Последующие следственные действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 01:38, контрольная работа

Описание работы

События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовало транспортное средство и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с УК РФ. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Содержание

Введение..……………...…………………………………………….…… 3
1. Основные проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий………………………………….…………………………………5
2. Первоначальные следственные действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий……...…………………………………12
3. Последующие следственные действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий………………………………………………..….21
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Копия методика расследования дорожно-транспортных происшествий.doc

— 139.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение..……………...…………………………………………….…… 3

1. Основные проблемы расследования  дорожно-транспортных происшествий………………………………….…………………………………5

2. Первоначальные следственные  действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий……...…………………………………12

3. Последующие следственные  действия при расследовании дорожно-транспортных  происшествий………………………………………………..….21

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовало транспортное средство и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с УК РФ. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.

В подавляющем большинстве  случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств, правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог, и организации регулирования уличного движения.

В данной работе будет  проводиться анализ наиболее значимых, на мой взгляд, аспектов и положений, касающихся методики расследования  дорожно-транспортных происшествий.

 

Цель данной работы состоит  в том, чтобы определить проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий, а также охарактеризовать методику расследования ДТП.

Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:

1. Установить проблемы  расследования дорожно-транспортных происшествий;

2. Исследовать первичные  следственные действия при расследовании  дорожно-транспортных происшествий;

3. Изучить последующие  следственные действия при расследовании  дорожно-транспортных происшествий.

Значительное внимание исследованию запаховых следов уделили  Бунина А.Ю., Герасимов В.Н., Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю., Ищенко Е.П., Топорков А.А., Яблоков Н.П., Онучин А.П., Россинская Е.Р., Савельева М.В., Смушкин А.Б., Спицын Д., Суняев Л.В., Федосюткин Б.А., Шамонова Т.Н. и другие.

При изучении данной темы мною были исследованы различные нормативные акты и ряд учебной литературы. Среди источников правового регулирования использовались ныне действующие нормативные акты. К ним относятся: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  проблемы расследования дорожно-транспортных  происшествий.

Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой.

К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).

Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог  и эксплуатационных характеристик  старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.

В число наиболее распространенных видов ДТП входят:

1) наезд транспортного средства  на пешехода, велосипедиста, животное;

2) столкновение транспортных средств  между собой;

3) опрокидывание транспортных средств;

4) наезд транспортного средства  на препятствие. Случается и  такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства.[1, с.23]

По причинам возникновения ДТП  можно подразделить на происшествия:

1) возникшие по вине водителей,  управляющих транспортом в состоянии  алкогольного или наркотического  опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.[2, с.12];

2) возникшие по причине неправильных  действий пешеходов: неожиданное  появление на дороге из-за препятствия  (например, стоящего на остановке  автобуса или троллейбуса, автомобиля  у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;

3) происшедшие в результате нарушений,  допускаемых лицами, ответственными  за техническое состояние и  эксплуатацию транспортных средств  (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.[3, с.310]

Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения.[4, с.25]

Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств  ДТП, установить их истинную причину  бывает нелегко. Объясняется это  тем, что зачастую они - результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин.[5, с.56]

Выяснить криминалистически  значимые обстоятельства дорожно-транспортного  происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его  совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда». Механизм - это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.[6, с.311]

В ДТП выделяется три  фазы: начальная, кульминационная и  финальная.[7, с.289]

Начальная фаза развивается  в условиях движения транспортных средств  и пешеходов, сложившихся перед  возникновением опасной ситуации. Она  становится такой, когда участники  дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.

Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной.

Способ совершения ДТП (или особенности криминального  поведения правонарушителя) в силу специфики этого вида преступления понимается как система, обусловленная объективными и субъективными факторами его действий или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, особенности поведения его участников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление).[8, с.290]

Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов.[9, с.29]

Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.

В результате контактного  взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и  дорожном покрытии остаются различные  следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие - кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.[10, с.57]

На характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств  ДТП влияют также неблагоприятные  факторы объективного и субъективного  свойства: плохие метеорологические  условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.

Субъекты, виновные в  дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления.[11, с.314]

ДТП нередко возникают  по вине потерпевших, которые на следствии  пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия.[12, с.58]

При расследовании уголовных  дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства:

1) в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия. Надо иметь в ниду, что для эксплуатации отдельных категорий машин (в особых условиях) издаются специальные наставления по автомобильной службе;

2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;

3) какие последствия  наступили в результате ДТП  (смерть, вред здоровью, характер  и размер причиненного ущерба);

Информация о работе Последующие следственные действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий