Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
Закрепление в Уголовном кодексе принципов уголовного права играет большую роль не только в теоретическом, сколько в практическом плане. Их регламентация в уголовном законе призвана оказать действенную помощь законодателю в процессе создания новых правовых норм правоприменителю при работе конкретным уголовным делом. В уголовном кодексе – пять норм принципов, несущих в себе основополагающие идеи уголовного права. Это принципы законности, равенство граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВА 5
2. ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРАВА 7
3. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА. 12
3.1. Принцип законности 13
3.2. Принцип равенства граждан перед законом 17
3.3. Принцип вины 20
3.4. Принцип справедливости 25
3.5. Принцип гуманизма 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
- определение круга преступлений;
- установление видов наказаний и других мер уголовно-правового характера (см. ч. 2 ст. 2).
Вместе с тем, нужно иметь в виду, что возможности охраны указанных благ уголовно-правовыми средствами весьма ограничены. Большая часть уголовно-правовых отношений возникает в связи с совершением преступлений, т. е. тогда, когда правоохраняемым ценностям уже нанесен определенный вред.
Восстановить нарушенные отношения подчас не представляется возможным, например, при наступлении смерти человека, потере зрения, слуха, прерывании беременности и т. п. Поэтому об охране общественных отношений уголовно-правовыми средствами можно говорить лишь с определенной долей условности. В связи с этим важное значение приобретает вторая задача уголовного права - предупреждение преступлений.
Предупредительная задача уголовного права решается посредством:
- общего психологического воздействия как на сознание правопослушного гражданина, так и на сознание лиц, допускающих различные виды отклоняющегося поведения, самим фактом установления уголовно-правового запрета (общая превенция уголовного закона);
- назначения наказания, преследующего цели специальной (несовершение новых преступлений осужденными) и общей (несовершение преступлений иными лицами) превенции, лицам, признанным виновными в совершении преступления;
- включения в УК РФ норм о добровольном отказе от совершения преступления, деятельном раскаянии, обстоятельствах, исключающих преступность деяния.
Добровольный отказ от совершения преступления полностью исключает уголовную ответственность лица, начавшего преступное деяние. Такое лицо не несет ответственность ни за приготовительные действия, ни за покушение.
Однако важно помнить, что речь идет о ненаступлении ответственности только за то преступление, от совершения которого лицо отказалось. Если же фактически совершенные им действия содержат оконченный состав иного преступления, оно будет отвечать за него. Так, если лицо, изготовившее холодное оружие для совершения убийства, впоследствии отказывается от осуществления задуманного лишения жизни, то оно не будет нести ответственность за убийство или покушение на него, но должно отвечать за другое преступление - незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ), от совершения которого лицо не отказывалось.
Предупредительное значение имеют и нормы, согласно которым деятельное раскаяние служит условием освобождения от уголовной ответственности или смягчения наказания.
Деятельное раскаяние как условие освобождения от уголовной ответственности предусмотрено не только нормами Общей части, но и нормами Особенной. При этом Особенная часть допускает такое освобождение и при совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких (см. ст. ст. 198, 199, 205, 206, 275 УК РФ). Кроме того, согласно ст. 61 УК РФ, деятельное раскаяние учитывается судом как смягчающее наказание обстоятельство.
Нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (о необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление), с одной стороны, стимулируют активное противодействие граждан общественно опасным посягательствам, а с другой стороны, демонстрируют потенциальным преступникам решимость законодателя защищать лиц, противодействующих преступности. И то, и другое обстоятельство должны способствовать предупреждению преступлений.
В некоторых случаях законодатель устанавливает уголовную ответственность за такие преступные деяния, которые создают “почву” для совершения более серьезных преступлений. Так, например, в УК установлена ответственность за незаконное изготовление оружия (ст. 223), которое нередко предшествует совершению таких преступлений, как убийство, разбой, бандитизм, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; за служебный подлог (ст. 292), который может предшествовать должностным злоупотреблениям и хищениям; за укрывательство преступлений (ст. 316), благодаря которому преступник может рассчитывать на то, что ему удастся избежать ответственности; подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326), которые могут сопровождать хищения транспортных средств, и т. п. Такие нормы получили название норм двойной превенции, поскольку они, с одной стороны, преследуют цели предупреждения совершения незаконных действий, названных непосредственно в диспозиции уголовно-правовой нормы, а с другой стороны, направлены на предотвращение более опасных преступлений.
Задачи, стоящие перед уголовным правом, решаются на основе его принципов, т. е. основных, исходных начал, в соответствии с которыми строится как его система, так и в целом уголовно-правовое регулирование.
Конкретное содержание принципов и их перечень и в общей теории права, и в уголовном праве понимаются неоднозначно. Как правило, они подразделяются на общие (присущие системе права в целом и приобретающие в той или иной отрасли свое специфическое содержание) и специальные (отраслевые), раскрывающие качественные особенности правового регулирования отдельной отрасли права. Однако в последнее время в уголовно-правовой науке была высказана и иная точка зрения, отрицающая необходимость выделения специальных (отраслевых) принципов уголовного права. Она аргументируется тем, что общеправовые принципы действуют через отраслевые, а специфические отраслевые принципы являются не чем иным, как своеобразным преломлением общеправовых принципов.
В УК РФ законодательно сформулированы следующие принципы уголовного права: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма.
Принцип законности содержится с ст.3 УК, устанавливающей следующее: «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом (ч.1). Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч.2)». Указанный принцип, впервые провозглашенный официально в период французской революции, - основополагающий не только для российского, но и для уголовного законодательства зарубежных стран. Свое воплощение он находит, прежде всего, в том, что благодаря ст. 3 УК удалось официально закрепить древнее положение, согласно которому «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе». [1]Это означает, что преступлением признается лишь такое деяние, которое получило отражение в нормах УК, закреплено в виде статьи Особенной части. Все иные деяния, сколько бы общественно опасны они ни были, но не будучи включенными в УК, не могут признаваться преступлениями. Названное положение, которое служит одним из аспектов реализации принципа законности, означает далее, что наказания, как и другие последствия совершения общественно опасного деяния, также должны быть предусмотрены только Уголовным законом. Этот вопрос в УК разрешен ст.44, содержащей исчерпывающий перечень наказаний, подлежащих применению судом. Никто не может применить иное наказание, нежели то которое предусмотрено в законодательном перечне. Наряду с конкретными видами наказания в УК включены принудительные меры медицинского характера (гл.15), применение которых составляет последствие общественно опасного деяния или преступления. В главе 15 Общей части УК указанны не только разновидности принудительных мер, но и порядок их исполнения, а также основания и условия их назначения. Никакой государственный орган не в праве применить иные принудительные меры или изменить условия их применения в противоречии с УК. Принцип законности реализуется и в обязательном (императивном) порядке толкования уголовного закона. Официальное разъяснение уголовного закона может давать только орган, уполномоченный его принимать. В современных условиях это Государственная Дума Федерального собрания. В этом плане принцип законности обеспечивает единообразное понимание уголовно-правовых норм и не позволяет создавать их иным правоприменительным органам. Так, постановлением пленумов Верховного суда РФ не могут порождать правовых норм и не должны положенного им судебного, но не легального толкования уголовного закона. Если все же это происходит (что, к сожалению, бывает), следователь, дознаватель, другой правоприменитель имеет полное право, исходя из принципов законности, не руководствоваться такими разъяснениями в своей практической деятельности. Принцип законности воплощается также в недопустимости широкого толкования уголовного закона. В доктрине уголовного права, информация которой является, порой, важной базой для правоприменительной ориентации, разработана система толкования норм уголовного закона, в которой так называемое широкое толкование имеет столь же представительные позиции, как и другие разновидности разъяснения правовых норм. Смысл широкого толкования заключается в дозволении правоприменителю выходить за рамки буквы закона и пускаться «во все тяжкие» ради разъяснения нуждающейся в том правовой нормы, т.е. достаточно расширительно разъяснять смысл законоустановления. [2]Против широкого толкования обосновано выступали классики эпохи просвещения, предупреждая, что в процессе такого разъяснения правовых норм толкователь превращается в законодателя. И принципы, на которых строится справедливое или, иначе, правовое государство, в частности принцип разделения властей, оказываются поколебленными. Буква закона - вот рамки, в которых правоприменитель обязан ориентироваться и пытаться ориентировать других, если к тому есть нужда. Только законодателю положено широко толковать изданную им норму, что, по существу, есть принятие новой нормы, или ее дополнение, что равнозначно новеллизации. Так, например, до сего времени, без какого- либо корректирования действует положение постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 года. «О судебной практике по делам об изнасиловании», согласно которому действия лиц, которые не имеют признака субъекта преступления (в силу возврата или психофизиологических особенностей) образуют с субъектом преступного деяния группу как разновидность соучастия. В результате получается такая картина: при совершении изнасилования тремя лицами, один из который не достиг возраста уголовной ответственности, другой невменяемы и лишь третий подпадает под признаки субъекта преступления, деяние считается совершенным в соучастии.
