Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
Закрепление в Уголовном кодексе принципов уголовного права играет большую роль не только в теоретическом, сколько в практическом плане. Их регламентация в уголовном законе призвана оказать действенную помощь законодателю в процессе создания новых правовых норм правоприменителю при работе конкретным уголовным делом. В уголовном кодексе – пять норм принципов, несущих в себе основополагающие идеи уголовного права. Это принципы законности, равенство граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВА 5
2. ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРАВА 7
3. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА. 12
3.1. Принцип законности 13
3.2. Принцип равенства граждан перед законом 17
3.3. Принцип вины 20
3.4. Принцип справедливости 25
3.5. Принцип гуманизма 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Комсомольск-на-Амуре
KOST
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Понятие, задачи, принципы и место уголовного
права в системе права»
14ШР, TimesNewRoman, 1.5ИНТ, 34Л, 1РИС, АВТ.ОГЛ.
EDITED BY 11-11-2004
Say thanks
cost@amurnet.ru
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВА
2. ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРАВА
3. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА.
3.1. Принцип законности
3.2. Принцип равенства граждан перед законом
3.3. Принцип вины
3.4. Принцип справедливости
3.5. Принцип гуманизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уголовное право представляет собой совокупность норм, упорядоченных определенным образом. Во главе любой классификации, любого системообразующего комплекса лежат принципы, на которых строится система. Это выглядит примерно как цемент, скрепляющий кирпичи, а может фундамент, находящийся в основании постройки. В связи с этим принципы уголовного права, их законодательное закрепление приобретают важное значение (фундамент, который обеспечивает незыблемость правового здания). Под принципами понимают, первоначальную руководящую идею. Ею проникнуты не только положения Общей и Особенной частей уголовного права, но и правоприменительные возможности: следователь, дознаватель, суд при конкретном использовании правовых норм не вправе отступать от основополагающих идей в виде уголовно-правовых принципов. Принципы должны быть естественной основой построения системы права, отражающей объективные закономерности эпохи. Это необходимое требование, без которого право обречено на бездействие. При феодализме, например, в качестве основного правового принципа провозглашалась незыблемость власти суверена. Самодержец сам творил закон и, пользуясь убеждением в божественной власти, мог, как угодно его нарушать. Иван Грозный, например, утверждал, что помазанник Божий не обязан подчиняться закону, ибо он сам есть закон. Закрепление в Уголовном кодексе принципов уголовного права играет большую роль не только в теоретическом, сколько в практическом плане. Их регламентация в уголовном законе призвана оказать действенную помощь законодателю в процессе создания новых правовых норм правоприменителю при работе конкретным уголовным делом. В уголовном кодексе – пять норм принципов, несущих в себе основополагающие идеи уголовного права. Это принципы законности, равенство граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Известно, что система права любого современного государства состоит из ряда отраслей: конституционное право, административное, гражданское и т. д. В ряду этих и других отраслей находится и уголовное право. Будучи составной частью системы права, уголовное право является одной из его отраслей, которой присущи все признаки, свойственные праву в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.), а также специфические отраслевые признаки. От других отраслей оно отличается, в первую очередь, предметом, т. е. кругом регулируемых общественных отношений. Правда, в общей теории права получила распространение точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоятельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, административное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения.
Поскольку право диктует исходящие от государства общеобязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное. Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санкция в принципе не может применяться за нарушение, например, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.
Сведение функций уголовного права лишь к охранительной нередко приводит к расширению сферы охраняемых им общественных отношений. В юридической литературе встречаются утверждения, что нормы уголовного права являются средством охраны всех общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Здесь налицо явное преувеличение охранительной роли уголовного права. Уголовно-правовые санкции призваны защищать наиболее важные права, свободы и интересы личности, общества и государства. Чрезмерное расширение сферы уголовного права может привести лишь к отрицательным последствиям как для общества, так и для личности.
По предмету и методу правового регулирования уголовное право отличается от других отраслей права. Вместе с тем по сфере своего действия оно тесно сближается с некоторыми другими отраслями, прежде всего — с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.
Так, административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (в том числе и правосудия). Особенно близко нормы уголовного права соприкасаются с теми нормами административного права, которые определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и какие меры административного взыскания применяются к лицам, их совершившим. В ряде случаев границы между уголовно наказуемыми деяниями и соответствующими административными правонарушениями подвижны и при определенных обстоятельствах и условиях отдельные административные правонарушения могут «перерастать» в преступления и наоборот. Речь идет, например, об административно наказуемых контрабанде, мелком хищении чужого имущества, хулиганстве и т. д.
Уголовно-процессуальное право определяет порядок и формы деятельности суда, прокурора, следователя, органа дознания при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде, гарантирующие права граждан и соблюдение законности в сфере уголовной юстиции. Тесная связь уголовного и уголовно-процессуального права проявляется, в частности, в том, что нормы уголовного права во многом определяют предмет доказывания при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел (в первую очередь уголовно-правовое содержание состава соответствующего преступления). Нормы же уголовно-процессуального права обусловливают порядок официального признания установленных фактов как основания их уголовно-правовой оценки. И в этом смысле уголовно-правовое значение приобретают не все установленные, например, следователем и судом факты и обстоятельства, а лишь те, которые установлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуальных норм.
Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок исполнения наказания, и результаты его применения дают представление об эффективности уголовно-правовых норм о наказании и освобождении от наказания.
Задачи уголовного права в принципе традиционны для любого общества и государства. Они вытекают из исторической предопределенности происхождения уголовного права. Последнее возникло в качестве реакции общества и государства на преступление как деяние, наиболее опасное для интересов личности, общества и государства. И в этом смысле уголовное право, как и право вообще, вполне может претендовать на то, чтобы считаться явлением цивилизации и культуры. Уголовное право возникло, чтобы защитить специфическими средствами (главным образом угрозой наказания и его применением) личность, общество и государство от преступных посягательств. Охранительная задача уголовного права и есть его основная историческая задача, независимая от политического строя соответствующего государства либо особенностей его экономики.
Сопоставим, как сформулированы соответствующие задачи в уголовном законодательстве столь разных государств, как США и Российская Федерация. В числе целей, стоящих перед уголовным законом, УК штата Нью-Йорк называет и такие, как "запретить поведение, которое неоправданно и не извинительно причиняет или угрожает причинить существенный вред индивидуальным или публичным интересам" (эта цель поставлена на первое место); "обеспечить публичную безопасность, предупреждая совершение посягательств посредством устрашающего воздействия налагаемых наказаний, социального восстановления личности осужденных, а также их изоляции, когда это требуется в интересах охраны общества".
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (УК РФ) также выдвигает на первый план охранительную задачу: охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ст. 2 У К).
Следует отметить, что в У К РСФСР 1960г. приоритеты уголовно-правовой охраны располагались в иной последовательности. Кодекс, будучи законом своего времени, отражал на момент принятия приоритеты тоталитарного, основанного на коммунистической идеологии государства, в связи с чем на первое место была поставлена задача охраны государственных интересов, затем общественных и уже потом - личных интересов. В связи с коренной идеей перестройки и реформирования нашего общества- признанием приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к классовым и иным - в новом УК РФ и изменена последовательность сформулированных в нем задач.
Говоря об охранительной задаче уголовного права, можно выделить два аспекта этой проблемы. Первым из них является общая превенция уголовного закона, т. е. предупреждение совершения преступления гражданами под воздействием уголовно-правового запрета. Общей превенции уголовного закона способствует существование не только самих уголовно-правовых запретов, но и управомочивающих, дозволительных норм (например, о необходимой обороне и крайней необходимости), так как эти нормы также содействуют предупреждению преступлений. Наконец, к нормам, стимулирующим предупреждение преступлений и правомерное поведение вообще, следует отнести и нормы об освобождении от уголовной ответственности в случае позитивного послепреступного поведения виновного (например, сформулированные в примечании к ст. 222 УК РФ, в соответствии с которым лицо, добровольно сдавшее оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, хранившиеся у него без соответствующего разрешения, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления).
Другим аспектом уголовно-правовой охраны является частная превенция уголовного закона. Под ней понимается предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже совершившими какие-либо преступления, что достигается путем применения к ним мер уголовного наказания, принудительных мер медицинского и воспитательного характера, а также применения уголовного осуждения и отсрочки отбывания наказания.
Говоря об общей и частной превенции уголовного закона, необходимо иметь в виду, что между уровнем и динамикой преступности и уровнем уголовного законодательства существует определенная связь. Однако преступность есть сложное социальное явление, и эта связь не является механической коррелятивно-зависимой. Уровень преступности определяется не столько уровнем законодательства, сколько социально-экономическими, политическими, нравственными и иными факторами. Именно об этом свидетельствует мировой опыт как благополучных, так и неблагополучных в экономическом отношении государств. Так, анализ преступности в мире (по данным, собираемым ООН) и особенно изучение ее тенденций в индустриально развитых демократических государствах с рыночной экономикой позволяют сделать вывод, что определяющей тенденцией преступности в мире является ее абсолютный и относительный рост. За последнюю четверть века, когда ООН стала отслеживать преступность в мире, последняя возросла в среднем в 2-3 раза. За это же время преступность в развитых странах увеличились в 4-5 раз, а коэффициент преступности превысил 8 тыс. на 100 тыс. населения. С 1960г. по 1990г. среднегодовой прирост преступности составил в США - 6,75 %; во Франции - 5,55 %; в Великобритании - 5,4 %; в ФРГ - 3,9 %. Очевидно, что и России не избежать этой тенденции. По крайней мере, статистические данные за 1976-1993 гг. свидетельствуют об этом.
В связи с этим необходима постановка реальных задач в борьбе с преступностью, каковыми могут являться снижение темпов ее роста, удержание на более или менее социально терпимом уровне, осуществление над ней более или менее оптимального контроля государства и общества. Более радикальные цели на сегодняшний день утопичны.
Уголовное право, как и уголовное законодательство, призвано, в первую очередь, охранять права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую природную среду, конституционный строй Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечивать мир и безопасность человечества, а во-вторых, предупреждать совершение преступлений. Об этих задачах нам говорит ч. 1 ст. 2 УК РФ 1996 г.
Средствами решения названных задач, согласно УК РФ, являются:
- установление основания и принципов уголовной ответственности;
Информация о работе Понятие, задачи, принципы и место уголовного права в системе права