Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Определяет оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

Содержание

1. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2. Система нормативно-правовых источников, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ира конт.docx

— 30.69 Кб (Скачать)

  

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       

                                              Содержание

    1. Понятие правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности

    2. Система нормативно-правовых источников, составляющих правовую основу  оперативно-розыскной деятельности

Список  использованной литературы 

    
1. Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Определяет оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.

Для того, чтобы данная деятельность была законной, и не нарушала права человека и гражданина, она должна иметь под собой правовую основу. Под правовой основой такой деятельности (точнее - нормативно-правовой) следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности

В теории права под правовым регулирование  понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных  лиц по упорядочению общественных отношений  путем установления правовых норм и  принятия в необходимых случаях  индивидуально регламентирующих решений  по юридически значимым вопросам, которые  возникают в рамках таких отношений. Следовательно, назначение правового регулирования вообще - функциональное, управленческое. Правовое регулирование ОРД также носит функциональный характер. Причем в этой деятельности посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. 

Таким образом, правовое регулирование ОРД - это нормативно - властное воздействие  Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней  общественные отношения с целью  их упорядочивания.

Важное  значение для правильного понимания предназначения и содержания ОРД имеет уяснение вопроса о пределах ее правового регулирования. От его решения во многом зависит действительность сыскной работы и, следовательно, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защиты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов и спецслужб. Однако теоретическое изучение пределов правового регулирования ОРД затрудняет то обстоятельство, что в теории российского права еще не сложился единый подход к пониманию пределов общего правового регулирования.  Понимающего под пределами правового регулирования обусловленные определенными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права, и, основываясь на настоящей дефиниции, дадим определение пределов ее правового регулирования.

И так, пределы правового регулирования  общественных отношений в ОРД - это обусловленные объективными и субъективными факторами границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.

При исследовании пределов правового регулирования  ОРД нельзя не опираться на общие  закономерности, выработанные теорией  права. Так, осмысление пределов общего правового регулирования предполагает анализ по крайне мере двоякого рода взаимосвязанных обстоятельств: во-первых, тех факторов, от которых, так или иначе, зависят границы данной деятельности; во-вторых, меры возможности права изменять, совершенствовать или даже формировать те или иные общественные отношения.

Факторы, обуславливающие пределы правового  регулирования ОРД.

Первый  фактор, от которого зависят пределы  правового регулирования ОРД, заложен  в самом предмете данной деятельности, т.е. общественные отношения, подлежащие регулированию и упорядочению. В  теории права определено, что возможно урегулировать все виды общественных отношений в онтологическом срезе  и что потенциально пределы регулирования  возрастают по мере изменения в различных  сферах жизни соотношения объективного и волевого в пользу последнего. Следовательно, вся ОРД понимаемая как в “широком”, так и в  “узком” смысле слова вполне может  быть подвергнута правовому регулированию. Причем выбор того или иного варианта регулирования во многом зависит  от воли законодателя.

Суть  второго фактора заключается  в том, что при наличии определенной воли законодателя общественные отношения  в сфере оперативно-розыскной  деятельности могут подвергнуться  правовому регулированию только при наличии в них объективной  возможности выбора того или иного  правила поведения. При отсутствии такой возможности не определена, не урегулирована и норма поведения. То есть сфера регулирующего воздействия  права ограничивается нормативно-обозначенными  вариантами поведения человека в  каждой данной типовой ситуации.

Третьим фактором, определяющим пределы правового  регулирования ОРД, является заинтересованность государства и целесообразность его воздействия на те или иные общественные отношения при помощи права, обусловливаемые не только объективными тенденциями развития самого предмета регулирования, но и потребностями общества в целом. Тенденции общественного развития России в последние годы свидетельствуют о заинтересованности как общества в целом, так и его индивидуумов в гораздо более объемном и "жестком" правовом регулировании негласной деятельности правоохранительных органов и спецслужб, чем это делалось ранее.

Наконец, четвертым и пятым факторами, влияющими на пределы правового  регулирования ОРД, являются соответственно индивидуальные возможности как оперативных сотрудников, так и других участников негласной работы, их способность к сознательному восприятию правовых предписаний, а также общие потенциальные возможности права, его формальная определенность, системность и обеспеченность мерами государственного принуждения или поощрения.

Все перечисленные  объективные и субъективные факторы  взаимосвязаны и взаимообусловлены, и ОРД. 

Границы правового регулирования общественных отношений ОРД. Их условно можно  определить как "дальние" и "ближние".

"Дальние"  границы правового регулирования  ОРД проходят там, где возникает  необходимость: 

· проверки информации (присущими только для  сыска методами и средствами) в  связи с совершением, вероятным  совершением преступления или розыском без вести пропавших лиц;

· осуществления  превентивных мер, не допускающих нанесение  ущерба жизненно важным интересам России (в рамках ОРД);

· ограничения  конституционных прав человека и  гражданина (по основаниям, указанным в Федеральном законе).

"Ближние"  границы правового регулирования  ОРД, по существу, смыкается с началом:

· уголовно-процессуальной деятельности (в частности при  взаимодействии сыскного уголовно-розыскного процесса с дознанием и предварительным следствием);

· производства уголовно-исполнительных процедур (в  процессе наблюдения за лицами, отбывающими уголовное наказание).

Уровни  правового регулирования общественных отношений в ОРД.

Различают уровни правового регулирования  в зависимости от плоскости (среза, аспекта) рассматриваемой проблемы. Для ОРД важно рассмотреть  уровни правового регулирования  в плоскости, отражающей юридическую  силу акта. В этой плоскости различают  три уровня правового регулирования:

1. Базовый  (конституционный) уровень. Правовое  регулирование здесь осуществляется  на уровне Конституции РФ и  федеральных конституционных законов.

2. Средний  (развивающийся) уровень. На этом  уровне правовое регулирование  затрагивает общественные отношения,  подлежащие моделированию только  в законах (вариантом служит  отсылка к дополнительным нормативным  правовым актам). Как правило,  на среднем уровне разрабатываются законы и кодексы.

Два названных  уровня правового регулирования  общественных отношений в ОРД образуют единую систему ее законодательного регулирования. Законодательное регулирование ОРД в России - это государственно-властное нормативно-организующее воздействие на оперативно-розыскные отношения в специфическом виде социально полезной юридической деятельности, осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (развивающем) уровнях правового регулирования.

3. Детализирующий  уровень. Для него характерно  принятие подзаконных нормативных  правовых актов. Среди них различают:

· нормативные  акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания РФ);

· межведомственного  характера;

· сугубо ведомственного характера.

Таким образом, правовое регулирование ОРД - это нормативно - властное воздействие  Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней  общественные отношения с целью их упорядочивания.

В зависимости  от силы юридического акта, различают  три уровня правового регулирования ОРД.

Базовый (конституционный) уровень.

Средний (развивающийся) уровень.

Детализирующий  уровень.

Пределы правового регулирования общественных отношений в ОРД - это обусловленные  объективными и субъективными факторами  границы государственно-властного  вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени вероятности  совершения преступления или с его  совершением и его гласным  либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством  применения специальных сил, средств  и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.

2. Система  нормативно-правовых источников, составляющих  правовую основу оперативно-розыскной  деятельности

Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных  и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере  этой деятельности.

"Правовая  основа оперативно-деятельности" такую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Базовый, фундаментальный источник правового  регулирования ОРД - это Конституция  РФ. Принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции  РФ. Конституционные положения о  прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. В Конституции РФ определяются основные права и свободы человека и гражданина, составляющие основу правового статуса личности в России. Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища

Информация о работе Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности