Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Автор: Сергей Сергей, 18 Ноября 2010 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Оперативно-розыскное законодательство в «узком» смысле слова – это совокупность федеральных законов Российской Федерации, которые содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий.

Содержание

1. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности 3
2. Исследование предметов и документов. Наблюдение 10
3. Задача 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

ОРД.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     1. Понятие правового  регулирования оперативно-розыскной деятельности

 

     Согласно  ст. 4 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» («Правовая основа оперативно–деятельности») основой правового регулирования оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий1.

     Для того, чтобы данная деятельность была законной, и не нарушала права человека и гражданина, она должна иметь под собой правовую основу. Под правовой основой такой деятельности (точнее – нормативно-правовой) следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.

     Оперативно-розыскное законодательство в «узком» смысле слова – это совокупность федеральных законов Российской Федерации, которые содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий.

     Оперативно-розыскное законодательство в «широком» смысле слова – это формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Его составляет совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации высшей (после законов) юридической силы. Эти акты содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества объективно затруднена или невозможна. 2

     В теории права под правовым регулирование  понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных  лиц по упорядочению общественных отношений  путем установления правовых норм и  принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще – функциональное, управленческое. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности также носит функциональный характер. Причем в этой деятельности посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства3.

     Таким образом, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности – это нормативно - властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания.

     Важное значение для правильного понимания предназначения и содержания оперативно-розыскной деятельности имеет уяснение вопроса о пределах ее правового регулирования. Пределы правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности – это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.

     При исследовании пределов правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности нельзя не опираться на общие закономерности, выработанные теорией права. Так, осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ по крайней мере двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, тех факторов, от которых, так или иначе, зависят границы данной деятельности; во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать общественные отношения.

     Далее рассмотрим основные факторы, обуславливающие пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России.

     Первый  фактор, от которого зависят пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, заложен в самом предмете данной деятельности, т.е. общественные отношения, подлежащие регулированию и упорядочению. В теории права определено, что возможно урегулировать все виды общественных отношений в онтологическом срезе и что потенциально пределы регулирования возрастают по мере изменения в различных сферах жизни соотношения объективного и волевого в пользу последнего. Следовательно, вся оперативно-розыскной деятельности вполне может быть подвергнута правовому регулированию. Причем выбор того или иного варианта регулирования во многом зависит от воли законодателя.

     Второй фактор заключается в том, что при наличии определенной воли законодателя общественные отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности могут подвергнуться правовому регулированию только при наличии в них объективной возможности выбора того или иного правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения. То есть сфера регулирующего воздействия права ограничивается нормативно-обозначенными вариантами поведения человека в каждой данной типовой ситуации.

     Третьим фактором, определяющим пределы правового  регулирования оперативно-розыскной деятельности, является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные общественные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом. Тенденции общественного развития России в последние годы свидетельствуют о заинтересованности как общества в целом, так и его индивидуумов в гораздо более объемном и «жестком» правовом регулировании негласной деятельности правоохранительных органов и спецслужб, чем это делалось ранее.

     Четвертым и пятым факторами, влияющими на пределы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, являются соответственно индивидуальные возможности как оперативных сотрудников, так и других участников негласной работы, их способность к сознательному восприятию правовых предписаний, а также общие потенциальные возможности права, его формальная определенность, системность и обеспеченность мерами государственного принуждения или поощрения4.

     Непосредственно указанные  в ст. 4 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» нормативные правовые акты являются основными в регулировании общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности, которые можно подразделить на пять основных групп:

  1. Базовый, фундаментальный источник правового регулирования оперативно-розыскной деятельности – это Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Конституционные положения о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Так, в гл. 2 (ст. 17-64) Конституции РФ определяются основные права и свободы человека и гражданина, составляющие основу правового статуса личности в России (например, по ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ст. 25 – о неприкосновенности жилища; ч. 1 ст. 46 - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и т.д.).
  2. «Ядро» правовой основы оперативно-розыскной деятельности составляют нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это действующий комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы. Он регулирует общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, а также в сфере некоторых иных видов деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, которые взаимосвязаны с оперативно-розыскной (в частности уголовно - процессуальной, уголовно-исполнительной, разведывательной и контрразведывательной) деятельностью, а также определяет не только содержание оперативно-розыскной деятельности, но и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
  3. Другие федеральные законы, регулирующие оперативно-розыскную деятельность которые также можно систематизировать на несколько подгрупп:

     a) первая подгруппа состоит из  двух законодательных актов: Уголовного кодекса РФ и Закона РФ от 05 марта 1992 г. «О безопасности» - это основополагающие и целеуказующие источники правового регулирования оперативно-розыскной деятельности;

     б) вторая подгруппа включает в себя законодательные акты, регулирующие группы общественных отношений, которые возникают в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней. В частности – это Уголовно–процессуальный кодекс РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 года «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный Закон РФ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

     в) Третья подгруппа включает законодательные  акты, правовые нормы которых регулируют конкретные (отдельные) общественные отношения, возникающие в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. К их числу относятся: Таможенный кодекс РФи, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 01 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации», Закон РФ от 24 мая 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральный Закон РФ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

  1. Четвертую группу актов составляют иные, кроме законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти:

     a.) акты Президента Российской Федерации;

     б.) акты представительного и законодательного органа Российской Федерации (парламента);

     в.) акты Правительства РФ.

  1. Пятую группу составляют акты ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих. Во-первых, нормативные акты органов, чьи оперативные подразделения непосредственно проводят оперативно-розыскную деятельность, это:

     а) акты, принимаемые конкретными министерством  и ведомством;

     б) акты, принимаемые совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

     Нормативные правовые акты этой группы носят, как  правило, закрытый (служебный или  секретный) характер и должны регламентировать, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», лишь организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

     Во-вторых, это нормативные правовые акты Генеральной  прокуратуры России. Ее ведомственные  акты (приказы и др.), согласно ст. 4 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», не входят в число актов, принадлежащих к правовой основе оперативно-розыскной деятельности (прокуратура не указана в ст. 13 Федерального Закона среди иных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Тем не менее ее акты для законного осуществления оперативно-розыскной деятельности весьма значительны (например: «Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений» – Приказ Ген. прокурора от 21 февраля 1996 г. № 10; «О разграничение компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» – Приказ Генпрокурора РФ от 09 апреля 1996 г. № 24; «Об организации надзора за исполнением Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». – Приказ Генпрокурора РФ от 09 апреля 1996 года № 48 и др.).

     Необходимо  отметить, что нормативно-правовые акты данной группы источников правового  регулирования оперативно-розыскной  деятельности, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 04 ноября 1993 года за № 1187 и в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08 мая 1992 г. за № 305, а также в соответствии с правилами отбора и направления нормативных актов, имеющимися в каждом из ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность5.

     Таким образом, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности осуществляется Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории Российского государства и его субъектов.

  1. Исследование  предметов и документов. Наблюдение
 

     Исследование  предметов и документов - одно из важнейших оперативно-розыскных мероприятий, которое заключается в исследовании предметов и документов, сохранивших на себе следы преступной деятельности, явившихся орудием преступления или его результатом, с целью обнаружить преступления и лиц, к ним причастных.

Информация о работе Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности