Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 09:44, курсовая работа
На практике при решении вопроса о возбуждении уголовного дела возникают определенные трудности. Это обусловлено тем, что в имеющейся научной литературе отдельные вопросы, связанные с возбуждением уголовного дела, освещены не полностью, а зачастую различные точки зрения противоречат друг другу. Не все вопросы отражены и в действующем законодательстве.
Целью курсовой работы является изучение понятия и видов поводов и оснований для возбуждения уголовного дела.
Введение 2
Глава 1. Понятие, система и виды поводов для возбуждения уголовного
дела 3
1.1. Понятие и система поводов в уголовном деле 3
1.2. Виды поводов в уголовном деле………….……………………………....9
А) Заявление о преступлении……………………………………………..10
Б) Явка с повинной………………………………………………………...12
В) Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении,
полученное из иных источников…………………………………………..13
Г) Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании………………………………………………….15
Глава 2. Основания для возбуждения уголовного дела……………………...16
А) Понятие основания для возбуждения уголовного дела…………………..16
Б) Проверка оснований для возбуждения уголовного дела………………....18
Судебная практика………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………23
Список использованных источников …………………………………………..24
Таким образом,
повод для возбуждения
1.2. Виды поводов в уголовном деле
Итак, согласно ст.140 УПК РФ предусмотрены следующие поводы к возбуждению уголовного дела: 1) заявления о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.13
А) Заявление о преступлении.
Заявления о преступлении могут быть устными или письменными. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и правомочным должностным лицом, принявшим заявление. Письменное заявление должно быть подписано заявителем, от которого оно исходит. При этом заявителю должна быть разъяснена уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления по ст. 306 УК14, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя.
Заявления о преступлении должны исходить от граждан, фамилии, имена, отчества, адреса местожительства и другие данные о которых известны соответствующим субъектам уголовно-процессуальной деятельности. Наличие в распоряжении компетентного должностного лица сведений об источнике информации о преступлении обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовных дел.
Анонимные, т. е. не подписанные или подписанные от имени вымышленного лица, заявления согласно п. 7 ст.141 УПК РФ, не являются поводом к возбуждению уголовного дела.
Правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы и законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и (или) обеспечивать законность и правопорядок.
Помимо лиц, уполномоченных на принятие заявлений (сообщений) о преступлении и осуществление иной уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, к числу правоохранительных органов принято относить:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Конституционные, Уставные суды субъектов Российской Федерации;
3) арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
4) Международный коммерческий арбитражный суд;
5) Морскую арбитражную
комиссию при Торгово-
6) Третейские
суды для разрешения
7) Министерство юстиции РФ;
8) Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
9) Нотариат;
10) Адвокатуру (адвокатскую палату, адвокатский кабинет, коллегию адвокатов, адвокатское бюро и юридическую консультацию);
11) Некоторые иные, не осуществляющие уголовно-процессуальной деятельности правоохранительные органы.
Большинство сотрудников указанных правоохранительных органов вообще по должности не являются субъектами уголовного процесса. Один лишь адвокат может принимать участие в уголовно-процессуальной деятельности, но и он не наделен правом принятия заявлений (сообщений) о преступлении.
Ходатайствовать
о продлении срока
Предварительная проверка заявлений (сообщений) о преступлении осуществляется путем применения процессуальных средств проверки, а также использования в ходе таковой вовлеченных в уголовный процесс результатов применения не процессуальных средств проверки.
Б) Явка с повинной
Сущность явки
с повинной как самостоятельного
повода заключается в добровольном
сообщении прокурорско-
Явка с повинной предполагает также, что лицо, совершившее преступление или причастное к нему, не просто заявляет о самом факте преступления, но и считает себя виновным в случившемся.
Явка с повинной сама по себе не служит основанием для возбуждения уголовного дела и после ее проверки не всегда возбуждаются уголовные дела, ибо явившийся с повинной может и не быть лицом, совершившим преступление. Мотивы явки с повинной могут быть разные. Практика знает случаи, когда явившийся с повинной оговаривает себя полностью или частично, исходя из тех или иных соображений. В то же время на практике возбуждается очень мало уголовных дел по поводу явки лица с повинной. Такое положение в какой-то степени объясняется тем, что возбуждение уголовного дела обычно опережает явку лица с повинной.
Явка с повинной после возбуждения уголовного дела теряет смысл повода к его возбуждению и имеет лишь материально-правовое значение, являясь обстоятельством, смягчающим ответственность (п. «и» ст. 61 УК РФ). В некоторых случаях такая явка дает основание считать, что наступили условия, при которых лицо вообще перестало быть общественно опасным.
Явка с повинной имеет и другое уголовно-правовое значение. Она возобновляет течение давности привлечения к уголовной ответственности. При этом не имеет значения, в какие органы или общественные организации было сделано такое добровольное заявление и по каким мотивам, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении уже стало известно органам власти.
Явку с повинной следует отличать и от добровольного отказа от совершения преступлениями. Такой отказ не всегда может сопровождаться явкой лица с повинной. По длящимся преступлениям явка с повинной прекращает преступное состояние, но не есть добровольный отказ от совершения начатого преступления (покушения), а лишь должна быть учтена судом при определении меры наказания.
Вместе с тем явка с повинной подлежит тщательной проверке и критической оценке, т.к. она может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной16.
В) Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении,
полученное из иных источников
Под «иными источниками» отечественный законодатель понимает:
а) публикации и
передачи соответственно в печатных
и электронных средствах
б) анонимные сообщения о тяжких и особо тяжких преступлениях, требующие обязательной проверки;
в) данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности;
г) сведения, полученные сотрудниками ППС, службы ОВД, вневедомственной охраны и т.п.
Непосредственное
обнаружение признаков
Рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ) – процессуальный документ об обнаружении признаков преступления из иных источников, чем официальное заявление гражданина или явка с повинной, адресованный должностным лицам, правомочным принимать решения в стадии возбуждении уголовного дела.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, либо лицом, обнаружившим признаки преступления, о чем составляется рапорт, об обнаружении признаков преступления.
Значение повода
для стадии возбуждения уголовного
дела состоит в том, что только
он может вызвать к жизни
Г) Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.17
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.18 Т.е. по своей юридической природе прокуратура является контрольно – надзорным органом. Она компетентна реагировать на любое нарушение российского законодательства, одним из которых является совершение преступления. В связи с этим, законодателем была внесена норма в УПК РФ, которая расширяла полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, и позволяла в соответствии с уголовно – процессуальным законодательством реагировать на совершенное общественно – опасное деяние.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.
Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства и т.д.
Поэтому, законодатель приняв Федеральный закон, внес изменения в ст. 37 КПУ РФ, добавив часть 2 и в ст.140, добавив часть 4 УПК РФ, которая называется «постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании». Теперь представление прокурора является легальным поводом к возбуждению уголовного дела.
ГЛАВА
2. Основания для возбуждения
А) Понятие основания для возбуждения уголовного дела
Основание для возбуждению уголовного дела – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ)19.
Достаточные данные – совокупность следов (или информации, признаков, свойств), установленных оперативно-розыскными или уголовно-процессуальными средствами, которые указывают на отдельные элементы состава преступления. Эти данные чаще всего указывают на признаки объекта и объективной стороны, в отдельных случаях – на признаки субъекта преступления, а иногда – на признаки субъективной стороны, если преступление характеризуется единственной формой и единственным видом вины и совершено в условиях очевидности. Например – изнасилование возможно лишь при прямом умысле.
Вывод о наличии в деянии признаков преступления носит в целом вероятностный, предположительный характер, обоснованность и справедливость которого могут быть опровергнуты в последующих стадиях уголовного процесса. Поэтому законность, обоснованность и справедливость постановления о возбуждении уголовного дела в последующим должны быть установлены на основании материалов, имевшихся на момент принятия решения, а не на момент наличия данных, указывающих якобы на незаконность и необоснованность возбуждения уголовного дела20.
При неопределенности информации об основаниях к возбуждению уголовного дела – ситуации, когда государственный орган или должностное лицо, осуществляющие уголовный процесс, не могут принят законное или обоснованное решение, ни о возбуждении, ни об отказе в возбуждении уголовного дела, - законодатель разрешил производство проверки поступившего заявления или сообщения в порядке ст. 144 УПК РФ.
Информация о работе Поводы и основания к возбуждению уголовного дела