Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа
Современный этап развития российского общества характеризуется стратегическим курсом на создание правового государства. В стране осуществляются радикальные социально-экономические реформы, идет процесс демократизации всех сторон общественной жизни, который невозможен без укрепления законности и правопорядка, обеспечения надежной охраны конституционных прав и свобод граждан.
Введение. 3
Глава 1. Понятие компьютерных преступлений. 4
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика компьютерных преступлений. 12
§ 1. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации 12
§ 2. Неправомерный доступ к компьютерной информации. 16
§ 3. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. 19
§ 4. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. 22
Глава 3. Способы совершения компьютерных преступлений и их предупреждение. 24
§ 1 Способы совершения компьютерных преступлений. 24
§ 2. Предупреждение компьютерных преступлений. 31
Глава 4. Методика и практика расследования преступлений в сфере компьютерной информации. 38
Заключение. 48
Библиография. 50
К четвертой группе способов совершения компьютерных преступлений относятся действия преступников, связанные с использованием методов манипуляции данными и управляющими командами средств компьютерной техники. Эти методы наиболее часто используются преступниками для совершения различного рода противоправных деяний и достаточно хорошо известны сотрудникам подразделений правоохранительных органов, специализирующихся по борьбе с экономическими преступлениями.
Наиболее широко используются следующие способы совершения компьютерных преступлений, относящихся к этой группе.
1.Подмена данных - наиболее простой
и поэтому очень часто
2.“Троянский конь”. Данный способ заключается в тайном введении в чужое программное обеспечение специально созданных программ, которые, попадая в информационно-вычислительные системы, начинают выполнять новые, не планировавшиеся законным владельцем программы, с одновременным сохранением прежней ее работоспособности. В соответствии со ст. 273 Уголовного кодекса Российской Федерации под такой программой понимается “программа для ЭВМ, приводящая к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети”. По существу, “троянский конь” - это модернизация уже рассмотренного нами способа “люк” с той лишь разницей, что он “открывается” не при помощи непосредственных действий самого преступника (“вручную”), а автоматически - с использованием специально подготовленной для этих целей программы без дальнейшего непосредственного участия самого преступника.
С помощью данного способа
Разновидностями такого способа совершения компьютерных преступлений является внедрение в программы “логических” и “временных бомб”, разнообразных
компьютерных вирусов. С уголовно-правовой точки зрения, согласно ст. 273 Уголовного кодекса РФ, под компьютерным вирусом следует понимать вредоносную
программу для ЭВМ, способную самопроизвольно присоединяться к другим программам (“заражать” их) и при запуске последних выполнять различные нежелательные действия: порчу файлов, искажение, стирание данных и информации, переполнение машинной памяти и создание помех в работе ЭВМ.
3.Копирование
(тиражирование) программ с
Не секрет, что подавляющая часть программного обеспечения, используемого в России, является пиратскими копиями взломанных хакерами программ. Самой популярной операционной системой в России является Microsoft Windows'95. По статистике, на долю этой платформы приходится свыше 77 процентов отечественного рынка операционных систем. Своим бесспорным успехом на российском рынке Windows'95 обязана деятельности компьютерных пиратов. По данным антипиратской организации BSA, свыше 90 процентов используемых в России программ установлены на компьютеры без лицензий, тогда как в США не более 24 процентов.
Можно привести в качестве примера и широко известную отечественную программу “Консультант-плюс” содержащую периодически обновляемую компьютерную базу российского законодательства. Несмотря на постоянную работу программистов фирмы по улучшению систем защиты, тысячи нелегальных копий взломанной программы имеют хождение на территории страны. Последняя уже шестая версия “Консультанта” была “привязана” к дате создания компьютера, записанной в его постоянной памяти. Не прошло и двух недель после выхода этой версии, как хакерами была создана программа, эмулирующая нужную дату на любой ЭВМ. Теперь любой желающий может найти такую программу в компьютерных сетях и бесплатно установить на свой компьютер базу данных стоимостью более 1000$ США.
Успехи хакеров настолько велики, что, например, США намерены использовать их в информационной войне.
С момента официального признания в 1993 году военно-политическим руководством США "информационной войны" в качестве одной из составляющих национальной военной стратегии, ускоренными темпами идут поиски методов, форм и средств ее ведения. Так, в последние годы все чаще говорят о целесообразности привлечения хакеров на различных стадиях "информационной войны".
Хакеры наиболее эффективно могут быть использованы на этапе сбора разведывательной информации и сведений о компьютерных сетях и системах вероятного противника.
Они уже накопили достаточный опыт в угадывании и раскрытии паролей, использовании слабых мест в системах защиты, обмане законных пользователей и вводе вирусов, "троянских коней" и т.п. в программное обеспечение компьютеров. Искусство проникновения в компьютерные сети и системы под видом законных пользователей дает хакерам возможность стирать все следы своей деятельности, что имеет большое значение для успешной разведывательной деятельности. Кроме того, обозначенная видимость законного пользователя дает возможность хакеру-разведчику сформировать ложную систему и ввести ее в сеть противника в качестве законного пользователя информации.
Не менее
эффективным может являться применение
опыта хакеров в электронной
войне при решении задач
По сообщениям зарубежных СМИ, проблема использования хакеров в интересах информационной войны в настоящее время не только ограничивается изучением их опыта, но и реализуется на практике. Спецслужбы США и некоторых европейских стран уже прибегают к услугам этой категории компьютерщиков.
Международный опыт борьбы с преступностью
свидетельствует о том, что одним
из приоритетных направлений решения
задачи эффективного противодействия
современной преступной деятельности
является активное использование правоохранительн
Большинство зарубежных специалистов прямо указывает на то, что предупредить компьютерное преступление всегда намного легче и проще, чем его раскрыть и расследовать.
Обычно выделяются три основные группы мер предупреждения компьютерных преступлений, составляющие в своей совокупности целостную систему борьбы с этим социально опасным явлением: правовые, организационно-технические и криминалистические.
Вступлением в силу Уголовного кодекса РФ отечественное уголовное законодательство приведено в соответствие с общепринятыми международными правовыми нормами развитых в этом отношении зарубежных стран. Теперь очередь за принятием нового уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего все возможные следственные действия и механизм их осуществления применительно к специфике компьютерных преступлений.
Проблемы затрудняющие предупреждение и расследование компьютерных преступлений включают в себя: выявившееся несовершенство УК (состав преступлений ст.ст.272, 274 - материальный (требует наличие перечисленных в законе общественно опасных последствий); дефицит специалистов в МВД; отсутствие наработок (методических рекомендаций по изъятию, обыску, осмотру места происшествия и т.п.); недоработанность УПК (в частности неясно, как принимать в качестве доказательства электронный документ); и некоторые другие проблемы.
Между тем общеизвестно, что одними правовыми мерами сдерживания не всегда удается достичь желаемого результата в деле предупреждения преступлений. Тогда следующим этапом становится применение мер организационно-технического характера для защиты средств компьютерной техники от противоправных посягательств на них.
Ввиду того, что компьютерные преступления все больше приобретают транснациональный характер (вспомним хотя бы дело В. Левина о проникновении в электронную сеть “Сити-банка” в 1995г.), усиливается международное сотрудничество в этой области.
Так 9-10 декабря 1997г. в Вашингтоне прошла встреча министров юстиции и внутренних дел стран “восьмерки” на которой обсуждались вопросы усиления борьбы с преступностью в сфере высоких технологий и было принято специальное Коммюнике. Во исполнение решений этой встречи Генеральной прокуратурой России совместно с МВД, ФСБ, ФСНП и ФАПСИ был разработан план мероприятий по реализации Коммюнике в России. Этот план предполагает следующие мероприятия:
1 Разpаботать порядок
взаимодействия
2 Обобщить прокурорско-
3 Организовать и провести научно-практическую конференцию с участием иностранных специалистов и практических работников по проблемам выявления пресечения и расследования преступлений в сфере высоких технологий.
4 Подготовить методические
рекомендации по выявлению,
5 Создать в составе
экспертно-криминалистических
6 Проанализировать действующее
законодательство Российской
законодательных
актов, в том числе о внесении
дополнений изменений в это
7 Подготовить проект
закона о дополнении ст.ст. 272-274
УК Российской Федерации санкци
8 Создать
межведомственный центр для
информационных систем, сертификации компьютерных и информационных систем на предмет достоверности и полноты данных протоколов регистрации пользователей и другой служебной информации; обучения сотрудников правоохранительных органов методике изъятия и обеспечения сохранности доказательственной базы таких преступлений.
9 Разработать программу подготовки кадров, специализирующихся для работы в сфере высоких технологий.
10 Ввести в программы обучения юридических вузов курс лекций по проблемам борьбы с преступностью в сфере высоких технологий с подготовкой учебных пособий.
11 Организовать
обучение необходимого числа
сотрудников для решения зада
борьбы с преступностью в
Несомненно, проблема
кадрового обеспечения
- компьютерную
переподготовку людей,
- организацию централизованного банка данных, доступного через Internet, в котором будут храниться сведения о вакансиях;
- широкую пропагандистскую
В настоящее время в США
На фоне таких цифр просто смешно говорить о компьютеризации правоохранительных органов нашей страны, где редкий следователь умеет просто печатать на компьютере, не говоря о расследовании компьютерных преступлений.
К счастью не везде ситуация настолько плоха. Уже 2 года назад в составе 3 отдела ГУЭП МВД России создано "Отделение по борьбе с хищениями денежных средств,
совершаемых с использованием электронных средств доступа". Вслед за этим в С-Петербурге, Москве и нескольких других крупных городах созданы отделы (отделения) аналогичной направленности.
В сентябре 1997г. в Академии МВД России прошел семинар по компьютерным преступлениям и правам на интеллектуальную собственность. В течение пяти дней шесть агентов ФБР обучали отечественных специалистов проведению расследования в области компьютерных правонарушений.
Названия основных тем лекций звучали завораживающе: "Использование компьютеров в преступлениях", "Роль прокурора в расследовании компьютерных преступлений", "Законы о компьютерных преступлениях", "Случаи вторжения в компьютер", "Видео-компьютерные преступления". Но реальное наполнение лекций оказалось излишне обобщенным. В чем преуспели американские коллеги - так это в разработке законодательной базы.
Информация о работе Понятие и признаки преступления по уголовному праву России