Понятие и особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы выделен в главе 8 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

Работа содержит 1 файл

Прок надзор.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

1. Понятие и особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы  

     Надзор  за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы выделен в главе 8 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

     Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание.

     Осужденные  к лишению свободы отбывают наказание  в исправительных учреждениях на территории Республики Беларусь.

     Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют  функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию [2, ст. 64].

     Прокурор  по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях координирует деятельность администрации этих учреждений, военных прокуроров по борьбе с преступлениями в указанных учреждениях, а также принимает участие в координационных мероприятиях, проводимых территориальными органами прокуратуры.

     Территориальные прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях, взаимодействуют с территориальными и военными прокурорами путем планирования и совместного проведения с ними мероприятий по укреплению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

     Основными направлениями деятельности прокурора  по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях являются:

     надзор  за исполнением уголовно-исполнительного  и иного законодательства в учреждениях  уголовно-исполнительной системы, находящихся на территориях;

     надзор  за исполнением требований закона о  приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных  или готовящихся преступлениях  в указанных учреждениях, своевременном  возбуждении уголовных дел и  принятии мер по каждому случаю нарушения законности;

     выезды  на чрезвычайные происшествия в учреждениях  уголовно-исполнительной системы для  проверки обстоятельств, выяснения  и устранения причин и условий, вызвавших  происшествия, привлечения виновных к ответственности;

     производство  предварительного следствия по отнесенным законом к подследственности  следователей прокуратуры делам  о преступлениях, совершенных в  учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденными, сотрудниками этих учреждений;

     руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел;

     надзор  за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия  следователями других органов по делам о преступлениях, совершенных  в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

     участие при рассмотрении в судах первой инстанции направленных прокуратурой уголовных и гражданских дел, а также при рассмотрении в  судах дел об условно-досрочном  освобождении от наказания, замене неотбытой  части наказания более мягким видом наказания и при разрешении судом других вопросов, связанных с исполнением приговоров;

     надзор  за законностью судебных постановлений  по делам и материалам, направленным ими в суд;

     изучение  причин рецидивной преступности с использованием проводимых администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течение года после освобождения от отбывания наказания из указанных учреждений, и принятие мер к их устранению;

     надзор  за точным применением в учреждениях  и органах, исполняющих уголовные наказания, в виде лишения свободы, актов амнистии;

     надзор  за законностью издаваемых администрациями  учреждений и органов, исполняющих  уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений.

     В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь имеется отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

     Надзор  за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки в этих местах прокурору целесообразно определить конкретные цели проверки, продолжительность проверки, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.

     При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:

     законность  нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;

     соблюдение  требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях;

     законность  и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;

     соответствие  режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;

     соблюдение  требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);

     соблюдение  требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;

     соблюдение  требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;

     законность  оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;

     обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;

     законность  и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;

     состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях, арестных домах;

     соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве неотложных следственных действий;

     соблюдение  администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;

     соблюдение  администрацией исправительных учреждений требований законодательства об обращениях граждан;

     законность  приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;

     выполнение  администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных [8, с. 89-90], [10, с. 287-288].

     Проверку  прокурор, как правило, начинает с предварительной беседы с начальником учреждения и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения (журнал учета и информации для оперативных дежурных; книгу замечаний и предложений по недостаткам в деятельности администраций; журнал рапортов приема-сдачи дежурств; журнал учета рапортов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания; приказы, распоряжения, постановления администрации и др.), с которыми в последующем знакомится.

     Исходя  из целей проверки, прокурор может  ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбужденными уголовными делами и производстве по ним неотложных следственных действий и другими документами.

     Прокурор  производит, как правило, в присутствии начальника учреждения и начальника медсанчасти (а в необходимых случаях и других должностных лиц) обход всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных объектов. Обход объектов и территорий, который может производиться как в присутствии представителей администрации, так и прокурором наедине, сопровождается опросом осужденных об их жалобах и заявлениях.

     Круг  вопросов, выясняемых прокурором при обходе, зависит от конкретного объекта. Так, например, в процессе обхода жилых помещений прокурор обращает внимание на обеспеченность осужденных нормой жилой площади, вещевым довольствием, индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями; при посещении столовой и кухни прокурор выясняет, как обеспечиваются осужденные питанием, выдается ли осужденным положенное по норме довольствие и т.д.

     При опросе осужденных прокурор выясняет: соблюдаются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности; предоставляются ли им, как часто, с кем свидания; предоставляется ли им право на телефонные разговоры, с кем и как часто; предоставляются ли им прогулки, когда и сколько времени отводится на них; предоставляются ли им другие предусмотренные законом права и выясняются другие вопросы, относящиеся к предмету прокурорского надзора [9, с. 211].

     Во  время обхода прокурор записывает данные о личности тех, кто желает прийти к нему на личный прием.

     После обхода территории и объектов прокурор принимает осужденных, записавшихся к нему наличный прием, рассматривает и по возможности разрешает жалобы, принятые им от осужденных как во время обхода, так и в процессе личного приема. При необходимости прокурор истребует от администрации объяснения.

     В последующем прокурор анализирует полученную информацию и принимает необходимые меры. 

 

      Задание 2.

     Проверяя  законность содержания заключенных  в следственном изоляторе, прокурор обнаружил, что обвиняемый Иванов водворен в карцер на трое суток за то, что отказался давать показания следователю.

     Обсудите  правильность действий администрации, следственного изолятора. Составьте необходимый акт прокурорского реагирования. 

     В соответствии со ст. 35 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 N 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» лица, содержащиеся под стражей, могут быть водворены в карцер или одиночную камеру на гауптвахте за:

     ограничение в правах и действиях, унижение и  оскорбление лиц, содержащихся под  стражей;

     нападение на сотрудников мест содержания под  стражей или иных лиц;

     неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за их оскорбление;

     неоднократное нарушение мер изоляции;

     хранение, использование предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;

     участие в азартных играх.

     Следует отметить, что такое основание как «отказ давать показания следователю» не предусматривается законом и помещение лица в карцер по данному основанию является нарушением закона. 

     Выявив данные факты прокурор должен принять решение о вынесении Предписания об устранении нарушения закона в отношении действий администрации следственного изолятора, т.к. последней допущены нарушения законодательства, которые носят явный характер и причинили существенный вред правам и законным интересам гражданина. 

«       » 04.2005 № 7- 6д -2010       Начальнику

следственного изолятора

                       Кастусю Л.Л. 

Информация о работе Понятие и особенности прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы