Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:
Основными целями данной курсовой работы являются теоретическое изучение и всестороннее выяснение наиболее важных и сложных вопросов, касающихся определения уголовного наказания и его целей; исследование политико-правовых идей, взглядов, их социальных носителей (субъектов) в теории наказания и определение на этой основе направления совершенствования современной концепции наказания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Цели наказания и средства их достижения……………………………..4
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград…………………………………………..11
Исправительные работы…………………………………………………..18
3.1 Правоограничения осужденных к наказанию в виде исправительных работ…………………………………………………..18 3.2 Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ…..21
Заключение……………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

Понятие и цели наказани - копия.docx

— 84.42 Кб (Скачать)

     Итак, предупредительное воздействие наказания складывается, как общепризнанно в уголовно-правовой литературе, из трех стадий: 1) издание закона; 2) назначение наказания судом; 3) исполнение наказания. Хотя каждая стадия имеет свое содержание, тем не менее, только их комплексное воздействие на граждан (и не только на осужденных) имеет эффективное значение в борьбе с преступностью. Уголовное наказание является стимулом правопослушного поведения. Оно как бы предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового запрета.

     Цели наказания достигаются органическим единством его назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей.

 

      2. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

     В ст. 48 УК РФ устанавливается, что при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград7.

     Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может назначаться лишь в качестве дополнительного наказания (ч. 3 ст. 45) при осуждении за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления при обязательном учете данных о личности виновного, т.е. когда виновный потерял моральное право носить то или иное специальное, воинское или почетное звание, классный чин и государственные награды8. Это наказание может применяться и при условном осуждении (ч. 4 ст. 73 УК).

     Специальные звания – это звания, присваиваемые  в установленном соответствующими нормативными правовыми актами порядке  работникам органов внутренних дел, Министерства по налогам и сборам РФ, дипломатической, таможенной служб  и т.п.

     Не  относятся к специальным званиям  ученые звания (например, старший научный  сотрудник, доцент, профессор), ученые степени (кандидат наук, доктор наук), а  также звания, носящие квалификационный характер, например, профессиональные квалификационные звания (токарь 3-го разряда, слесарь 4-го разряда и т.п.) и спортивные звания (кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т.п.).

   Воинские  звания представляют собой специальные  наименования, персонально присваиваемые  каждому военнослужащему и военнообязанному Вооруженных Сил России, Военно-морского флота, а также сотрудникам федеральной  пограничной службы, федеральной  службы безопасности, органов внешней  разведки и других войск (например, железнодорожных, пограничных). Воинскими являются звания, перечисленные в ст. 45 Федерального закона «О воинских обязанностях и военной службе». Это солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. Указанные звания присваиваются с учетом служебного положения, воинской или специальной подготовки того или иного военнослужащего, принадлежащего к соответствующему роду войск или виду службы, а также в соответствии с заслугами.

     Почетные звания устанавливаются в целях поощрения граждан за высокие профессиональные качества, мастерство и многолетний добросовестный труд. Классные чины – это квалификационные чины, которые присваиваются в установленном законом порядке государственным служащим, занимающим государственные должности Российской Федерации или субъектов Федерации (действительный государственный советник РФ, государственный советник 1, 2 или 3 класса, советник государственной службы 1, 2 или 3 класса), сотрудникам органов прокуратуры, следователям, судьям (Действительный государственный советник юстиции, Государственный советник юстиции 1, 2 или 3 класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1, 2 или 3 класса). Аналогичные классные чины присваиваются сотрудникам министерств иностранных дел, морского флота, путей сообщения9.

     Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством10.

    Лишение званий, классных чинов и  наград влечет утрату  всех прав, льгот  и преимуществ, которые связаны с соответствующим званием или наградой. Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий. О лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина суд сообщает органу, присвоившему это звание или классный чин, который вносит соответствующие изменения в документы и принимает меры к лишению осужденного прав и льгот, связанных с этим званием или классным чином. Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

     Лишить государственных наград и почетных званий РФ может только Президент РФ своим указом по представлению суда в том случае, если награжденный осужден за тяжкое или особо тяжкое преступление. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымаются правоохранительными органами и направляются в Управление Президента РФ по государственным наградам.

     Следует иметь в виду, что в качестве меры наказания может быть применено  только лишение воинского или  специального звания, но не снижение в  звании.

     Необходимо  отметить, что судебная практика идет по пути лишения, как правило, офицерских званий. Однако имеют место случаи, и это вполне соответствует букве  закона, лишения судом и сержантских  званий. Так, Пятигорским военным  судом младший сержант Н. был  осужден за превышение должностных  полномочий с применением насилия (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ) к лишению  свободы сроком на 3 года (санкция  предусматривает наказание в  виде лишения свободы на срок от 3-х до 10 лет – тяжкое преступление). В соответствии со ст. 48 УК РФ, суд  постановил применить в качестве дополнительного наказания к  виновному лишение специального воинского звания «младший сержант»11.

     Вместе  с тем в судебной практике встречаются  случаи, когда, несмотря на то, что имеются  все, предусмотренные законом условия  для назначения виновному дополнительного  наказания, предусмотренного ст. 48 УК РФ, данное наказание, однако, не применяется. Так, военнослужащий Р., имеющий звание старшины, был признан виновным в  совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 338 УК РФ («Дезертирство»), и осужден  к 6 годам лишения свободы в  исправительной колонии общего режима. Как видно из материалов дела, Р. совершил тяжкое преступление, по службе характеризовался отрицательно, до призыва  в армию привлекался к уголовной  ответственности. Несмотря на это, суд  не лишил виновного имевшегося у  него воинского звания.

     Вопрос  о лишении званий и чинов может  решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и ушедших  в запас или отставку. В отличие  от ранее действовавшего законодательства, суд может самостоятельно по приговору  лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной  награды независимо от того, какой  орган или какое должностное  лицо присвоили это звание, чин  или удостоили награды.

     Судебная  практика показывает, что в некоторых  случаях при назначении наказания  в виде лишения специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград суды не всегда учитывают принципы действия закона во времени. Кроме того, при  назначении данного наказания по смыслу ст. 48 УК РФ следует конкретно  указывать, чего именно лишается осужденный. Причем за пределы названных званий, чинов и наград суд выходить не должен.

     Как отмечалось ранее, рассматриваемое  дополнительное наказание не может  применяться к лицам, осужденным за преступления, не являющиеся тяжкими  или особо тяжкими. Законодатель, таким образом, значительно сузил  круг преступлений, по которым возможно его назначение, что в какой-то мере сокращает возможности суда в индивидуализации наказания и  смягчает уголовную репрессию в  отношении лиц, имеющих права  и блага, лишение которых предусмотрено ст. 48 УК РФ, и совершивших преступления небольшой или средней тяжести. Это, однако, не лишает суд права вынести частное определение о совершении осужденным действий, несовместимых с присвоенным ему званием, например, при осуждении лица, имеющего звание заслуженного врача Российской Федерации, за неоказание помощи больному по ст. 124 УК, хотя это преступление не является ни тяжким, ни особо тяжким.

     По  своей правовой природе наказание  в виде лишения специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград не отличается от иных видов уголовных  наказаний. Вместе с тем ему присущи  определенные особенности.

     Во-первых, оно не предусмотрено в санкциях статей Особенной части УК РФ. Следовательно, в каждом случае совершения лицом  тяжкого или особо тяжкого  преступления суд обязан рассматривать  вопрос о целесообразности применения анализируемого дополнительного наказания.

     Во-вторых, назначение этого наказания, если для  этого есть формальные основания, не обязанность, а право суда. При  этом судам при рассмотрении дел  и вынесении приговора, связанного с назначением данного наказания, следует учитывать обстоятельства дела, все данные, характеризующие  личность виновного, и непременно задаваться вопросом, целесообразно ли лишать осуждаемого звания, чина или награды, если преступление совершено вследствие случайного стечения обстоятельств, в  условиях нервно-психологических перегрузок, в экстремальной ситуации и т.п. В случаях, когда характер преступления и иные обстоятельства говорят о  том, что виновный по своим деловым  и моральным качествам не способен исполнять обязанности и занимать должности, которые соответствуют  его званию (чину), суды не вправе сохранять  звание осуждаемому.

     В-третьих, лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград может  быть назначено виновному в дополнение к основному наказанию при  осуждении его за совершение тяжкого  или особо тяжкого преступления (ст. 48 УК РФ). Согласно ст. 15 УК РФ, тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание12. В-четвертых, рассматриваемое наказание носит преимущественно «позорящий» характер и связано с морально-психологическим воздействием на осужденного.

     В-пятых, оно является по своей сути видом  государственного депоощрения, то есть состоит в лишении осужденного  определенных привилегий и отличий, полученных за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него.

     В-шестых, оно влечет ограничения дальнейшей профессиональной деятельности осужденного, если она связана с наличием определенного  специального или воинского звания и лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, сохраняет свое негативное воздействие  на положение осужденного и после  погашения или снятия судимости.

     В-седьмых, это наказание оказывает прямое или косвенное экономическое  воздействие на осужденного, так  как лишение чинов, наград и званий может привести к потерям различных  льгот имущественного характера, установленных  для соответствующих категорий  лиц (отмена соответствующих льгот, прекращение определенных выплат и  т.д.), что также носит более  длительный характер, чем собственно судимость.

     Исходя  из указанных выше особенностей, характеризующих  анализируемый вид наказания, можно  дать ему следующее определение. Уголовное наказание в виде лишения  специального, воинского или почетного  звания, классного чина и государственных  наград – это дополнительное наказание, не закрепленное в санкциях статей Особенной части УК, которое назначается  по усмотрению суда (с учетом данных, характеризующих личность виновного) в отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, связанное с морально-психологическим воздействием на осужденного и являющееся по своей сути видом государственного депоощрения, влекущее определенные ограничения как экономического, так и профессионального характера, сохраняющее свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.

 

                                          3. Исправительные работы.

     Исправительные  работы заключаются в направлении и устройстве не работающего на момент вынесения приговора суда осужденного на работу. В ст. 50 УК РФ отмечается, что исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного13.

  Исправительные работы применяются только в качестве основного вида наказания лишь к трудоспособным, в том числе и при условном осуждении.

    3.1 Правоограничения осужденных к наказанию в виде исправительных работ.

      Осужденные  к наказанию в виде исправительных работ ограничиваются в определенных правах. К основным правоограничениям  относятся: удержание части заработка  в доход государства, запрещение осужденному увольняться с работы по собственному желанию, ограничение  очередного отпуска осужденного 18-ю  рабочими днями.

Информация о работе Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