Покушение на преступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является краткая характеризация всех стадий преступления, рассмотреть само понятие покушения на преступление, выявить его признаки, отграничить стадию покушения на преступление от стадий приготовление к преступлению, и оконченного преступления, выделить объективные и субъективные признаки покушения на преступление, раскрыть понятие добровольный отказ от преступления и на какой стадии он возможен.Для написания курсовой я опиралась в первую очередь на Уголовный кодекс РФ, Конституцию РФ, судебную практику, для более наглядного представления конкретных примеров, учебные пособия и научные труды.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 78.53 Кб (Скачать)

Необходимыми признаками добровольного отказа являются:

·   добровольность отказа от начатого преступления;

· осознание типом возможности  доведения до конца начатого преступления;

·   окончательность отказа.

Добровольность отказа означает, что данный отказ от продолжения  и доведения до конца начатого преступления обусловлен волей этого лица. Субъект сознает, что благодаря своей волевой деятельности, начатое им ранее преступление прекращается, желает этого и направляет свою волю, свои действия (либо, напротив, не совершает преступных действий) на прекращение начатой преступной деятельности.     Таким образом, отказ лица от дальнейшего продолжения и доведения им до конца начатой преступной деятельности по собственной воле характеризуется наличием у него твердой уверенности в необходимости самом) добровольно прекратить совершение начатого преступления.  Не является отказ от совершения преступления добровольным, если он был обусловлен не свободным волеизъявлением лица, а вынужденным, в силу различных обстоятельств, возникших помимо его желания и помешавших довести преступление до конца. В этил случаях налицо будет неоконченное преступление, то есть приготовление к преступлению или покушение на преступление.        Принимая решение о добровольном отказе, лицо должно осознавать возможность доведения до конца начатого преступления. Эта возможность должна существовать в сознании лица, принявшего решение о добровольном прекращении начатого совершения преступления. Поэтому, если лицо при принятии решения о добровольном отказе от совершения преступления считало, что оно могло довести его до конца, а в действительности такой возможности не было, о чем лицо не знало, то в его действиях всё равно имеется добровольный отказ.

Отказ от совершения начатых  преступных действий является вынужденным  вследствие осознания типом невозможности  продолжить преступную деятельность. Во всех подобных случаях волевая  направленность действии лица парализуется влиянием обстоятельств, которые не зависят от субъекта. В результате он оказывается в таких условиях, при которых лишен возможности  свободно продолжать преступную деятельность, так как эти препятствия не могут быть преодолены.          Формы добровольного отказа могут быть различными. Прежде всего, они зависят от характера начатой лицом преступной деятельности. Так при завершенном (оконченном) покушении добровольный отказ может и должен выражаться только в активных действиях, направленных на предотвращение возможного наступления преступного результата. Что же касается приготовления к преступлению и незавершенного (неоконченного) покушения, то здесь добровольный отказ может быть выражен и в простом воздержании от продолжения совершения начатых преступных действий либо бездействия.          Из содержания статьи 31 УК РФ вытекает, что основанием исключения уголовной ответственности липа при его добровольном отказе является отсутствие в действиях данного лица признаков состава преступления, приготовления и покушения. Это определяется тем, что не только действия, совершать которые лицо прекратило по своей воле, но и сами они перестали быть общественно опасными. А поскольку совершенное лицом деяние не является общественно опасным, то оно не может быть признано и преступным.

Вывод.

В выводе хотелось бы сказать, что так как и приготовление, и покушение на преступление и добровольный отказ входят в систему стадий совершения уголовных правонарушений, то помимо рассмотрения признаков и характеристики приготовления, покушения на преступление и добровольного отказа, действительно необходимым является анализ тех обстоятельств, которые позволяют разграничить указанные стадии от других (оконченное преступление), что и будет сделано в данном курсовом исследовании. 
В ходе главы приводились известные мне из практики и учебной литературы, примеры. 

Объективные признаки покушения.

§ 1 Специфика объективной стороны покушения

Признаки объекта и  субъекта приготовления к преступлению и покушения на преступление нами не анализируются в связи с  тем, что по сравнению с оконченным преступлением они ничего специфичного не содержат.            Так, Н.Ф. Кузнецова выделяет три признака объективной стороны6:

    • совершение приготовительных действий (реже бездействие);

При покушении  уже начинает развиваться объективная  сторона соответствующего преступления, совершается деяние. Так, вор проникает в жилище с целью похитить чужое имущество; убийца стреляет в жертву и т.д. По этому признаку покушение отграничивается от приготовления.

    • прерванность их до начала исполнения состава преступления;

Объективная сторона  при покушении не получает полного  развития. В зависимости от конструкции  состава это может проявиться либо в неполном совершении предусмотренного законом деяния, либо в ненаступлении преступных последствий. Например, покушением на дачу взятки является попытка передать определенную сумму денег должностному лицу, но последний ее не принимает. Покушением на убийство признается производство прицельного выстрела в жертву, но причинившего ей лишь ранение. По рассматриваемому признаку покушение отличается от оконченного преступления. Установление этого отличия будет зависеть от законодательной конструкции

состава. Применительно  к преступлениям с материальным составом данное отличие заключается  в ненаступлении преступного последствия, включенного законом в объективную сторону этого преступления. Покушение на преступление с формальным составом заключается в несовершении всех действий, включенных законом в объективную сторону.

    • по не зависящим от виновного обстоятельствам.

При покушении  преступление не доводится до конца  по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Так же как и при приготовлении, эти обстоятельства могут быть различными: лицо задержано в момент вскрытия хранилища; оружие дает осечку или пуля не задела жизненно важные центры и  др. Все эти обстоятельства объединены тем, что они возникают или существуют помимо воли субъекта преступления. По этому признаку отграничивается покушение от добровольного отказа.

Подавляющее большинство  специалистов выделяют три объективных  признака покушения на преступление.

1) покушение представляет  собой действия (бездействие), которые  непосредственно направлены на  совершение преступления;            2) покушение характеризуется тем, что при его совершении преступление не получает полного завершения, не доводится до конца;             3) незавершенность преступления, то есть недоведение его до конца по обстоятельствам, не зависящим от виновного.

Придерживаясь мнения специалистов, которое практически идентично  мнению Кузнецовой можно сказать что каждый из трех названных объективных признаков покушения на преступление выполняет свою служебную роль: характеризует данную стадию и одновременно отграничивает ее от смежных понятий (приготовления, оконченного преступления, добровольного отказа).

§ 2 Разграничения между приготовлением и оконченным преступлением.

Как я говорила УК употребляет термины «неоконченное» и «оконченное» преступление. К числу неоконченных относятся два вида преступной  деятельности:

    • преступление, прерванное по независящим от лица обстоятельствам — приготовление к преступлению и покушение на преступление;
    • преступление, прерванное по воле деятеля. Таковым является добровольный отказ от доведения преступления до конца.

Основания и пределы уголовной  ответственности за неоконченное преступление те же, что и за оконченное, так  как в нем содержатся все признаки преступления — общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Единственным отличием от оконченного  преступления является незавершенность  действий по причинам, не зависящим  от воли виновного. На это обстоятельство специально указывает ст. 30 УК. С  объективной стороны предварительная  преступная деятельность в виде приготовления  и покушения чаще всего встречается  в преступлениях с материальным составом, при котором оконченным является деяние, повлекшее наступление  указанных в законе последствий.    По формальным составам, где наказание устанавливается за само общественно опасное деяние, стадия покушения, как правило, невозможна. Исключением являются такие преступления, объективная сторона которых может выполняться в течение определенного времени. Например, посылка по почте клеветнического письма по месту преступления потерпевшего, которое не было доставлено по причинам, не зависящим от воли виновного.  Стадия приготовления возможна как по материальным, так и по формальным составам.          По усеченным составам, где момент окончания преступления перенесен на стадию приготовления, предварительная преступная деятельность исключена. Организация вооруженных банд, например, будет оконченным преступлением в момент самих организаторских действий.  Приготовление к преступлению состоит в совершении различных действий: приискании, изготовлении или приспособлении лицом средств или орудий, приискании соучастников преступления, иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.     Следует иметь в виду субъективную ориентацию виновного. Ведь само по себе приобретение, изготовление либо приспособление орудий и средств может оказаться безразличным для уголовного закона. Лишь связав воедино действия виновного с его намерением совершить преступление, можно говорить о наличии или отсутствии стадии приготовления к нему. Более того, необходимо учесть, что приготовленным к преступлению орудием (средством) может быть назван только предмет, приведенный в такой вид и поставленный в такие условия, при которых он действительно может служить средством выполнения задуманного.    В качестве самостоятельных приготовительных действий в УК названы приискание соучастников преступления либо сговор на совершение преступления. Первый вид приготовительных действий характерен в большей мере для организатора преступления. Он состоит в завязывании либо возобновлении знакомств с потенциальными соучастниками, побуждении их к участию в конкретном преступлении, обсуждении роли каждого и так далее. Приискание соучастников как вид приготовления наказуем лишь в тех случаях, когда организаторская деятельность направлена на совершение конкретных тяжких или особо тяжких преступлений.            В Особенной части УК предусматривается, кроме того, ответственность за такую же деятельность как за оконченное преступление (например, вербовка наемников — ст. 359 УК, планирование и подготовка агрессивной войны — ст. 353 УК, создание устойчивой вооруженной группы (банды) — ст.209 УК и т.д.). В этих случаях, имея в виду чрезвычайно высокую общественную опасность организаторской деятельности, законодатель переносит окончание преступления на стадию приготовления и конструирует как усеченные составы.      Сговор на совершение преступления предполагает, что два и более лица, достигших возраста уголовной ответственности, договариваются совместно совершить одно или несколько преступлений. Сговор касается преступления в целом, а не отдельных его деталей по сокрытию, допустим, следов преступления, транспортировки и сбыта похищенного и т.п. Признаками, позволяющими отнести сговор к приготовлению, можно назвать: 1) цели объединения двух и более лиц — для совершения одного или нескольких преступлений, отнесенных законодателем к тяжким или особо тяжким; 2) сговор должен состоятся до начала выполнения объективной стороны; 3) подготовительная преступная деятельность прервана помимо воли виновных.           Иное умышленное создание условий для совершения преступления может выражаться в самых разнообразных действиях, не подпадающих под определение приискания, приспособления.     Приготовление иногда может содержать оконченный состав другого преступления. В этом случае действия виновного необходимо квалифицировать раздельно: за это оконченное преступление и за приготовление к другому преступлению. Например, если приготовление к умышленному убийству выразилось в похищении огнестрельного оружия, то лицо подлежит ответственности по ст. 226 УК — за хищение оружия и ст. 30 и ст. 105 — за приготовление к убийству.      Таким образом, действия считаются приготовлением к преступлению при наличии трех взаимосвязанных условий: 1) они были направлены на совершение тяжких или особо тяжких преступлений и создавали возможность причинения вреда объекту уголовно-правовой охраны; 2) виновный ограничился только приготовительными действиями и не приступал к действительному осуществлению задуманного, ибо в противном случае он будет отвечать за покушение или за оконченное преступление; 3) приготовление должно быть остановлено по причинам, не зависящим от воли виновного. Если же лицо, совершившее приготовительные действия, по собственной воле не доводит преступление до конца, то оно наказывается лишь в том случае, если в уже совершенных им действиях содержится состав другого преступления.

Вывод.

Итак объективная сторона покушения на преступление характеризуется следующими моментами.

1). В отличие от приготовления  к преступлению при покушении  субъект оказывает непосредственное воздействие на объект совершаемого преступления.

2). В отличие от приготовления  к преступлению при покушении  лицо совершает действие (бездействие), непосредственно направленное на совершение преступления. Это означает, что оно начинает или продолжает выполнение объективной стороны задуманного преступления.   Совершенное лицом деяние признавалось покушением на преступление тогда, когда оно (деяние) «входило в состав законных признаков данного преступления». Поэтому, чтобы отграничить покушение на преступление от приготовления к нему, необходимо установить, является ли совершенное деяние частью объективной стороны готовящегося или совершаемого преступления.

 

Субъективные  признаки покушения.

§ 1 Характеристика субъективных признаков покушения

В характеристике объективной  стороны покушения я привела мнение Кузнецовой. Так последняя один признак субъективной стороны приготовления к преступлению, это прямой умысел на совершение тяжких и особо тяжких преступлений7.         Но существует спорное мнение со стороны Г.В. Назаренко. Он к  субъективным признакам приготовления к преступлению относит 1) прямой умысел; 2) осознание невозможности довести преступление до конца по не зависящим от действующего лица обстоятельствам8. Однако и эти признаки не являются наверняка точными для нашей правоприменительной базы. Но из названного можно выделить следующее. Субъективные признаки покушения характеризуются виной в виде прямого умысла. Субъект сознает, что выполняет конкретные действия, направленные на совершение преступления и достижение преступного последствия, и желает совершить эти действия либо причинить преступное последствие.     Направленность умысла лица и конструкция конкретного состава преступления позволяют отграничить покушение от оконченного преступления. Например, причинение тяжкого вреда здоровью, при наличии умысла на лишение жизни потерпевшего, квалифицируется как покушение на убийство, а не как причинение вреда здоровью определенной тяжести.  Обратимся к  Пленуму Верховного Суда РФ. В п. 6 Постановления от 27 декабря 2002 г. "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" подчеркнуто: "Кража и грабеж считаются оконченными, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом). Разбой считается оконченным с момента нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.9         Из этого разъяснения следует, в частности, что нанесение потерпевшему побоев, не повлекших расстройства здоровья, при попытке отнять принадлежащее ему имущество квалифицируется как покушение на грабеж.

 

§ 2 Особенности интеллектуального и волевого момента.

Психологический критерий состоит  из интеллектуального и волевого моментов. Интеллектуальный момент — это такое состояние интеллекта на момент совершения общественно опасного деяния, когда лицо не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего действия или бездействия. Волевой момент — это такое состояние воли на момент совершения деяния, когда лицо не могло в полной мере руководить им. Закон обращает внимание, что имеет место не полное отсутствие возможности осознавать деяние и руководить им, а лишь определенная степень — неполная мера. В противном случае речь уже пойдет о невменяемости.

Вывод.

Субъективная сторона покушения на преступление характеризуется только прямым умыслом. Так же как и приготовление, оно представляет собой этап целенаправленной деятельности. Субъект осознает, что он совершает деяние, входящее в объективную сторону конкретного преступления, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (при материальных составах) и желает довести преступление до конца (или желает наступления преступных последствий — при материальных составах).

Оконченное  и неоконченное преступление.

§ 1 Понятие оконченного и неоконченного преступления.    Согласно ст. 14 Уголовного кодекса РФ преступлением признается виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Предусмотренные в нормах Особенной части Уголовного кодекса РФ составы преступлений формулируются, как оконченные криминальные деяния. Однако в реальной жизни и практике преступления не всегда доводятся до конца, по определённым обстоятельствам, прерываясь на более ранних стадиях развития преступления.           Стадии развития преступления - это определённые в законе этапы подготовки и непосредственного осуществления преступления (этапы развития преступной деятельности). Этапы подготовки и реализации умышленного преступления согласно Уголовному кодексу РФ четко различаются между собой по характеру выполнения действий и времени прекращения посягательства. Выделяют следующие стадии развития преступления:10   1 этап – приготовление к преступлению;2 этап – покушение на преступление;3 этап – оконченное преступление.

Оконченное преступление – это совершенные лицом деяния, содержащие все признаки состава  преступления, предусмотренного конкретной нормой Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Неоконченное преступление – это действия лица, направленные непосредственно на совершение преступления, но прерванные по определённым причинам.

Информация о работе Покушение на преступление