Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Автор: Сергей Сергей, 18 Ноября 2010 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Оперативно-розыскное законодательство в «узком» смысле слова – это совокупность федеральных законов Российской Федерации, которые содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий.

Содержание

1. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности 3
2. Исследование предметов и документов. Наблюдение 10
3. Задача 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

ОРД.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Простейшие  исследования с применением лупы может произвести и сам оперативник, без привлечения специалиста  в области криминалистики, так  и в других сферах научной деятельности (биологами, судебными медиками, химиками). Но так бывает редко, поэтому оперативно-розыскное исследование должно проводиться специалистами, применяющими научно-технические средства. Направление материалов на исследование имеет свои тактические особенности. Так, при направлении предметов и документов нужно получить консультацию о специалистах, имеющих опыт подобных исследований, об учреждениях, где такие производятся, о требованиях к представлению объектов

     При получении консультаций необходимо учитывать, что лицо участвовавшее в отборе образцов в ходе такого действия, как следственный осмотр (это - единственное следственное действие, производство которого разрешено до возбуждения уголовного дела), не имеет права на участие в производстве судебной экспертизы. Иными словами, оперативный работник до сбора образцов на исследование должен четко представлять, кто из специалистов будет привлечен для участия в оперативно-розыскном мероприятии и кто должен производить исследование объекта в лабораторных условиях. Непродуманность этих условий нередко влечет за собой утрату доказательственного значения грамотно проведенного исследования.

     Данные  объекты изучаются, как правило, специалистами ведомственной экспертно-криминалистической службы. Однако при необходимости  подобные исследования проводятся специалистами  любых научно-исследовательских учреждений других министерств, ведомств. Услуги последних обычно платные

     Особенность исследования предметов и документов до возбуждения уголовного дела состоит в том, что в результате этого исследования может быть полностью уничтожен объект или он потеряет присущие ему качества и свойства. Это создает непреодолимые препятствия для дальнейшего исследования объекта, а, следовательно, приводит к утрате его доказательственного значения. Поэтому оправданным является не процессуальное исследование предметов и документов в следующих случаях:

     - когда данный предмет относится к быстро портящимся подлежит немедленному исследованию (нередко подобные ситуации возникают при исследовании пищевых продуктов);

     - когда в ходе его исследования не нарушаются его качеств и свойства (например, откопированные следы пальцев рук).

     Специалист  на основании подписанного начальником  оперативного подразделения направления в необходимом объеме производит исследования, оформляя их результаты справкой. Юридическое значение этой справки состоит в том, что ее содержание нередко является объектом изучения при производстве судебной экспертизы (в случае возбуждения уголовного дела). В материалы уголовного дела такая справка не вшивается. Поэтому тактически грамотным решением, если позволяет оперативно-розыскная ситуация, является назначение исследования предметов и документов после возбуждения уголовного дела в рамках производства судебной экспертизы6.

     Наблюдение (слежка) — это негласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью получения значимой информации (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способах финансирования группы и т.п.). В настоящее время используется три вида наблюдения: физическое;  электронное и комплексное.

     Наблюдение  можно признать одним из наиболее разработанных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности. Его аспекты интересовали специалистов еще в начале XX века. Так, по мнению И.Н. Якимова, наблюдение за преступником путем введения в близкий круг его друзей осведомителей приносит большую пользу.

     К физическому наблюдению, основанному  на визуальном способе слежения, относится деятельность сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, осуществляющаяся либо самим сотрудником, либо другими лицами по его заданию. В ходе физического наблюдения могут быть использованы технические средства — фотоаппараты, видеокамеры, позволяющие фиксировать действия наблюдаемого лица в реальном времени7 .

     Электронное наблюдение, основанное на применение специальных технических средств, позволяет организовывать и проводить  наблюдение за интересующим лицом как  в помещении, в транспортном средстве, так и на открытой местности. При этом привлекаются, как правило, сотрудники оперативно-технических подразделений. В ходе этого вида наблюдения нередко используется аппаратура аудио-, видеозаписи с целью контроля и записи разговоров, действий и операций проверяемого лица.

     Комплексное наблюдение позволяет фиксировать  в хронологическом порядке, в реальном времени, буквально всю жизнедеятельность проверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которого осуществляется данное мероприятие.

     Поскольку наблюдение-мероприятие ограниченного характера, то простая (физическая) форма его осуществления используется по решению руководителя оперативного аппарата УВД области (края), как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Квалифицированная (электронная) форма наблюдения проводится только на основании решения суда, поскольку предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища.

     Результаты  проведенного наблюдения фиксируются  в справках, с приложением фотографий, магнитных лент и видеокассет, соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»8 могут передаваться органам предварительного следствия или судье. Причем, только подлинная запись. Объективность и достоверность технических источников информации могут быть проверены в ходе отдельных следственных действий (например, при допросе оперативного работника в качестве свидетеля по делу, проведению между ним и заподозренным очной ставки) или в ходе судебной экспертизы (так, имея магнитную запись телефонных переговоров наблюдаемого лица, вымогающего деньги, с его жертвой, как правило, проводят фоноскопическую экспертизу. При этом специалист нередко в состоянии сделать категоричный вывод не только о том, что был записан разговор конкретных лиц, но и определить основные параметры помещения, из которого осуществлялся разговор, о наличии около него оживленных автомобильных или железнодорожных трасс). Все это, в своей совокупности, позволяет убедить суд в объективности и достоверности такой информации9

     Таким образом, исследование предметов и документов – представляет собой оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в исследовании предметов и документов, сохранивших на себе следы преступной деятельности, явившихся орудием преступления или его результатом, с целью обнаружить преступления и лиц, к ним причастных. Наблюдение (слежка) — это негласное наблюдение (слежение) за интересующими оперативного работника лицами, в том числе причастными к совершению криминального события, используемыми ими транспортными средствами, с целью получения значимой информации (например, об организации преступной группы, взаимоотношениях ее членов, способах финансирования группы и т.п. Причем оба рассмотренных оперативно-розыскных мероприятий являются достаточно важными и необходимыми при расследовании уголовных и иных преступлений

  1. Задача
 

     Условие задачи:

     Для поручения оперативно-значимой информации в среде молодежной группировки, занимающейся кражами из автомашин, оперативно-розыскной орган заключил контракт о конфиденциальном сотрудничестве с 11-летним «А» на возмездной основе.

     Определите  правомерность условия заключения оперативно-розыскного контракта в  данном случае. 

     Решение:

     Ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что конфиденциальное сотрудничество может осуществляться с любым совершеннолетним дееспособным лицом независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

     В условиях задачи указано, что «А»  является несовершеннолетним, поэтому  оперативно-розыскной орган не имел право заключать контракт о конфиденциальном сотрудничестве.

     Ответ: Условия заключения оперативно-розыскного контракта при заданных условиях (с несовершеннолетним) неправомерно.

     Список  использованной литературы

 
     
  1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. – Ст. 445.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ  (с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 27.05.2008 № 8-П, Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 26.01.2009. – Ст. 511.
  3. Об оперативно- розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // Консультант Плюс.
  4. Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. - 4-е изд. допол. и перераб. - М.: Бек, 2007. – 135 с.
  5. Вагин О.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». – М.: Деловой двор, 2009. - 328 с
  6. Лапин Е. С., Михайлова Ю. Н. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособ. для студ. – Саратов, Научная книга, 2006. – 148 с.

Информация о работе Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности