Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:27, курсовая работа
Для того чтобы наказание обеспечивало достижение установленных уголовным законом целей, в нем должны содержаться, разнообразные по характеру оказываемого на осужденного воздействия меры государственного принуждения. Подобно тому, как наряду с общим понятием преступления /ст. 14 УК РФ/ в Особенной части УК установлены конкретные его разновидности, наказание должно не только определяться в обобщенном виде, но и главным образом, формулироваться содержательно. Это позволит суду при определении виновному меры наказания за совершенное преступление в каждом конкретном случае подойти индивидуально.
Введение……………………………………………………………………..……3
1. Понятие и значение системы наказания …………………..…………………5
2. Классификация видов наказаний…………………………..….……………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………......…16
Вопрос о классификации — один из важнейших в проблеме наказания:
во-первых, для науки это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок, но и предопределяет полноту и правильность выводов изучения;
во-вторых, это существенно
для разработки проблем
К сожалению, действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не дает единой классификации существующих наказаний, а в юридической литературе этот вопрос дискутируется уже многие годы.
Ряд авторов классифицирует наказания:
а) по способу сочетания наказаний — основные и дополнительные;
б) по особенности субъектов — общие, назначаемые любым лицам и специальные, назначаемые определенному кругу лиц;
в) по близости содержания — связанные с исправительно-трудовым воздействием и не связанные с ним.
Согласно другому направлению уголовные наказания следует различать в соответствии с правовыми, психологическими и педагогическими критериями.
В соответствии с правовыми критериями наказание следует различать:
- в зависимости от степени важности и порядка их назначения;
- степени суровости режимных ограничений, которые наступают для осужденных при исполнении наказаний;
- особенностей субъектов, которым они назначаются;
- возможности их замены иными наказаниями или другими мерами правового воздействия;
- возможности условных наказаний, возможности назначения их на определенный срок.
С точки зрения психологических критериев:
- ограничивающие либо полностью лишающие осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы, гражданские, трудовые и иные права и привилегии;
- направленные на жизнь осужденного или на физическую свободу его передвижения.
И, наконец, с точки зрения педагогических критериев:
- наказания, которым сопутствует государственное воздействие;
- наказания, которые исполняются одновременно и с государственным воспитательным воздействием, и с общественным;
- наказания, за назначением которых должно следовать общественное воздействие.
Существуют и другие предложения классификации, но большинство из них либо несколько ограниченны, как первое, либо хороши лишь в теоретическом плане, как второе.
С точки же зрения практической значимости вторая градация слишком громоздка и неудобна, поскольку не дает ни юристам, ни просто гражданам четкого понятия сути того или иного вида наказания. Добавим, что подобную классификацию нельзя, или по крайней мере затруднительно, провести в действующем законодательстве, что также снижает ее практическую ценность.
Считается, что оптимальна как в теоретическом, так и практическом смысле градация по:
1) правовому аспекту и
объему карательного
2) юридическому содержанию — наказания, связанные и не связанные с исправительно-трудовым воздействием;
3) по порядку назначения и их юридической значимости — основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных.
Подобная классификация существует в уголовном законодательстве некоторых западных стран и, думается, вполне обоснованно было бы ввести ее в уголовную систему наказаний нашего законодательства.
Первое основание
Отдельное место в рассматриваемой
классификации наказаний
Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К сожалению, в литературе нет единого понятия исправительно-трудового воздействия. Не углубляясь в перечисление и анализ каждого из определений, под исправительно-трудовым воздействием следует понимать особый процесс воздействия, сочетающий методы убеждения и принуждения, обязательным признаком которого является постоянный, длительный труд как основа исправления.
К наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием (в рамках приведенного определения), по действующему уголовному законодательству относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно эти меры уголовного наказания связаны с особым воспитательно-трудовым воздействием длительного, непрерывного характера. Остальные меры наказания не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными, либо хотя и рассчитаны на длительное время, но не связаны с применением к осужденному особых методов убеждения и принуждения, обязательно включающих труд.
По порядку назначения и их юридической значимости наказания делятся на основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. Указанное деление является сегодня единственным прямо предусмотренным в уголовном законе.
Согласно ст. 45 УК к основным
видам наказаний относятся
Градация наказаний на основные и дополнительные имеет ценность для правильного сочетания разнообразных по карательной и воспитательной направленности мер. Можно сказать, что, применяя основную меру, суд считает ее необходимой для исправления осужденного, прибавляя же дополнительную, приходит к выводу о ее достаточности.
Основные наказания
Вместе с тем имеются два вида наказаний, которые способны выполнять роль как основного, так и дополнительного наказания. К таким универсальным наказаниям относятся: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 45 УК).
Заключение
Таким образом, в данном реферате рассмотрено понятие, содержание и значение системы наказаний. А именно система наказаний - есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести.
Значение ее состоит в том, что:
Так же мы рассмотрели различные классификации наказаний. Важно, что уголовные наказания являются правовым последствием преступлений, они более репрессивны, чем другие виды наказаний, назначаются только судом и порождают судимость.
В заключении, можно отметить,
что система уголовных
УК предусматривает две системы наказаний:
1) основную, или полную, для взрослых;
2) дополнительную, или усеченную (для несовершеннолетних).
К сожалению, действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не дает единой классификации существующих наказаний.
Информация о работе Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация видов наказаний