Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 19:37, лекция
Правоохранительные органы - это органы, охраняющие правопорядок , гос. безопасность, права и интересы граждан РФ. Правоохранительные органы (ПО)- это государственные органы. Работники ПО имеют специальный статус, как правило вооружены. Количество работниках в ПО больше ,чем численность вооруженных сил РФ. Они обладают властно-принудительными полномочиями. Таким образом ПО - это государственные органы исполнительной власти, основной функцией которых, является охрана правопорядка ,наделенные властно-принудительными полномочиями и действующие на основе законов РФ.
Основные этапы развития ФСБ
ФСБ берет свое начало
от ВЧК, созданный 20 декабря 1917 г. во главе
с Дзержинским. В 1922 было создано ГПУ, а
в 1923 ОГПУ. В 1941 был образован народный
комиссариат государственной безопасности
СССР.В 1943 выделилось «СМЕРЖЬ». В 1954 был
создан КГБ СССР при совете министров,
который постепенно превратился в ведущую
правоохранительную структуру. Были
разные управления. В августе 1991 вместо
КГБ былисозданы ФСБ, СВР, ФПС, ФСО, ФАПСИ.
Нынешнее ФСБ действует и работает на
основании федерального закона от 3 апреля
95 года «Об органах ФСБ РФ».
Роль и задачи ФСБ в современных условиях
1. Контрразведывательная
деятельность. 2. Борьба с преступностью
осуществляется путем ОР мероприятий
в выявлении, предупреждении, пресечении
и раскрытии шпионажа, терраристеческой
деятельности организованной преступности,
коррупции, незаконного оборота оружия
и наркотиков, контрабанды. 3. Дополнительная
разведывательная; осуществляется либо
самостоятельно, либо в взаимодействии
со службой внешней разведки в целях получения
информации об угрозах безопасности РФ.
Права:1. Устанавливать на конфиденциальной
основе отношения сотрудничества с лицами
давшими на то согласие. 2. Осуществлять
ОРД. 3. Осуществлять проникновение в спец
службы других государств. 4. Проводить
дознание и предварительное следствие.
5. Проводить шифровальные работы и контролировать
их проведение в других ведомствах. 6. Беспрепятственно
входить в жилые помещения, но при нарушении
права граждан на неприкосновенность
жилища, уведомлять об этом прокурора
в течении суток. 7. Проверять документы
у граждан. 8. Получать любую информацию
в целях безопасности РФ. 9. Взаимодействовать
со спецслужбами других государств.
Таможенная служба, товары подпадающие под таможенный контроль
Таможенное дело РФ составляют: таможенная политика и порядок и условия перемещения через границу товаров и транспортных средств, взымание таможенных платежей и сборов, таможенный контроль. Функции: 1. Участие в разработке таможенной политики РФ и ее реализации. 2. Обеспечение исполнения таможенного законодательства. 3. Защита прав и интересов РФ и ее граждан при осуществлении таможенного дела. 4. Обеспечение экономической безопасности РФ. 5. Взымание пошлин и сборов. 6. Борьба с контрабандой и другими нарушениями таможенного законадательства.7. Таможенный контроль и таможенное оформление. 8. Ведение таможенной статистики и др. Таможенные платежи: там. пошлина, НДС, акцизы, там. сборы, плата за консультации, плата за участие в таможенных аукционах.
Категории предметов
подпадающих под таможенный контроль:
наркотики, психотропные, сильнодействующие
, отравляющие, ядовитые, радиоактивные
и взрывчатые вещества, все виды вооружения,
ядерное, химическое, биологическое оружие
и материалы для его создания, стратегически
важные сырьевые ресурсы (цветные металлы,
нефтепродукты), валюта и ценности (исторические
ценности, архивы, монеты, ордена, медали,
предметы археологических раскопок, картины
ручной работы, предметы ДПИ и художественного
промысла, старинные книги, уникальные
музыкальные инструменты, редкие коллекции,
уникальные почтовые марки). Контрабанда
- это перемещение через таможенную границу
с сокрытием от таможенного контроля либо
с обманным исправлением документов и
средств либос сопряженное с недекларированием
или недостоверным декларированием товаров,
подпадающих под таможенный контроль.
Государственная налоговая служба РФ, задачи
Во главе - министерство
по налоговым сборам РФ. Основную задачу
в ГНС выполняет налоговая инспекция.
Задачи: 1. Осуществляют контроль за соблюдением
налогового законодательства. 2. Обеспечивают
своевременный и полный учет налогоплательщиков,
правильность исчисления платежей, а также
поступления таких платежей в бюджет.
3. Контролирует своевременность предоставления
бух отчетов, налоговых расчетов, деклараций
и др.документов, связанных с исчислением
у уплатой налогов. 4. Проверяют достоверность
документов в части правильности определения
прибыли др. объектов. 5. Осуществляет
возврат излишне изысканных и оплаченных
налогов. 6. Взаимодействие с другими ПО
и передают им материалы по фактам нарушения,
за которые предусмотрена уголовная ответственность.7.
Предъявляют в суды иски о ликвидации
предприятий, об признании сделок недействительными
и о взыскании на законно преобретоного.8.
