Получение взятки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы мы выделим поиск решения проблемы взяточничества, рассмотрев как законодательные, так и социальные пути. Для этого решим следующие задачи:

- проведем анализ существующего на данный момент антикоррупционного законодательства

- выявим исторические предпосылки возникновения взяточничества на Руси

- оценим существующее в России положение на данный момент

- предложим свои пути решения

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 135.56 Кб (Скачать)

     Введение

     Взятка была и, видимо, будет существовать всегда, пока существует машина государства. Даже в Советском союзе с его жестким партийным контролем она присутствовала. Но если ранее объемы взяток заключались в бутылках хорошего коньяка или в каком-либо другом дефицитном товаре, то теперь масштабы совершенно иные.

     В большей части тех не многих дошедших до суда коррупционных дел речь в основном идет о миллионах долларов. Поэтому резонно звучит вопрос: мешает ли мздоимство социальному развитию и экономическому росту страны?

     В последние годы идет вторая  за постсоветский период  волна коррупции. Во время первой (середина 90-х) представители финансовой элиты, так называемые олигархи, успешно диктовали высшим эшелонам власти «правильные» направления законодательной и исполнительной политики. Во время экономического кризиса 1998-1999 гг. власть отдалила олигархов от принятия решений, что позволило российской экономике сделать рывок вперед и создало на рынке здоровую конкуренцию.

     В настоящее время широкий размах приобрела коррупция «традиционная». Множество компаний на современном рынке пользуются огромными преимуществами, по сравнению с остальными благодаря особым отношениям с чиновниками, включая  правоохранительные органы и местные муниципалитеты. С развитием акционерных обществ, все чаще родственники чиновников становятся владельцами внушительных пакетов акций в обмен на особое отношение государственных органов. Пользуясь столь ощутимыми преимуществами, они расправляются с конкурентами и подминают под себя основную часть своей ячейки рынка. Поэтому можно сказать, что взяточничество, приобретая массовый характер, серьезно сдерживает развитие экономики в целом и в особенности малого и среднего бизнеса.

     Вызывает тревогу так же укрепление госкомпаний и создание госкорпораций. Какими бы благими намерениями ни объяснялось их появление, совершенно очевидно, что госкорпорации создаются и насыщаются гигантскими государственными деньгами в интересах конкретных групп во властной элите. Сегодня именно государственные компании уже играют ключевую роль во всех значимых сферах экономики - «Газпром», Роснефть, Рособоронэкспорт, «Аэрофлот», Сбербанк, ВТБ, ОАО «РЖД» и так далее. Увеличивается государственный контроль над бизнесом и на «низовом» уровне.

     Самым же серьезным является то, что, если в девяностые взятка неслась по инициативе несущего, то в настоящее время сами госслужащие своими действиями или бездействиями провоцируют на подношения, а в ряде случаев процедуры и нормативные документы изначально ориентированы на создание условий для мздоимства. Данный факт наводит на мысль о том, что законодатель вместо создания мощной антикоррупционной базы создает тепличные условия для взяточничества.

     Основной целью данной работы мы выделим поиск решения проблемы взяточничества, рассмотрев как законодательные, так и социальные пути. Для этого решим следующие задачи:

     - проведем анализ существующего на данный момент антикоррупционного законодательства

     - выявим исторические предпосылки возникновения взяточничества на Руси

     - оценим существующее в России положение на данный момент 

     - предложим свои пути решения 
 
 
 
 

1. Уголовно-правовой анализ получения взятки

     1.1. Понятие получения взятки.

     Получение взятки - наиболее характерное и опасное преступление, пожалуй, во всей главе 30 УК, так как является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

     Уголовный кодекс РФ определяет понятие получения взятки как получение денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

     То есть должностные лица, берущие взятки, используя свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности в предмет купли-продажи. 

     1.2. Статья 290 УК РФ. Получение взятки. 

     1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

     наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

     2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) -

     наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

     3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

     наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

     4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

     а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

     б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

     в) с вымогательством взятки;

     г) в крупном размере, -

     наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

     Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.1 

     1.3. Объект преступления

     Родовым объектом получения взятки являются общественные отношения возникающие в сфере государственной власти

     Видовым объектом преступления являются общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

     непосредственный объект, на который посягает получение взятки - это нормальная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

     Предметом преступления являются- деньги, ценные бумаги или иные материальные ценности получаемые взяточником.  

     1.4. Объективная сторона преступления

     Объективная сторона получения взятки заключается в получении денег, ценных бумаг или иных материальных ценностей лично или через посредника.

     Под получением взятки лично следует понимать ее фактическое принятие не только самим должностным лицом, но и его родными или близкими с его согласия или при отсутствии его возражений2.

     Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не из рук взяткодателя, а от лица, которое выступает в роли передаточного звена между взяткодателем и взяткополучателем. Смысл использования посредника состоит в том, чтобы затруднить выявление факта взяточничества.

     Само по себе получение должностным лицом имущественной выгоды ещё не означает получения взятки. Необходимым признаком этого преступления является обусловленность взятки последующими действиями должностного лица. Это значит, что взяткодатель не просто вручает должностному лицу подарок, а передает материальные ценности либо предоставляет услугу имущественного характера за то, что должностное лицо совершит (или не совершит) в его пользу ответные действия. Закон предусматривает четыре формы желательного для взяткодателя поведения должностного лица в ответ на передачу ему взятки - она вручается под условием, что за взятку должностное лицо совершит в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), которые: а) входят в служебные полномочия должностного лица; б) не входят в его служебные полномочия, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения; в) выражают общее покровительство взяткодателю со стороны должностного лица; г) означают попустительство взяткодателю по службе со стороны должностного лица.

     Под совершением действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, следует понимать совершение или воздержание от совершения в интересах взяткодателя действий, которые определяются рамками служебной компетенции должностного лица, и которые оно должно было или могло совершить по службе.

     Способствование виновным благодаря своему должностному положению совершению желательных для взяткодателя действий, которые не входят в круг его служебных полномочий, означает использование значимости и авторитета занимаемой взяткополучателем должности, его начальственного положения по отношению к лицам, в непосредственном ведении которых находится интересующий взяткодателя вопрос, а также служебных отношений с другими должностными лицами. В данном случае взяткодатель использует не свои служебные полномочия, а свое служебное положение, понимаемое в широком смысле. Однако нужно иметь в виду, что использование лицом не служебных, а личных отношений с должностными лицами, полномочными решать нужный вопрос, не означает использования служебного положения.

     Третий вариант желательного для взяткодателя поведения должностного лица заключается в общем покровительстве по отношению к взяткодателю. Между тем Пленум Верховного Суда РФ необоснованно сузил эту форму, толкуя ее как общее покровительство по службе и понимая под ним незаслуженные поощрения, необоснованное продвижение по службе, совершение иных покровительственных действий в отношении подчиненного, не вызываемых необходимостью3. В литературе такая позиция Верховного Суда подвергается заслуженной критике со стороны ученых, справедливо подчеркивающих, что наличие отношений служебной подчиненности между взяткодателем и взяткополучателем в соответствии с законом необходимо только для попустительства. Общее же покровительство как форма поведения должностного лица, может иметь место не только в сфере контроля за работой подчиненных. Оно может оказываться и иным лицам, не находящимся в служебной зависимости от виновного, в отношении которых он наделен распорядительными полномочиями (например, глава администрации района оказывает общее покровительство отдельным предпринимателям)». Ограничительное толкование Верховным Судом РФ общего покровительства, оказываемого за взятку, не основано на законе. Поэтому в судебной практике имеют место случаи признания общего покровительства вне сферы отношений служебной зависимости.

     Попустительство по службе означает непринятие должностным лицом мер в отношении подчиненных, совершающих дисциплинарные проступки, допускающих упущения по работе и т. п.4

     Итак, необходимым признаком получения взятки является ее обусловленность определенными ответными действиями должностного лица. Это в равной мере касается как взятки-подкупа, когда она предшествует желательным для взяткодателя действиям должностного лица, так и взятки-вознаграждения, при которой взятка вручается должностному лицу после совершения им действий (бездействия) в интересах взяткодателя. Если же должностное лицо совершает по службе законные и целесообразные действия, не рассчитывая на вознаграждение от частных лиц, а затем получает от заинтересованного лица заранее не обещанную, а потому неожиданную благодарность в материальной форме, то состав получения взятки отсутствует.

     Обусловленность взятки ответными действиями взяткополучателя -- необходимое условие его уголовной ответственности. Однако сами эти действия находятся за рамками объективной стороны получения взятки, их фактического совершения не требуется для квалификации действий взяткополучателя. Если даже, получая взятку, должностное лицо реально не собиралось выполнять требование взяткодателя, состав преступления имеется. Однако в случаях, когда должностное лицо принимает вознаграждение за совершение заведомо невыполнимых для него действий, которые не входят в его компетенцию, и оно объективно не может ни совершить их, ни способствовать их совершению другим должностным лицом, деяние должно квалифицироваться не как получение взятки, а как мошенничество.

Информация о работе Получение взятки