Безусловно, такая трактовка явно противоречит понятию соучастия, донного законодателем в ст.32 Уголовного кодекса, из которой следует, что соучастники могут быть лишь лица- субъекты преступления. Следовательно, с достаточно обоснованными аргументами я могу сказать что: Широко толкуя признак соучастия правоприменитель (в данном случае судебная инстанция государства) вышла за предназначенные ей рамки, сопрягая уголовно правовую функцию соучастия с широким пониманием группы в социологии. Такое положение, несомненно, противоречит принципу законности и не должно быть допустимо, за исключением тех случаев, когда закон диктует необходимость относительно широко, но всё же в определенных рамках толковать правовую норму. Это относится к оценочным признакам уголовного закона и к ч.2 ст.61 УК РФ, которая предлагает правоприменителю достаточно широкие возможности правоприменения. Конкретным проявлениям принципа законности являются институты освобождения от уголовной ответственности и наказания. Правоприменитель не может создавать других условий для освобождения, кроме тех, которые указаны в законе. Следующий важный момент воплощения принципа законности - подчиненный характер Уголовного кодекса Конституции РФ как основному закону государства, а также приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Статья 15 Конституции РФ провозглашает «Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Это нужно понимать так: в том случае, если статьи уголовного закона вступают в противоречие с содержащимися в Конституции (коллизия правовых норм), приоритет останется за Конституцией, а нормы уголовного закона противоречивого свойства отменяются. Помимо этого в статье 15 Конституции РФ сформулировано также положение, которое нашло отражение в ч.2 ст.1 УК РФ: в случае противоречия российского уголовного закона общепризнанным нормам международного права приоритет отдается последним. Это важное требование принципа законности способствует максимальному сближению различных правовых систем и позволяет России еще глубже интегрироваться в мировой социально- экономический процесс, соединяет государства и дает возможность разрешать возникающие конфликты и противоречия мирным путём. Наконец, очень важен для реализации принципа законности запрет аналогии. Аналогия в данном случае означает наказуемость деяния, не предусмотренного в уголовном кодексе. При аналогии может быть применена либо сходная норма, либо использовано решение суда по похожему делу, вынесенное ранее. Последнее носит название прецедента и широко распространено в Великобритании. Российский уголовный закон категорически исключает возможность создание подобной ситуации, что имеет важное практическое значение. Запрет аналогии имеет в виду запрет аналогии закона и только. Поэтому вполне возможна, а в определенные моменты правоприменения и необходима аналогия правоприменительных актов, которая не выходит за рамки правоприменительных предписаний. Такое положение может возникнуть, например, при оценке оценочных признаков. Например оценочный признак «крупный ущерб», установленный в качестве конститутивного признаков неправомерных действий при банкротстве (ст.195 УК РФ)вполне может быть приравнен по признакам, которыми его наделил правоприменитель, к такому же оценочному обстоятельству преднамеренного банкротства (ст.197 УК РФ), тем более, что преступления в виде неправомерного банкротства являются одновидовыми. Принцип законности содержит два исключения, которые следует признать необходимыми и, в сущности, направленными на регулирование общественных отношений, входящих, в частности в «космополитические» межгосударственные связи. Первое исключение содержится в ч.3 ст.12 УК РФ, где установлено, что субъект подлежит уголовной ответственности не только в силу предписаний УК РФ, но и когда такое положение предусмотрено международными договорами. Таким образом, не только Уголовное законодательство России, но и нормы международных пактов могут создавать негативные последствия для субъекта. Второе исключение императивно установлено в ч.3 ст.331 УК. РФ. Согласно норме статьи 381 УК в военное время или в боевой обстановке может действовать не Уголовный кодекс, а иное законодательство - законодательство военного времени. Исключения из общего принципа законности вовсе не колеблют его универсальный статус. Более того – подчеркивают незыблемость принятых законоустановлений, верность принципам международного общежития и стремление государства максимально обезопасить своих граждан от преступных посягательств с учетом соответствующей обстановке совершения противоправных деяний.
Как социальное, так и правовое равенство, т.е. равенство граждан перед законом есть основание правового положения личности в государстве. Данное основание установлено в Конституции РФ и в ряде международно-правовых документов. Например, в ст.2 Пакта о гражданских и политических правах закреплено следующее: равные права должны иметь все граждане, «без какого бы на то различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства». В ст.4 УК РФ принцип равенства граждан перед законом сформулирован с учетом требований Конституции и международно-правовых документов: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Как видно из закона, перечень причин, которые не должны препятствовать реальному воплощению принципа равенства перед законом, примерный. Внесение сюда других обстоятельств, определенным образом характеризующих гражданина, означает, что в формулировке закона нельзя предусмотреть все возможные положения, все многообразие случаев, которые не следует учитывать как препятствия равенству граждан по отношению к закону. Если субъект характеризуется чем-то еще, что не вошло в перечень ст.4 УК РФ, то такие данные также нужно расценивать в качестве подобных, и они не могут служить препятствием реализации закрепленного принципа. Кроме того, равенство граждан перед законом требует, чтобы все лица привлекались к уголовной ответственности в том случае, если будет доказано, что они совершили преступление. При этом никто не может быть осужден только за то, что принадлежит к какой – либо расе или исповедует ту или иную религию. Более того, уголовный кодекс устанавливает ответственность за отдельные отступления от принципа равенства перед законом. Так, в ст.136 УК РФ предусмотрено привлечение виновных в нарушении равноправия граждан в зависимости от пола, расы и т.д. [3]Нарушение равноправия граждан, основывающиеся на их национальной, расовой или религиозной принадлежности влечет ответственность по ст.282 УК, нарушение прав граждан на свободу совести и вероисповеданий – по ст.148 УК РФ. Принцип равенства граждан перед законом означает вместе с тем, что никто, признанный виновным в совершении преступления, не может быть освобожден от уголовной ответственности только лишь на основании занимаемого положения, принадлежности к расе, национальности и т.п. Такое освобождение возможно лишь по основаниям, указанным в законе. Причем эти основания освобождения от уголовной ответственности также равнозначны для всех категорий граждан. Равенство граждан перед законом не следует понимать как элементарную уравнивалку. Равенство граждан перед законом означает лишь то, что субъект, совершивший преступление кто бы он ни был и как бы он ни характеризовался, какое бы положение ни занимал и к какой бы партии ни принадлежал, обязан понести ответственность. Что касается объема самой ответственности, т.е. размера и вида наказания, назначаемого судом, то в этом случае правоприменитель исходит из других принципов – принципа справедливости и принципа гуманизма. При этом учитываются различные обстоятельства как объективного свойства – почему субъект совершил преступление, так и субъективного – какова его психика. Принцип равенства граждан перед законом базируется на так называемом юридическом равенстве, которое предлагает необходимость обеспечения равной для всех граждан, независимо ни от каких обстоятельств, обязанности нести уголовную ответственность. Такое юридическое равенство обеспечивается главным образом тем обстоятельством, что законом признается в качестве единственного основания привлечения к уголовной ответственности наличие в совершенном деянии состава преступления (ст.8 УК РФ). Совокупность признаков состава преступления, конкретизированных в законе, выступает тем единым знаменателем, который обеспечивает практическую реализацию данного законодательного принципа. Особенная часть уголовного закона предусматривает в ряде случаев повышенную уголовную ответственность так называемого специального субъекта преступления. Например, должностные лица несут более строгую ответственность за аналогичные преступления, чем иные граждане. Иллюстрацией ст.188 УК РФ, где устанавливающая уголовную ответственность за контрабанду. Первая часть данной статьи, предусматривающая простой состав, устанавливает в качестве наказания лишение свободы на срок до пяти лет, а третья часть статьи, где квалифицирующим обстоятельством названо совершение контрабанды должностным лицом, определяет наказание лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с возможной конфискацией имущества. Повышенная ответственность должностных лиц, других специальных субъектов не нарушает принципа равенства граждан перед законом. Напротив, это ещё в большей мере иллюстрирует справедливость данного принципа. Должностным лицам предоставлены большие права, нежели другим гражданам. Они облечены доверием государства, а в некоторых случаях и народа. В этой связи естественным выглядит положение о том, что подобные субъекты несут повышенную уголовную ответственность. Принцип равенства граждан перед законом имеет два исключения, которые оправданы гуманным отношением государства и закона к таким категория граждан, которые в силу биологических свойств нуждаются в особом социальном «пиетете». Первое исключение заключается в применении пожизненного лишения свободы и смертной казни к женщинам без различия возраста, к мужчинам в возрасте до 18 лет, а также перешедшими возрастной порог в 65 лет. Это исключение закреплено соответственно в ч.2 ст.57 УК и ч.2 ст.59 УК РФ. Второе исключение содержится в нормах ст.60 УК РФ. Исключение статьи 60 УК РФ покоится на иных основаниях, нежели положения первого исключения из анализируемого принципа. В данном случае я говорю о том что, во-первых, об учете негативной криминальной заряженности лица, с учетом которой наказание должно быть назначено максимально строгое, даба обезопасить общество от криминального влияния такого субъекта и, и во- вторых, о необходимости, принимать во внимание позитивны социальные характеристики субъекта преступления, а также его психофизиологические особенности, спровоцировавшие во многом криминальную разрядку.
Информация о работе Понятие, задачи, принципы и место уголовного права в системе права