Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:03, контрольная работа
Определяет оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.
1. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2. Система нормативно-правовых источников, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности
Список использованной литературы
"Ядро"
правовой основы ОРД
К другим федеральным законам, образующим правовую основу ОРД, относится значительное число законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:
- устанавливающие базисные положения осуществления ОРД;
- регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
- регулирующие
отношения, возникающие при
К законодательным
актам, устанавливающим базисные положения
осуществления ОРД, следует в
первую очередь отнести УК РФ. Именно
он определяет материальные признаки
преступлений, на выявление, предупреждение
и раскрытие которых нацелена
оперативно-розыскная
Уголовно-процессуальное
законодательство возлагает на органы
дознания обязанность принятия необходимых
оперативно-розыскных мер в
К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести: Таможенный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
Закон
о Государственной границе
К иным
нормативным правовым актам федеральных
органов государственной
- акты Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- акты
Конституционного Суда и
Перечисленные
нормативные правовые акты являются
основными в регулировании ОРД.
Однако ими не исчерпываются источники
правового регулирования
Закрепляет за органами, осуществляющими ОРД, право на издание в пределах своих полномочий нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Организация
и тактика осуществления
В правовую основу ОРД не включены международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) рассматривает нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части ее правовой системы. Однако анализ содержания данного Закона позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД.
Источником
правового регулирования ОРД
являются и международные правовые
акты, принятые государствами-членами
СНГ, в числе которых первостепенное
значение имеет Конвенция о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам, стороны
обязались оказывать друг другу правовую
помощь путем выполнения процессуальных
и иных действий, предусмотренных законодательством,
где под иными действиями подразумеваются
и оперативно-розыскные мероприятия. Конвенция
регламентировала содержание и форму
поручений об оказании правовой помощи,
порядок их исполнения, правила выдачи
предметов, которые могут иметь значение
доказательств по уголовным делам, и ряд
других вопросов, касающихся проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
Отдельную
группу международных правовых актов
составляют соглашения о сотрудничестве
между правоохранительными
- Соглашение
о взаимодействии министерств
внутренних дел независимых
- Соглашение
о сотрудничестве в сфере
- некоторые
другие многосторонние и
Таким образом, под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Согласно Закона об ОРД такую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Иначе говоря, правовая система оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее источников относится к законам, а другая - к подзаконным актам.
В целом, источники образующие правовую основу ОРД, можно разделить на три основные группы:
- устанавливающие базисные положения осуществления ОРД;
- регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;
- регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.
Стоит отметить, что предписаниями нормативных актов, составляющих правовую основу ОРД, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений в данной деятельности. В целом, правовые источники, составляющие правовую основу ОРД, можно представить в виде определенной системы.
Во-первых,
это нормативные правовые акты, составляющие
основу оперативно-розыскной
Во-вторых,
самостоятельную группу нормативных
источников составляют законодательные
акты России, хотя и не содержащие правовых
институтов (норм) или отдельных
правил, непосредственно
В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международно-правового характера.
Список
использованной литературы
3. Научно-практический
комментарий к Федеральному
4. Басков В.И. Оперативно - розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во " Бек ",2007.
5. Степашин
С.В. Основы оперативно-
6. Шумилов
А.Ю. Основы правового
7. Шумилов
А.Ю. Основы уголовно-
8. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций., Казань, Изд-во Казан. ун-та., 2008
Информация о работе Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности