Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация видов наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы наказание обеспечивало достижение установленных уголовным законом целей, в нем должны содержаться, разнообразные по характеру оказываемого на осужденного воздействия меры государственного принуждения. Подобно тому, как наряду с общим понятием преступления /ст. 14 УК РФ/ в Особенной части УК установлены конкретные его разновидности, наказание должно не только определяться в обобщенном виде, но и главным образом, формулироваться содержательно. Это позволит суду при определении виновному меры наказания за совершенное преступление в каждом конкретном случае подойти индивидуально.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Понятие и значение системы наказания …………………..…………………5
2. Классификация видов наказаний…………………………..….……………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………......…16

Работа содержит 1 файл

Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация видов наказаний..docx

— 37.75 Кб (Скачать)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Омский государственный университет  путей сообщения  (ОмГУПС)

 

Кафедра «Таможенное дело и право»

 

 

 

 

 

 

Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация  видов наказаний.

Реферат

по дисциплине «Уголовное и уголовно-процессуальное право»

 

 

 

 

 

Студентка гр. 57П

_________________В.А. Левша

Руководитель 

_________________А. Д. Турышев

к.ю.н, доцент кафедры «Таможенное дело и право»

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2010

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..……3

 

1. Понятие и значение системы наказания …………………..…………………5

2. Классификация видов наказаний…………………………..….……………..10

 

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………......…16

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема уголовного наказания  является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке. Ее значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Деяние, чтобы быть преступным, должно быть воспрещено законом под страхом наказания, причем страх этот не есть что-либо отвлеченное, не есть фантом, только пугающий того, кто посягает на нормы права, а реально им ощущаемое последствие такого посягательства, действительное наказание, как проявление того особого юридического отношения, которое возникает между карательной властью и ослушником велений авторитетной воли законодателя.

Наказание (ст. 43 УК РФ) есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица и влекущее правовое последствие – судимость.

Признаки преступления:

  1. мера государственного принуждения;
  2. назначается лицу, признанному виновным;
  3. назначается от имени государства по обвинительному приговору суда;
  4. влечет лишение и ограничение прав и свобод, предусмотренных УК РФ;
  5. влечет уголовно-правовые последствия;
  6. носит строго личный характер.

Преступление и наказание  тесно связаны. Наказание это естественная реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением. Признак уголовной наказуемости обязательный признак понятия преступления.

Не может существовать понятие преступления без наказания, и наоборот. Сказанное подтверждает  вся история развития преступления и наказания в отечественном уголовном законодательстве.

Таким образом, целью данного реферата является рассмотрение системы и видов наказания по уголовному праву РФ.

Для того чтобы наказание  обеспечивало достижение установленных  уголовным законом целей, в нем  должны содержаться, разнообразные  по характеру оказываемого на осужденного  воздействия меры государственного принуждения. Подобно тому, как наряду с общим понятием преступления /ст. 14 УК РФ/ в Особенной части УК установлены  конкретные его разновидности, наказание  должно не только определяться в обобщенном виде, но и главным образом, формулироваться  содержательно. Это позволит суду при  определении виновному меры наказания  за совершенное преступление в каждом конкретном случае подойти индивидуально. Иными словами, уголовный закон  должен содержать различные виды наказаний, которые не совпадают  между собой по характерным   признакам, условиям и порядку их назначения. При этом суд может  назначить осужденному только то наказание, которое прямо предусмотрено уголовным законом.

Система   наказаний - есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести.

Из этого определения  вытекают признаки системы наказаний.

Во-первых, она предусмотрена законом.

Во-вторых, образует исчерпывающий перечень видов наказаний.

В-третьих, суд при назначении наказания обязан неукоснительно руководствоваться этим перечням и не вправе применять иные, не содержащиеся в нем наказания, сколь бы целесообразными и эффективными они не были.

В-четвертых, система наказаний построена с учетом тяжести наказаний. 

  1. Понятие и значение системы наказания

 

Системой наказаний является установленный в уголовном законе перечень видов наказаний, расположенных  в определенном порядке.

На протяжении исторического  развития российского уголовного законодательства система наказаний подвергалась изменениям, которые зависели от политического  строя, экономической ситуации, общественного  мнения и других социальных детерминант. При этом система наказаний всегда почти зеркально отражала уровень  нравственности, культуры и общей  цивилизованности общества. Например, в средние века доминирующая в  то время в обществе идея об устрашающей  силе наказания породила такие системы  уголовных наказаний, которые были призваны запугать население своей  жестокостью. Значительное место отводилось в этих системах квалифицированным  видам смертной казни, наказаниям, физически  и духовно калечащим людей.

С развитием цивилизации  системы наказаний становились  мягче, гуманнее. Постепенно из них  исчезли калечащие наказания (отсечение  ушей, рук и т.д.), варварские виды смертной казни (подвешивание на крюк за ребро, четвертование, колесование  и др.).

В российском уголовном законодательстве система наказаний носит гуманистический  характер. Она основывается на Конституции  РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, принципах уголовного закона и права, разумном сочетании  гуманизма и социальной справедливости.

Система наказаний по действующему уголовному законодательству, отражая  общечеловеческий опыт использования  принудительных мер в борьбе с  преступностью, лишена таких видов  наказаний, которые состоят в  причинении осужденному физических страданий, калечащих, унижающих честь  и достоинство осужденного.

Еще в рамках классической школы уголовного права был сформулирован  принцип «Nulla poena sine lege» - «Нет наказания без указания на о том в законе».  Именно им руководствуется всякий современный законодатель, устанавливая порядок применения судом мер государственного принуждения. Следовательно никакая другая мера какой бы суровой или целесообразной она не была не может быть отнесена к уголовному наказанию. Так Российское уголовное законодательство не предусматривает наказание в виде лишения родительских прав (прав на воспитание своих детей), а также исключает применение таких мер наказания как ссылка в отдаленные местности, высылка из страны и лишение российского гражданства. Поэтому применение названных мер если оно и возможно по нормам других отраслей законодательства (например, высылка за пределы Российской Федерации ВИЧ-инфицированных граждан как карантинно-административной меры) не может быть осуществлено судом в качестве меры уголовного наказания за совершение преступления.

Кроме того, суд не вправе модифицировать, изменять то или иное наказание, руководствуясь своими представлениями  о степени его эффективности  либо целесообразности.  Все наказания  в Уголовном кодексе определены содержательно, т.е. четко сформулирован  вид каждого из наказаний, их размеры, условия, основания, порядок и пределы  применения. Изменять их по своему усмотрению при назначении наказания суд  не вправе. Более того, установленная  в Уголовном кодексе система  наказаний равным образом обязательна  и для законодателя. Поэтому он не может игнорировать им же самим  установленные содержание, основание и порядок назначений каждого из уголовных наказаний.

Действующая система наказаний  (ст.44 УК РФ) ранжирована в зависимости от степени   тяжести /суровости/ наказания по нетрадиционному для российского уголовного принципу «по восходящей» от наименее сурового наказания к наиболее суровому (традиционно является обратная последовательность расположения видов наказаний - "по нисходящей"). Это позволяет суду четко ориентироваться в тяжести различных наказаний относительно друг друга, что имеет важное значение как при назначении конкретного наказания, так и в особенности - при замене неотбытой, части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ).

Под системой наказаний понимается предусмотренный уголовным законом  внутренне упорядоченный, исчерпывающий  перечень видов наказаний, которые  могут устанавливаться в санкциях норм Особенной части и применяться  судом за совершение общественно  опасных деяний.

УК предусматривает две  системы наказаний:

1) основную, или полную, для взрослых;

2) дополнительную, или усеченную (для несовершеннолетних).

Основная, или полная, система  наказаний (ст. 44 УК) состоит из 12 видов:

1) штраф;

2) лишение права занимать  определенные должности или заниматься  определенной деятельностью; 

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград;

4) обязательные работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение по военной  службе;

7) ограничение свободы;

8) арест;

9) содержание в дисциплинарной  воинской части;

10) лишение свободы на  определенный срок;

11) пожизненное лишение  свободы;

12) смертная казнь.

Система наказаний внутренне  упорядочена. Она построена по принципу: от наиболее мягкого к наиболее строгому виду наказания.

 Такой подход имеет  важное практическое значение.

Во-первых, он предполагает необходимость применения того же принципа при конструировании альтернативных санкций за конкретное общественно  опасное деяние (они должны располагаться  в той же последовательности: от наиболее мягкой к более жесткой).

Во-вторых, исходя из рассматриваемого принципа, суды обязаны сначала рассматривать  возможность применения наиболее мягкого, а затем более строгих наказаний.

Дополнительная, или усеченная, система наказаний для несовершеннолетних состоит из шести видов (ст. 88 УК):

1) штраф;

2) лишение права заниматься  определенной деятельностью;

3) обязательные работы;

4) исправительные работы;

5) ограничение свободы;

6) лишение свободы на  определенный срок.

В сравнении с основной, или полной, системой наказаний, применяемой  в отношении взрослых, здесь, во-первых, отсутствует шесть видов наказаний, в том числе пожизненное лишение  свободы и смертная казнь, во-вторых, вместо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено наказание только в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.

Исходя из гуманного отношении к несовершеннолетним правонарушителям, размеры и сроки указанных, кроме лишения права заниматься определенной деятельностью, видов наказаний по сравнению с размерами и сроками тех же наказаний для взрослых преступников существенно уменьшены.

Дополнительная система  производна от основной системы наказаний. В ней нет ни одного вида наказания, не входящего в основную систему.

Предусмотренная уголовным  законом система наказаний имеет  важное значение. Она является воплощением принципом законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что благодаря ей суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обуславливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказания в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой.

Признаки системы наказаний.

Во-первых, она предусмотрена  законом.

Во-вторых, образует исчерпывающий  перечень видов наказаний.

В-третьих, суд при назначении наказания обязан неукоснительно руководствоваться  этим перечням и не вправе применять  иные, не содержащиеся в нем наказания, сколь бы целесообразными и эффективными они не были.

В-четвертых, система наказаний  построена с учетом тяжести наказаний.

 

 

  1. Классификация видов наказаний

Действующее уголовное законодательство предусматривает самые различные  виды наказаний.

Суд может и должен избрать  индивидуализированную меру наказания, наиболее полно учитывающую как  характер содеянного, так и степень  общественной опасности самого деятеля.

Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических  черт, позволяющих классифицировать их по различным основаниям.

Под классификацией наказаний  следует понимать объединение их в относительно однородные группы по определенным критериям с учетом характера и объема правоограничений, функциональной роли в выполнении тех либо иных задач.

Информация о работе Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация видов наказаний