Понятие и общая характеристика преступлений против здоровья населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Во многих странах наркомания признана социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия).

Содержание

Введение
1. Общая правовая характеристика преступлений против здоровья населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
2. Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
2.1 Незаконное приобретение наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов
2.2 Незаконное хранение наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов
2.3 Незаконная перевозка наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов
2.4 Незаконное изготовление наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов
2.5 Незаконная переработка наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов
3. Незаконное производство, сбыт и нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

основняк))).doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

  1. Общая правовая характеристика преступлений против здоровья населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
  2. Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

     2.1 Незаконное приобретение наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов

     2.2  Незаконное хранение наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов

     2.3  Незаконная перевозка наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов

     2.4  Незаконное изготовление наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов

     2.5  Незаконная переработка наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов

  1. Незаконное производство, сбыт и нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
 

Заключение

Список  литературы

Приложение

     Введение 

     Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в  размерах, тревожащих всю мировую общественность. Во многих странах наркомания признана социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.

     Незаконный  оборот наркотических средств и психотропных веществ, ставший трудноразрешимой проблемой для человечества в силу огромного и невосполнимого вреда, причиняемого физическому и нравственному здоровью значительной и стремительно растущей части населения планеты, угрожающий экономическому и социальному благополучию всех стран мира, всегда был и остаётся в центре их глобального противодействия этому аномальному явлению, в том числе путём его правового регулирования.

     В Российской Федерации это регулирование  в области уголовного и административного права осуществляется специальными нормами, предусмотренными Уголовным кодексом РФ 1996 г. (далее УК РФ) и Кодексом РФ Об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) 2001 г.

       К таким нормам относятся статьи 228, 228.1, 228.2, 229, 230, 231 и 232 УК РФ, установившие ответственность за незаконные приобретение или хранение без цели сбыта либо с целью сбыта, а также за незаконные изготовление, переработку, перевозку, пересылку, либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; их хищение или вымогательство; склонение к потреблению таких средств и веществ; незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

     Статьи 6.8, 6.9, 20.20, 20.22 КоАП РФ предусматривают  административную ответственность  за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в небольших размерах, а также оборот их аналогов; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; потребление наркотических средств или психотропных веществ либо потребление иных одурманивающих веществ в общественных местах; совершение таких же деяний несовершеннолетними, влекущее за собой наложение штрафа или административный арест до 15 суток.

     Наркотические средства и психотропные вещества имеют  двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения. С другой, их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением.

     Незаконный  оборот наркотиков в России в настоящее  время принимает организованный характер. Преступные группы активно  налаживают пути беспрепятственной  доставки наркотиков не только в крупные  города и центры, но и в сельскую местность, вовлекая в процесс немедицинского потребления наркотиков молодежь. Предпринимаемые государственными силовыми структурами меры по противодействию наступлению наркотизму до сих пор не приносят желаемых результатов. Как феномен российской практики борьбы с этим злом можно отметить противодействие наркодельцам со стороны представителей «теневого бизнеса», препятствующих распространению наркотиков в целых регионах России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Общая правовая характеристика преступлений против здоровья населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

      Под преступлениями против здоровья населения  понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, сопряженные с нарушением правил, обеспечивающих здоровье населения, причиняющие здоровью населения существенный вред или создающие опасность его причинения. Видовым объектом рассматриваемых преступлений является здоровье населения. Здоровье населения – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное физическое и психическое здоровье множества не персонифицированных граждан. В ряде случаев при совершении преступлений против здоровья населения ущерб может причиняться и дополнительным объектам: при хищении наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) наряду со здоровьем вред причиняется и отношениям собственности.

      В чисто практических целях необходимо обозначить вещественное состояние  того, на что посягает преступник. Отсюда признание того, что именно указание на предмет преступления позволяет выявить объект посягательства. Элементом объекта преступления, на который непосредственно воздействует преступник в процессе преступного посягательства, является предмет.1

      Диспозиции  норм о преступлениях против здоровья населения носят бланкетный характер. Законодатель не раскрывает, в чем конкретно состоит нарушение соответствующих правил, либо не дает конкретного перечня предметов преступлений. Вследствие этого для уяснения признаков предмета и характера объективной стороны преступлений необходимо обращение к другим нормативным актам, в частности к ФЗ от 08.01.98 г. “О наркотических средствах и психотропных веществах”, раскрывающее в ст.1 понятие предмета посягательства:

    • наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;
    • психотропные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;
    • прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ – вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;
    • аналоги – это запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.2

      Закон “О наркотических средствах и  психотропных веществах” и ст. 2281 УК РФ передают практически всю сферу заявленного регулирования Правительству РФ и ведомствам, предусматривая принятие более 40 подзаконных актов. Согласно ст. 2, перечень наркотических средств, а также изменения и дополнения этого перечня утверждаются Правительством РФ. Такой порядок не соответствует ч.3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ФЗ.3

      Именуясь  законом о наркотиках, закон о  том, что такое наркотики, ничего не говорит, отдавая решение Правительству РФ, составляющему такой перечень без гласного обсуждения, в обстановке закрытости. К человеку, подвергающемуся уголовному преследованию, применяется уже не закон, а перечень. Каждого могут подвергнуть наказанию на том только основании, что то или иное вещество будет включено в этот перечень неконституционным путем.

      Существующая  в настоящее время система  признания средств и веществ наркотическими или психотропными позволяет установить контроль, в том числе и над аналогами этих средств (веществ). По смыслу постановления Правительства РФ “Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации” изомеры перечисленных в списках наркотических средств и психотропных веществ (если таковые определенно не исключены) в тех случаях, когда существование таких изомеров возможно в рамках данного химического обозначения, эфиры сложные и простые перечисленных в списках наркотических средств и психотропных веществ, соли перечисленных в списках наркотических средств и психотропных веществ, если существование таких солей возможно, отнесены к аналогам наркотических средств или психотропных веществ. Размеры средних разовых доз аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют размерам приведенных в перечне средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ.

      К числу наркотических средств  или психотропных веществ относятся  также препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ). В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них. Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ.

      Диспозиция  ст. 2281 УК РФ построена таким образом, что предусматривает три альтернативных состава преступления, различающиеся по объективной стороне.

      Единая  конвенция 1961 г. содержит Списки I-IV, включающие в себя перечень наркотических средств, в том числе препараты, находящиеся  под международным контролем. Конвенция 1971 г. – Списки I-IV, включающие перечень психотропных веществ. Конвенция 1988 г. содержит Таблицы I и II, часто используемые при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ и поэтому нуждающиеся в международном контроле. Однако государственный суверенитет предполагает, что международные обязательства выполняются путем принятия нормы национального законодательства. На территории России право признания того или иного вещества наркотическим, психотропным или их аналогами предоставлено Правительству РФ.4

      В настоящий момент на территории страны установлены следующие списки: список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список I); список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список II); список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список III); список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список IV).

    В развитии темы дипломной работы рассмотрим объективную сторону составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 228, 2281, 2282 УК РФ.

    Объективная сторона  преступления, предусмотренного ст.228 УКРФ  состоит в незаконном приобретении, хранении, перевозке, изготовлении, переработке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере (ч. 1 ст. 228). Состав относится к числу формальных. Для привлечения к уголовной ответственности достаточно самого факта совершения одного из перечисленных деяний.

    Незаконным  приобретением является их покупка, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы, в дар, в уплату долга, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков неохраняемых посевов наркосодержащих растений после завершения уборки и т. п. Приобретение образует оконченный состав преступления с момента перехода наркотических средств и психотропных веществ в фактическое обладание субъекта.

Информация о работе Понятие и общая характеристика преступлений против здоровья населения