Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:53, курсовая работа
Основная цель моей работы сводится к тому, чтобы: дать понятие ошибке в уголовном праве, раскрыть сущность юридических ошибок, допускаемых субъектом преступления, охарактеризовать их виды и последствия, которые наступают при их возникновении.
Актуальность данной темы обуславливается уголовно-правовой практикой. Преступник при совершении конкретного уголовно-наказуемого деяния зачастую не всегда правильно субъективно оценивает своё поведение, его результаты, иные фактические обстоятельства, верно представляет о характере и степени общественной опасности деяния и его противоправности.
Введение______________________________________________2
Понятие ошибки в уголовном праве, её классификация.__4
Юридическая ошибка и её разновидности.______________10
Ошибка в преступности деяния и её последствия._______13
Ошибка в квалификации деяния и его наказуемости.____17
Заключение___________________________________________19
Решение задачи________________________________________21
Анализ нормы ч.1 ст. 175 УК РБ (Уклонение детей от содержания родителей).___________________________________________22
Список используемой литературы________________________23
Содержание
Введение______________________
Заключение____________________
Решение
задачи________________________
Анализ
нормы ч.1 ст. 175 УК РБ (Уклонение детей
от содержания родителей).___________________
Список
используемой литературы____________________
Введение.
Преступление - сознательный, волевой акт. При совершении социально значимых действий человек соотносит конкретную действительность с уже имеющимися у него знаниями. Происходит как бы вторичное отражение действительности, вторичное ее познание. Ошибка же при совершении социально значимых действий свидетельствует о неправильном, искаженном отражении объективной, ранее известной действительности в психике лица. Иными словами, ошибка при совершении преступления есть ошибка не научно-исторического характера в процессе первичного познания действительности, а ошибка психологического характера в процессе вторичного познания, отражения этой действительности.
Далеко не каждая ошибка человека, даже повлекшая тяжелые последствия, может быть поставлена ему в вину, и влечь его уголовную ответственность. В. И. Ленин, неоднократно требовавший строгой ответственности для лиц, допустивших халатность, небрежность, волокиту, дал, тем не менее, отпор попыткам шельмовать добросовестных работников за любые допущенные ими ошибки.1
Проблеме ошибок в теории уголовного права посвящено не так уж много работ. Из числа учёных-юристов, посвятивших некоторые свое работы данной проблематике хотелось бы отметить Якушина В.А., Дагеля П.С., Данилюка С.Е.
Хотелось бы отметить, что проблеме юридических ошибок, как разновидности ошибок субъекта преступления, по сравнению с фактическими уделено меньше внимания.
Основная цель моей работы сводится к тому, чтобы: дать понятие ошибке в уголовном праве, раскрыть сущность юридических ошибок, допускаемых субъектом преступления, охарактеризовать их виды и последствия, которые наступают при их возникновении.
Актуальность
данной темы обуславливается уголовно-правовой
практикой. Преступник при совершении
конкретного уголовно-наказуемого деяния
зачастую не всегда правильно субъективно
оценивает своё поведение, его результаты,
иные фактические обстоятельства, верно
представляет о характере и степени общественной
опасности деяния и его противоправности.
В основе материалистического понимания вины лежит теория отражения, которая исходит из того, что человеческое сознание не только в состоянии воспринимать внешний мир, но и может быть регулятором деятельности, направленной на изменение существующей реальности. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом — в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами». В. И. Ленин подчеркивал: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».
В то же время диалектический материализм учит, что при восприятии природы, социальных явлений «отражение может быть верной приблизительно копией отражаемого, но о тождестве тут говорить нелепо». Порой это отражение может быть неточным, ошибочным. Если при совершении общественно опасного деяния лицо заблуждается относительно его социальных и правовых свойств, то такое заблуждение (ошибка) может влиять на содержание и форму вины.2
В уголовно-правовой литературе ошибка определяется неодинаково. Л. И. Коптякова, например, понимает ошибку как заблуждение лица относительно фактических и юридических признаков содеянного. П. С. Дагель, В. Ф. Кириченко, Б. С. Утевский, А. А. Пионтковский, М. Угрехелидзе под ошибкой понимают неверное, неправильное представление лица о фактических или юридических признаках или свойствах совершаемого деяния и его последствий. Ошибка понимается и как неверная оценка лицом своего поведения.
Определение
социально-психологической
Определять ошибку как неверное, неправильное представление лица относительно обстоятельств содеянного нельзя, ибо данное определение не учитывает рационального уровня. Понимание ее в качестве неправильной оценки этих обстоятельств не охватывает ошибки чувственного уровня. Определение понятия ошибки должно включать ошибки обоих уровней. В связи с этим возникает, по крайней мере, два вопроса: можно ли рассматривать ошибку в качестве разновидности заблуждения, каковы критерии определений?3
В философской литературе отмечается, что понятия «заблуждение» и «ошибка» близки, но не тождественны. Так, например, П. С. Заботимым заблуждение понимается как несоответствие знания предмету в силу причин и обстоятельств, не зависящих от личных качеств субъекта. В то же время ошибка раскрывается как несоответствие, «обусловленное чисто случайными качествами индивида». Видимо, различие между этими понятиями заключается не в том, что одно определяется объективными факторами, а другое — личностными качествами индивида (в конечном итоге и личностные факторы являются объективными), а тем, что заблуждение всегда связано с жизнедеятельностью человека, с его социальной практикой, которая, так или иначе, отражается в психике лица.
При определении данных понятий нужно исходить из положения о том, что дать определение - «значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое». Поскольку уголовное право интересует не любая ошибка, а ошибка в сознании при совершении преступления, в этих случаях ее можно считать разновидностью, особой формой заблуждения. Мы солидарны в этом отношении с П. С. Заботиным, отметившим, что в действительности ошибка «выглядит как частная форма проявления заблуждения». В то же время «термин «заблуждение» употребляется для обозначения ошибки в знании», т. е. подводится под более широкое понятие — понятие ошибки вообще.
Такой подход к соотношению понятий «заблуждение» и «ошибка» соответствует и их этимологическому значению. Так, в Толковом словаре В. Даля сказано, что заблуждение есть ошибочное мнение, ложное понятие, погрешительная уверенность в чем-то. В словаре русского языка заблуждение определяется как неправильное, ошибочное мнение, представление о чем-либо. С. И. Ожегов определяет заблуждение как ложное мнение. Исходя из этих положений, можно дать определение понятия ошибки в уголовном праве. Ошибка — это заблуждение лица относительно объективных свойств общественно опасного деяния, которые характеризуют его как преступление. Иначе говоря, это заблуждение лица относительно характера и степени общественной опасности совершаемого деяния и его противоправности.
Более полная дефиниция дана в учебнике уголовного права под общей редакцией Хомича В.М. Ошибка — это неверная оценка лицом, совершившим общественно опасное деяние, своего поведения, его результатов, иных фактических обстоятельств, неправильное представление лица о характере и степени общественной опасности совершенного деяния и его противоправности.4
Ошибка субъекта заключается в его неправильном представлении о фактических или юридических признаках совершаемого им действия или бездействия и его последствия. В зависимости от предмета ошибки, ее характера и причин, она имеет различное юридическое значение. Ошибка может явиться обстоятельством, исключающим виновность деяния, может изменить форму вины субъекта; может устранить вменение в вину отягчающих обстоятельств; может явиться основанием для призвания совершенного деяния покушением на преступление; наконец, вообще может не оказать влияния на ответственность субъекта.
В литературе проводится различное деление ошибок. По своему характеру ошибка может заключаться в ошибочном представлении о наличии признаков, которые фактически отсутствуют, и в ошибочном представлении об отсутствии признаков, которые фактически имеются в наличии. Как отмечает А. Л. Санталов, это деление имеет практическое значение, так как в первом случае может быть признано наличие покушения на преступление, а второй вид ошибок может влиять на форму вины.
По своему предмету ошибки делятся на юридические и фактические. Юридическая ошибка — это неправильное представление субъекта о юридических признаках совершаемого им деяния. Этот вид ошибки не влияет на ответственность субъекта, за исключением случаев, когда состав преступления требует сознания юридических признаков деяния. Фактическая ошибка — это ошибочное представление относительно фактических признаков деяния, которые относятся к элементам соответствующего состава преступления. Различают несколько видов фактических ошибок, соответственно тем объективным признакам, относительно которых у субъекта имеется ошибочное представление: ошибка в объекте, ошибка в действии или бездействии, ошибка в развитии причинной связи, ошибка в обстоятельствах места и времени, ошибка в средствах совершения преступления, ошибка в квалифицирующих обстоятельствах и т. д.5
Рассмотрев предложенные наукой уголовного права классификации ошибок. Прежде всего, отметим, что любая научно обоснованная классификация должна иметь такое основание, которым охватывались бы все предметы и явления, включающие в себя данное основание классификации, данный классификационный признак. Если с учетом этого подойти к оценке традиционного деления ошибки на юридическую и фактическую, мы должны признать, что требование «исключительности основания» здесь не соблюдается. Один и тот же классификационный признак свойствен как фактической, так и юридической ошибке. Действительно, почему бы не считать юридическую ошибку разновидностью фактической? При юридической ошибке лицо ошибается относительно какого-то факта, например, правомерности поведения, квалификации содеянного, размера наказания и т. д. Иными словами, ошибка в праве, - это ошибка относительно каких-то фактических обстоятельств.
Подводя
итог всему выше изложенному, хотелось
бы отметить, что ошибка — это неверная
оценка лицом, совершившим общественно
опасное деяние, своего поведения, его
результатов, иных фактических обстоятельств,
неправильное представление лица о характере
и степени общественной опасности совершенного
деяния и его противоправности. Основной
классификацией ошибок является деление
их по предмету на юридические и фактические.
Юридическим ошибкам будут посвящены
нижеследующие вопросы моей работы.
В уголовном праве нет института аналогии. Общественно опасное деяние только тогда может быть признано преступлением, когда за него предусмотрена ответственность нормами уголовного права. Противоправность и общественная опасность — объективные, основные и обязательные, признаки преступления.
Поскольку противоправность является существенным и необходимым признаком преступления, постольку и, отражение его в психике лица есть существенный и необходимый момент при определении виновного отношения к совершаемому деянию. Иными словами, для признания лица виновным необходимо, чтобы оно сознавало общественную опасность и противоправность совершаемого деяния.
Как известно, преступление нарушает не только уголовно-правовую норму. Так, например, неисполнение приказа командира (начальника) в воинских преступлениях (ст. 439 УК РБ) влечет за собой, помимо нарушения уголовно-правовой нормы, нарушение Дисциплинарного устава и Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Подобные преступления нарушают не только уголовно-правовые, но и дисциплинарно-правовые нормы. Это объясняется тем, что общественные отношения имеют множество граней, линий проявления и наиболее важные из них закрепляются, регулируются и охраняются всей системой права, различными его отраслями и институтами. Вокруг этих общественных отношений создается одна из основных частей надстройки — правовые отношения.
При совершении преступления нарушается одно или несколько правоотношений, в результате которого возникают новые уголовно-правовые отношения, отношения, возникающие в конечном итоге из нарушения диспозиции уголовно-правовой нормы, которая была регулятором общественных отношений. Иными словами, противоправность при обосновании преступности деяния «является не менее важной характеристикой: она указывает на нарушение уголовно-правовой оболочки»6.
Информация о работе Понятие юридических ошибок и их правовые последствия