Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:43, контрольная работа
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы выделен в главе 8 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.
1.
Понятие и особенности
прокурорского надзора
за соблюдением законности
в местах лишения свободы
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы выделен в главе 8 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.
Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях на территории Республики Беларусь.
Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию [2, ст. 64].
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях координирует деятельность администрации этих учреждений, военных прокуроров по борьбе с преступлениями в указанных учреждениях, а также принимает участие в координационных мероприятиях, проводимых территориальными органами прокуратуры.
Территориальные прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях, взаимодействуют с территориальными и военными прокурорами путем планирования и совместного проведения с ними мероприятий по укреплению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
Основными направлениями деятельности прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются:
надзор
за исполнением уголовно-
надзор
за исполнением требований закона о
приеме, регистрации и разрешении
заявлений и сообщений о
выезды на чрезвычайные происшествия в учреждениях уголовно-исполнительной системы для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, привлечения виновных к ответственности;
производство
предварительного следствия по отнесенным
законом к подследственности
следователей прокуратуры делам
о преступлениях, совершенных в
учреждениях уголовно-
руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел;
надзор
за исполнением законов при
участие при рассмотрении в судах первой инстанции направленных прокуратурой уголовных и гражданских дел, а также при рассмотрении в судах дел об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и при разрешении судом других вопросов, связанных с исполнением приговоров;
надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;
изучение причин рецидивной преступности с использованием проводимых администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течение года после освобождения от отбывания наказания из указанных учреждений, и принятие мер к их устранению;
надзор за точным применением в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в виде лишения свободы, актов амнистии;
надзор за законностью издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений.
В
Генеральной прокуратуре
Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки в этих местах прокурору целесообразно определить конкретные цели проверки, продолжительность проверки, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.
При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:
законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях;
законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;
соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
законность
оперативно-розыскной
обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;
законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;
состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях, арестных домах;
соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве неотложных следственных действий;
соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
соблюдение администрацией исправительных учреждений требований законодательства об обращениях граждан;
законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;
выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных [8, с. 89-90], [10, с. 287-288].
Проверку прокурор, как правило, начинает с предварительной беседы с начальником учреждения и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения (журнал учета и информации для оперативных дежурных; книгу замечаний и предложений по недостаткам в деятельности администраций; журнал рапортов приема-сдачи дежурств; журнал учета рапортов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания; приказы, распоряжения, постановления администрации и др.), с которыми в последующем знакомится.
Исходя из целей проверки, прокурор может ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбужденными уголовными делами и производстве по ним неотложных следственных действий и другими документами.
Прокурор производит, как правило, в присутствии начальника учреждения и начальника медсанчасти (а в необходимых случаях и других должностных лиц) обход всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных объектов. Обход объектов и территорий, который может производиться как в присутствии представителей администрации, так и прокурором наедине, сопровождается опросом осужденных об их жалобах и заявлениях.
Круг вопросов, выясняемых прокурором при обходе, зависит от конкретного объекта. Так, например, в процессе обхода жилых помещений прокурор обращает внимание на обеспеченность осужденных нормой жилой площади, вещевым довольствием, индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями; при посещении столовой и кухни прокурор выясняет, как обеспечиваются осужденные питанием, выдается ли осужденным положенное по норме довольствие и т.д.
При опросе осужденных прокурор выясняет: соблюдаются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности; предоставляются ли им, как часто, с кем свидания; предоставляется ли им право на телефонные разговоры, с кем и как часто; предоставляются ли им прогулки, когда и сколько времени отводится на них; предоставляются ли им другие предусмотренные законом права и выясняются другие вопросы, относящиеся к предмету прокурорского надзора [9, с. 211].
Во время обхода прокурор записывает данные о личности тех, кто желает прийти к нему на личный прием.
После обхода территории и объектов прокурор принимает осужденных, записавшихся к нему наличный прием, рассматривает и по возможности разрешает жалобы, принятые им от осужденных как во время обхода, так и в процессе личного приема. При необходимости прокурор истребует от администрации объяснения.
В
последующем прокурор анализирует
полученную информацию и принимает необходимые
меры.
Задание 2.
Проверяя законность содержания заключенных в следственном изоляторе, прокурор обнаружил, что обвиняемый Иванов водворен в карцер на трое суток за то, что отказался давать показания следователю.
Обсудите
правильность действий администрации,
следственного изолятора. Составьте необходимый
акт прокурорского реагирования.
В соответствии со ст. 35 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 N 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» лица, содержащиеся под стражей, могут быть водворены в карцер или одиночную камеру на гауптвахте за:
ограничение в правах и действиях, унижение и оскорбление лиц, содержащихся под стражей;
нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц;
неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за их оскорбление;
неоднократное нарушение мер изоляции;
хранение, использование предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;
участие в азартных играх.
Следует
отметить, что такое основание как «отказ
давать показания следователю» не предусматривается
законом и помещение лица в карцер по данному
основанию является нарушением закона.
Выявив
данные факты прокурор должен принять
решение о вынесении Предписания об устранении
нарушения закона в отношении действий
администрации следственного изолятора,
т.к. последней допущены нарушения законодательства,
которые носят явный характер и причинили
существенный вред правам и законным интересам
гражданина.
« » 04.2005 № 7- 6д -2010 Начальнику
следственного изолятора
Кастусю Л.Л.