Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Определяет оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

Содержание

1. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2. Система нормативно-правовых источников, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ира конт.docx

— 30.69 Кб (Скачать)

"Ядро" правовой основы ОРД составляют  нормы самого Федерального Закона  об ОРД. Это действующий комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы. Он регулирует общественные отношения в области ОРД, а также в сфере некоторых иных видов деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, которые взаимосвязаны с оперативно-розыскной (в частности уголовно - процессуальной, уголовно-исполнительной, разведывательной и контрразведывательной) деятельностью, а также определяет не только содержание оперативно-розыскной деятельности, но и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

К другим федеральным законам, образующим правовую основу ОРД, относится значительное число законодательных актов, которые  можно разделить на три основные группы:

- устанавливающие  базисные положения осуществления ОРД;

- регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;

- регулирующие  отношения, возникающие при решении  частных задач ОРД.

К законодательным  актам, устанавливающим базисные положения  осуществления ОРД, следует в  первую очередь отнести УК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. Установление наличия этих признаков  является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а при их отсутствии ОРД осуществляться не может. В уголовном законе содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления ОРД. Так, ст. 15 УК РФ дает определение понятия тяжкого преступления, признаки которого являются одним из основных условий проведения некоторых ОРД. Уголовно-правовые институты крайней необходимости и обоснованного риска используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка.

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых  оперативно-розыскных мер в целях  обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Таким образом, устанавливается легитимность ОРД в целях решения задач борьбы с преступностью. Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений; устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу , виды доказательств и способы их собирания уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.

К законодательным  актам, регулирующим отношения, возникающие  при решении частных задач  ОРД, можно отнести: Таможенный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Закон о Государственной границе определяет, что органы и войска ФПС России охраняют Государственную границу  на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную  границу, а также осуществляют пропуск  через Государственную границу. В этих целях они проводят ОРД.

К иным нормативным правовым актам федеральных  органов государственной власти, составляющим правовую основу ОРД, относятся:

- акты  Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- акты  Конституционного Суда и Пленума  Верховного Суда РФ, содержащие  разъяснения и толкование норм  оперативно-розыскного законодательства.

Перечисленные нормативные правовые акты являются основными в регулировании ОРД. Однако ими не исчерпываются источники  правового регулирования данного  вида государственной деятельности.

 Закрепляет за органами, осуществляющими ОРД, право на издание в пределах своих полномочий нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика осуществления оперативно-розыскных мероприятий отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ, издаются с соответствующими грифами, их содержание в открытой печати не публикуется. Доступ к таким нормативным актам имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за ОРД и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

В правовую основу ОРД не включены международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) рассматривает нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части ее правовой системы. Однако анализ содержания данного Закона позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД.

Источником  правового регулирования ОРД  являются и международные правовые акты, принятые государствами-членами  СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, стороны обязались оказывать друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством, где под иными действиями подразумеваются и оперативно-розыскные мероприятия. Конвенция регламентировала содержание и форму поручений об оказании правовой помощи, порядок их исполнения, правила выдачи предметов, которые могут иметь значение доказательств по уголовным делам, и ряд других вопросов, касающихся проведения оперативно-розыскных мероприятий. 

Отдельную группу международных правовых актов  составляют соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами государств-участников СНГ, в числе  которых необходимо указать следующие:

- Соглашение  о взаимодействии министерств  внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, стороны договорились исполнять запросы и просьбы по уголовным делам и делам оперативного учета, обмениваться оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях, содействовать в проведении ОРМ и процессуальных действий;

- Соглашение  о сотрудничестве в сфере специального  сопровождения оперативно-розыскной  деятельности, в котором регламентирована  процедура выполнения запросов  на проведение наблюдения за  лицами, обоснованно подозреваемыми  в совершении преступлений, при  пересечении ими внутренних границ СНГ;

- некоторые  другие многосторонние и двусторонние  международные соглашения и договоры  в сфере борьбы с преступностью.

Таким образом, под правовой основой оперативно-розыскной  деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных  актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Согласно  Закона об ОРД такую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Иначе говоря, правовая система оперативно-розыскной  деятельности двухуровневая: часть  составляющих ее источников относится  к законам, а другая - к подзаконным актам.

В целом, источники образующие правовую основу ОРД, можно разделить на три основные группы:

- устанавливающие  базисные положения осуществления ОРД;

- регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;

- регулирующие  отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.

Стоит отметить, что предписаниями нормативных  актов, составляющих правовую основу ОРД, не охватывается все правовое регулирование  общественных отношений в данной деятельности. В целом, правовые источники, составляющие правовую основу ОРД, можно представить в виде определенной системы.

Во-первых, это нормативные правовые акты, составляющие основу оперативно-розыскной деятельности: в первую очередь, это Федеральный  Закон об ОРД, занявший ключевое место  в правовой основе оперативно-розыскной  деятельности; во вторую очередь, это, законодательные акты, определяющие нормативно-правовой статус и направления  деятельности оперативно-розыскных ведомств.

Во-вторых, самостоятельную группу нормативных  источников составляют законодательные  акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных  правил, непосредственно предназначенных  регулировать специфические оперативно-розыскные  отношения, однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном порядке реализуемые  в ОРД. 

В-третьих, к таким источникам относятся  некоторые акты международно-правового  характера.

 

Список  использованной литературы 

3. Научно-практический  комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (под ред. В.В.Николюка), М.: "Спарк", 2008

4. Басков  В.И. Оперативно - розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во " Бек ",2007.

5. Степашин  С.В. Основы оперативно-розыскной  деятельности. Учебник для юрид.вузов.- СПб.2009.

6. Шумилов  А.Ю. Основы правового регулирования  оперативно-розыскной деятельностью.  Спецкурс лекций.- М., Фирма АВС, 2007.

7. Шумилов  А.Ю. Основы уголовно-розыскного  права (Правовое регулирование  оперативно-розыскной деятельности ).- Учебное пособие, М., 2009.

8. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций., Казань, Изд-во Казан. ун-та., 2008

Информация о работе Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности