Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 19:37, лекция

Описание работы

Правоохранительные органы - это органы, охраняющие правопорядок , гос. безопасность, права и интересы граждан РФ. Правоохранительные органы (ПО)- это государственные органы. Работники ПО имеют специальный статус, как правило вооружены. Количество работниках в ПО больше ,чем численность вооруженных сил РФ. Они обладают властно-принудительными полномочиями. Таким образом ПО - это государственные органы исполнительной власти, основной функцией которых, является охрана правопорядка ,наделенные властно-принудительными полномочиями и действующие на основе законов РФ.

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные Word.docx

— 43.62 Кб (Скачать)

лекция «Правоохранительные  органы» 
 

Вид: лекция 
 

Скачать бесплатно [16 K] 
 
 

Понятие правоохранительных органов 

Правоохранительные  органы - это органы, охраняющие правопорядок , гос. безопасность, права и интересы граждан РФ. Правоохранительные органы (ПО)- это государственные органы. Работники ПО имеют специальный статус, как правило вооружены. Количество работниках в ПО больше ,чем численность вооруженных сил РФ. Они обладают властно-принудительными полномочиями. Таким образом ПО - это государственные органы исполнительной власти, основной функцией которых, является охрана правопорядка ,наделенные властно-принудительными полномочиями и действующие на основе законов РФ. Система ПО: МВД (включая милицию и внутренние войска), прокуратура, ФСБ, СВР (служба внешней разведки), ФПС (федеральная пограничная служба), ФАПСИ, федеральная служба охраны, гос налоговая служба, таможенные органы, адвокатура, нотериат , министерство юстиции. Суды не являются ПО.  

Независимость суда и подчинение его деятельности только закону

Независимость судей, присяжных и народных заседателей: Принцип независимости судей , присяжных и народных заседателей провозглашается во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5,13 и 29),Законе об арбитражных судах (ст. 6), Законе о судоустройстве (ст.12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и др. Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона. Cуд относится к числу таких государственных учреждений ,решения которых находятся в поле зрения других государственных органов ,должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. В плоть до наших дней к такого рода способам и методам относится многое :от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями .Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы . Существенное внимание уделяется разработке, и внедрению гарантий независимости судей, присяжных и народных заседателей. Независимость судей обеспечивается: 1. Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы тони было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия.2. Установленным порядком приостановления или прекращения полномочий судьи. 3. Правом судьи на отставку. 4. Неприкосновенностью судьи.5. Системой органов судейского сообщества. 6. Предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.  

Конституционные принципы правосудия

Ст. 118 конституции  РФ гласит: Правосудие РФ осуществляется только судам. Судебная система РФ устанавливается: конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Ст. 125, 127 РФ четко определяет место, занимаемое высшими судами  в судебной системе в целом, а в месте с этим место всех других подчиненных им судов. В 1 из этих статей определен статус конституционного суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа. Принципы деятельности ПО: принцип законности, гласности, гуманности, справедливости ,неотвратимости наказания.  

Органы внутренних дел и их роль в правоохранительных органах

ОВД - самый многочисленный отряд. Работники его выполняют  самые большие объемы правоохранительной работы.  

Структура МВД РФ

Структура МВД: милиция, внутренние войска, следственный комитет ,ЭКУ (экспертно-криминалистическое управление), ГИЦ (главный информационный центр, где хранятся все сведения о совершавшихся кем-либо преступления  ,дактилоскопические карты). В системе имеются учебные заведения (2академии, 50 ВУЗов и 80 средних уч.зав.)  

Функции ОВД 

ОВД выполняет 3 основные ф-ии: 1. Административная деят-ть. Её осущ. Работники ГИБДД или ГАИ, паспортно-визовой службы, участковые инспектора и т д. ОВД привлекает к адм. ответственности за год до 10 млн. человек. Эта деятельность должна базироваться на прочной зак-ой основе, поскольку ущемляет права граждан. В РФ эту деят. как правило, осущ. ОВД, т.к.иные органы в этом отношении имеют ограниченные права. 2. Оперативно-розыскная. Осущ. В целях борьбы с наиболее тяжкими преступлениями, в целях розыска лиц, скрывающихся от правосудия. Эта деятельность регулируется з-ом «об ОРД» от 1995 г. 3. Уголовно-процессуальная. ОВД имеет правопроводить не только дознание, но и предварительное следствие. При этом следователи ОВД расследуют до 90% преступлений. У-П деят. осущ.в соотв. с УПК, кот вступил в силу с 1.07.05. Новый УПК внёс много изменений. Главное из них состоит в том, что санкцию на арест и обыск граждан может дать только суд.  

Основные задачи криминальной милиции 

Предупреждение, пресечение и раскрытие наиболее опасных  преступлений. Организация розыска лиц без вести пропавших и скрывающихся от правосудия.  Борьба с организованной преступностью.  

Основные задачи милиции общественной безопасности

Основные задачи: Обеспечение общественного порядка, личной безопасности граждан. Предупреждение и пресечение преступлений не представляющих большой общественной опасности. Оказание помощи гражданам и организациям.  

Милиция и ее виды

Виды: криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с организованной преступностью, ряд оперативных (наружное наблюдение) и оперативно-технических(прослушивание) служб), милиция общественной безопасности (дежурные части, патрульно- постовая служба, ГИБДД, служба охраны граждан, паспортно-визовая служба, инспекция по делам несовершеннолетних, изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ), ОМОН (отряд милиции особого назначения) и СОБР (специальный отряд быстрого реагирования)),муниципальная милиция (выполняет те же задачи, что и милиция общественной безопасности, но создается за счет средств местных бюджетов), транспортная милиция (обеспечивает порядок на воздушном, Ж-Д, и речном транспорте, в ее составе подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с организованной преступностью, патрульно-постоваяслужба и т.д.), специальная (в закрытых городах и режимных объектах),экологическая.  

Структура генеральной  прокуратуры РФ

Управление по надзору  за исполнением законов и законности правоохранительных актов (общий надзор), управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, следственное управление (следственная часть), управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, то же по гражданским делам и арбитражным, следственная прокуратура, главная военная прокуратура, управление по надзору , по следствию и дознанию, управление по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и целый ряд других. Прокуратура действует на основании федерального закона от 17 января 92 года о прокуратуре РФ с изменениями, внесенными в этот закон 17 ноября 95 года.  

Понятие надзора, осуществляемого  прокуратурой

Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемою от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц- прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов, путем своевременного выявления и принятия мер устранения их нарушения, привлечения виновных к ответственности. Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды. Сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности. Это направление закона о прокуратуре подразделяют на 4 так называемых отрасли п. надзора: 1. Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, орг. военного управления, орг. контроля, их должностными лицами, а также за соответствие законов, издаваемых ими правовых актов.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, федеральным и министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, орг. Военного управления, орг. контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями, коммерческими и некоммерческими организаций.3. Надзор за исполнением законов органами, осущ. ОРД, дознание и предварительное следствие. 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.  

Оперативно-розыскная  деятельность

Милиция и многие другие ПО имеют право заниматься оперативно-разыскной деятельностью (ОРД). ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями гос . органов уполномоченных на это настоящим федеральным законом. В целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, их собственности, безопасности государства от преступных посягательств. Запрещается проводить ОРД в интересах какой-либо партии или общественной организации, разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личные семейные тайны, честь и доброе имя гражданина, которые стали известны в процессе проведения ОРД. Розыскные мероприятия включают: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, а также транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений только на основании решения суда, прослушивания телефонных разговоров, оперативное внедрение, контролируемые поставки, оперативные эксперименты. Органы, которые имеют право осуществлять ОРД: ОВД, ФСБ, налоговая полиция, органы гос. охраны, пограничной службы, таможенные, службы внешней разведки. Контроль за ОРД осуществляют президент РФ, федеральное собрание и правительство в пределах полномочий, определяемых конституционными и федеральными законами. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД возложен на прокуратуру. При этом прокуратура имеет право допуска к сведениям о негласных сотрудниках, об организации тактики и методов осуществления ОРД.  

Федеральные суды

Федеральные суды: 1. Конституционный суд РФ; 2. Суды общей  юрисдикции :а). Верховный суд РФ, б). Верховные суды Республик, краев, областей, Московские и Санкт-петербургские суды, в). Городские, районные, муниципальные суды, г). Военные суды; 3. Арбитражные суды: а). Высший арбитражный суд, б). Окружные арбитражные суды, в). Арбитражные суды субъектов РФ.  

Обязанности и права  российской милиции 

В законе о милиции  содержаться те обязанности, которые  должны выполнять работники милиции: 1. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения. 2. Выявлять причины, способствующие право нарушения добиваться их устранения. 3. Оказывать помощь пострадавшим от преступлений и находящимся в беспомощном состоянии. 4. Принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях и о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности граждан. 5. Осуществлять розыск лиц безвести пропавших, скрывающихся от правосудия. 6. Обеспечивать порядок на улице, в транспорте. 7. Регулировать дорожное движение. 8. Принимать экзамены на право управления авто-мото транспортом и выдавать удостоверение.9. Проводить тех-осмтр транспортных средств, вести учет ДТП, учет пострадавших. 10. Выдавать разрешение на право хранения оружия и взрывчатых веществ, контролировать соблюдение ими правил пользования оружием. 11. Охранять на договорной основе имущество граждан и юридических лиц. 12. Проводить экспертизы по уголовным делам и административным правонарушениям. 13. Принимать при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях неотложные меры по спасению людей и охране имущества.14. Исполнять определение судов, постановление прокуроров и следователей о заключении под стражу, об приводе, обыске, задержании. 15. Охранять и конвоировать задержанных и арестованных. 16. Контролировать соблюдение паспортного режима, и правил регистрации иностранцев. 17. Выдавать разрешение на открытие негосударственных детективных служб и контролировать правила обращения с арендованным оружием. Права милиции: 1. Требовать прекращения преступлений и административных правонарушений. 2. Проверять документы у граждан. 3. Вызывать граждан и должностных лиц по делами материалам, находящимся в их производстве и требовать объяснения.4. Задерживать граждан в связи с административными правонарушениями на срок не более 3 часов, по подозрении в преступлении на срок до3 суток, а в связи с организованной преступностью не более 10 суток.  

Верховный суд и  его функции 

Функции Верховного суда РФ: 1. Он может истребовать из любого  суда РФ любое уголовное и гражданское дело и может рассмотреть его первоначально.2. Рассматривает конституционные жалобы на приговоры нижестоящих судов. 3. Рассматривает дела в порядке надзора, рассмотренные нижестоящими судами, приговоры, по которым вступили в законную силу. 4. Рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам (Пример: Витебское дело).5. Дача разъяснений по вопросам судебной практики нижестоящего суда.  

Роль и задачи прокуратуры в правоохранительной деятельности

Уголовно-процессуальные функции: 1.Обязанность возбудить  уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления. 2. Прокурор в праве прекратить любое дело, находящееся в производстве любого органа (ФСБ, налоговая полиция). Он обязан освободить любого гражданина, незаконно лишённого свободы. 4. Он принимает меры для всестороннего, полного и объективного расследования дела. 5. Право вносить представление по 2 пунктам. 6. Вправе возбудить уголовное дело при отсутствии жалобы потерпевшего (по делам частного обвинения). 7. Он обязан принять меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества. 8. Прокурор решает вопрос об отводе следователя и дознавателя.9. Он проверяет собранные по делу доказательства при утверждении обвинительного заключения. 10. Он решает вопрос о возможности направления дела в суд. 11. Прокурор может назначить любую экспертизу и по любому делу. 12. Право прокурора изменить, отменить или применить меру пресечения (арест, подписка о не выезде, личное поручительство, залог).13. Прокурор обеспечивает попечение над детьми, родители которых заключаются под стражу. 14. Он решает вопрос о продолжении срока следствия. По общему правилу дознание осуществляется в месячный, а предварительно в 2-х месячный сроки. Срок предварительного  следствия может быть продлен прокурором района до 3-х месяцев, прокурором области до 6 месяцев и генпрокурором до 1,5 лет. 15. Решает вопрос о подследственности дела. 16. Решает вопрос об огласке данных следствия и дознания. 17. Прокурор дает санкции на обыски и выемки. 18. Рассматривает все жалобы на органы предварительного следствия и дознания. 19.Он участвует в судебных процессах в качестве гос.  обвинителя. 20.Прокурор дает санкции на кассационные инстанции. Есть и опеляционные, но в России только кассационные. 21. Он имеет право предъявить гражданский иск в защиту государственных, общественных и личных интересов гражданина. Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, также ее роль проявляется в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.  

Информация о работе Правоохранительные органы