Обеспечивает правильность применения
финансовых санкций, к которым относится
недоимка (сумма скрытого и заниженного
налога), штраф, пенни. 9. Производит осмотр,
фиксацию и изъятие у предприятий документов,
свидетельствующих о сокрытии сумм, подлежащих
налогообложению (основанием для изъятия
является письменное постановление должностного
лица).10. Ведут учет, оценку и реализацию
конфискованного и бесхозного имущества,
а также имущества перешедшего по наследству
государства.11. Составление документов,
на основании которых оперативно ведут
бухучет по каждом налогоплательщику.
12. Приостанавливать операции по расчетам
в банках в случаях не предоставления
документов, связанных с исчислением и
уплаты налогов. 13. Предоставляют вышестоящим
органам установленную отчетность. 14.
Рассматривают жалобы и заявления граждане
организаций по вопросам нарушения налогового
законодательства.
Федеральная служба охраны. Объекты охраны
Федеральная служба
охраны действует на основании закона
от 24.04.96г. 1.Президент в местах постоянного
и временного пребывания. 2.Члены
семьи президента, проживающие вместе
с ним или сопровождающие его.
3. Председатель правительcтва. 4. Председатель
Государственной Думы (Селезнев). 5.Председатель
совета федерации. 6. Председатель конституционного
суда. 7.Председатель верховного суда.
8. Председатель высшего арбитражного
суда. 9. Генеральный прокурор. 10. Главы
иностранных государств и правительств
во время их пребывания на территории
России. Работники Федеральной службы
охраны не должны подвергаться административным
задержаниям, к ним не допускается применение
мер административного воздействия, личный
досмотр, так же досмотр вещей и транспорта.
Они имеют право применять физическую
силу, спецсредства, оружие при это они
не несут ответственности за вред, причиненный
при исполнении служебных обязанностей.
Налоговая полиция
Это самостоятельный,
независимый от налоговой службы
орган исполнительной власти, действующий
на основании закона от 24.06.93г. « О федеральных
органах налоговой полиции» .Основные
задачи: 1. Выявление, предупреждение и
пресечение налоговых преступлений и
иных правонарушений. 2. Обеспечение безопасности
деятельности гос. налоговой инспекции
и защита их сотрудников от противоправных
посягательств. 3. Предотвращение, выявление,
пресечение фактов коррупции в налоговых
органах. 4. Производство предварительного
следствия и дознания по делам, связанным
с нарушением налогового законодательства.
Обязанности: 1. Осуществлять ОРД по выявлению
налоговых преступлений. 2. Производить
розыск лиц, скрывающихся от правосудия
за совершение налоговых преступлений.
3. Принимать, регистрировать и проверять
информацию о налоговых преступлениях.4.
Выполнять определения и приговоры судов
по налоговым делам. 5.Обобщать и анализировать
практику исполнения налогового законодательства.6.
Информировать соответствующие правоохранительные
органы. Права: аналогичны правам милиции,
но имеют сл. особенности: 1. Может осуществлять
проверки налогоплательщиков после проверок
гос. Налоговой инспекции.2. Приостанавливать
операции в банках на срок до 1 мес. 3. Вести
учёт лиц и фактов, связанных с нарушением
налогового законодательства.
ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации)
ФАПСИ - это центральный
орган исполнительной власти, ведающий
вопросами организации и обеспечения
правительственной связи и иных видов
спец связи и для высших государственных
органов, а так же обеспечение безопасности
шифрованной связи, ведение внешней разведки
и информационного обеспечения. Основные
направления деятельности ФАПСИ: 1. Организация,
эксплуатация, развитие и совершенствование
правительственной связи и систем специальной
информации. 2. Обеспечение сохранности
государственных секретов и защита шифровальной
связи. 3. Организация и ведение внешней
разведки с использованием радиоэлектронных
средств и методов. 4. Обеспечение высших
должностных лиц страны достоверной и
независимой от других источников информацией,
необходимой для принятия решений по вопросам
безопасности РФ. ФАПСИ имеет свои войска,
которые призваны обеспечивать президента
спец связью во время военного, либо чрезвычайного
положения. ФАПСИ обеспечивает международную,
междугороднюю, городскую, а также связь
с подвижными объектами и заграничными
учреждениями за рубежом. Особое направление
деятельности ФАПСИ - криптография (шифрование),которая
базируется на достижениях математики,
физики, компьютеров. Для подготовки специалистов
действует Академия криптографии.
ФПС и его задачи
Охраной границ РФ занимается
ФПС - федеральный орган
Суды субъектов и их классификация
Суды субъектов
РФ: 1. Конституционный (уставный) суд
субъекта РФ.2. Мировые суды. Конституционный
суд: Рассматривает различные споры
между органами власти субъекта РФ, жалобы
на нарушение прав граждан, толкование
отдельных положений устава, конституции.
