), игры
и учения, решения конкретных проблемных
ситуаций на основе фундаментальных теоретических
знаний. Их надо учить не только и не столько
законодательству, сколько юридическому
мышлению и практическим действиям на
основе законодательства в типовых и типичных
ситуациях.
2.
Механизм, формы и методы
правового воспитания
Многие правовые
ценности, имея основу и происхождение
в моральных нормах, усваиваются
личностью в процессе разнообразной
социальной практики, через иные, не
правовые формы и каналы формирования
общественного сознания. Однако правовое
воспитание предполагает создание и специального
инструментария по донесению до разума
и чувств каждого человека правовых ценностей,
превращение их в личные убеждения и внутренний
ориентир поведения.