Решение конституционного суда обязательно
на территории данного субъекта и подлежит
исполнению всеми органами о должностными
лицами. Члены КС назначаются законодательным
органом субъектов РФ на срок 8 лет, а их
предельный возраст не должен превышать
70 лет. Порядок работы КС субъекта аналогичен
работе КСРФ. На территории РФ начал действовать
с 2000 г., на территории многочисленных
субъектов еще не созданы по техническим
причинам. Они призваны разгрузить районные
суды от малозначительных дел. Они созданы
из расчета 15-18 тыс. жителей на 1 мирового
судью. В отношении мировых судей действует
специальный закон о мировых судьях (1999г.),
который определил компетенцию и правовой
статус мировых судей по рассмотрению
уголовных дел, по которым может быть назначено
наказание не более 2-х лет, а также
рассматривает дела о мелких спорах, разводах
т.д. Мировым судьей может быть гражданин
РФ с обязательно высшим юр. образованием,
с безупречной репутацией, и проживающий
на территории данного субъекта, не моложе
25 лет.
Краевые, областные и районные суды и их функции
Основное звено
занимает районный (городской) суд. Он
рассматривает все гражданские дела, а
также все уголовные дела, за исключением
дел о особо опасных преступниках. Гражданские
дела рассматриваются судьей единолично.
Уголовные дела рассматриваются судьей
единолично, если за них наказание не больше
5 лет лишения свободы. А уголовные дела,
наказания за которые больше 5 лет, рассматриваются
судьей и 2 народными заседателями. Также
рассматриваются опеляционные жалобы.
Районный суд рассматривает жалобы граждан
на нарушение их прав и свобод. Областной
суд (верховный суд республики). Рассматривает
дела о особо тяжких преступлениях, которые
не подсудны районному суду. Рассматривает
кассационные жалобы на приговоры и решения
районных судов. При этом он принимает
одно из решений: 1. Оставление приговоры
в силе, а жалобу без удовлетворения. 2.
Отменяет приговор и отправляет дело на
новое рассмотрение. 3. Отменяет приговор
и прекращает дело.
Арбитражные суды. Система и функции
Арбитражные суды действуют
на основании закона от 05.04.95 г. Арбитражные
суды рассматривают только экономические
споры и споры между юридическими лицами.
Принципы деятельности арбитражных судов
такие же, как ив других судах РФ. Они построены
на трехзвенной системе: 1. Арбитражные
суды субъектов РФ - они рассматривают
все дела по первой инстанции.2. Окружные
арбитражные суды - обжалывают решения
арбитражных судов субъектов РФ. 3. Арбитражные
суды образованы для рассмотрения кассационных
и апелляционных жалоб на решение арбитражных
судов субъектов РФ .Это означает, что
у арбитражного суда существует и кассационный
и апелляционный порядок обжалования
решений. При кассационном порядке обжалования
вышестоящий суд рассматривает жалобу
на решение суда нижестоящего, не вызывает
судебного заседания. При кассационном
порядке в суде второй инстанции могут
участвовать лишь адвокат и прокурор.
При апелляционном порядке обжалования
в вышестоящий судна решение суда нижестоящего
вновь проводит заседания, опрашивая при
этом всех участников процесса, который
давали свои показания в нижестоящем суде.
Высший арбитражный суд рассматривает
наиболее актуальные дел, хотя имеет право
истребовать любое дело и рассматривать
его по первой инстанции. В составе высшего
арбитражного суда обр....пленум и президиум.
Дела в арбитражных судах субъектов могут
рассматриваться, как единолично одним
судьей, так и коллегиально - один судья
и два арбитражных заседателя. Жалобы
в окружных судах и в высшем арбитражном
суде рассматривается коллегиально тремя
судьями. Прокурор имеет право обратиться
в арбитражный суд с иском о защите гос.
Общественных интересов.
Правовой статус судей
Обеспечивает единство
правового положения всех судей,
хотя допускаются некоторые отличия для
судей военных судов. Эти судьи проходят
службу в ВС РФ и пользуются всеми правами
военнослужащих. Требования к судьям –
гр. РФ, >=35 лет, в/о юридическое, безупречная
репутация, стаж работы по юр. специальности
>=5 лет. Это мин. Требования относятся
лишь к судьям районных и мировых судов.
Для судей обл.судов стаж >=10 лет, конст.
суда >=15лет. Каждый кандидат в судьи
должен сдать квалификационный экзамен
и принять присягу. В отношении судей не
допускается вмешательство в их деятельностьи
оказание на них какого-либо воздействия.
За это предусмотрена уголовная ответственность.
Судьи находятся под особой защитой гос-ва.
В соотв. с з-ом о статусе судей РФ 1995 г.
судьи имеют право на получение такой
з/п, кот обеспечивала бы им достойную
жизнь. Прекращение полномочий судей может
быть по следующим причинам: 1. Письменное
заявление о сложении полномочий. 2. неспособность
по состоянию здоровья исполнять обязанности.
3. переход на другую работу. 4. Прекращение
гражданства РФ. 5. занятие деят-тью, несовместимой
с должностью судьи. 6. вступление в силу
обвинительного приговора. 7. недееспособность
ограничение дееспособности. 8. отказ судьи
перейти на работу вдр. суд при ликвидации
суда. Во всех случаях прекращения полномочий
необходимо заключение дисциплинарной
комиссии вышестоящего суда.