Похищение человека и его отличие от захвата заложника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятий, признаков составов изучаемых преступлений, выявление схожих и различных черт общественных отношений, связанных с совершением каждого из изучаемых деяний.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение (внимательное чтение и восприятие) учебной и научной литературы;
2. Анализ учебного и научного материала по изучаемому вопросу;

Работа содержит 1 файл

курсоваяz.docx

— 48.12 Кб (Скачать)

 

    1. Субъективные признаки состава преступления «захват заложника»

 

     Субъектом захвата заложника является вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнеого возраста. По мнению ряда ученых8, произошло неоправданное снижение возраста уголовной ответственности за захват заложника с 16 до 14 лет. Указание на повышенную общественную опасность захвата заложника вряд ли является весомым аргументом для снижения возраста уголовной ответственности. Умысел виновного при захвате заложника направлен создание обстановки страха, неуверенности у населения, чтобы таким образом оказать давление на власть, ее органы или должностных лиц с целью изменения их деятельности в интересах преступников. Вряд ли несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет могут преследовать указанные в диспозиции ст. 206 УК РФ цели. Кроме того, как показало исследование следственно-судебной практики, ни одно преступление (захват заложника) не совершено в возрасте от 14 до 16 лет.

 Исходя их этого, было бы логичным установить уголовную ответственность за захват заложника с 16 лет.

 Субъективная сторона захвата заложника характеризуется виной в форме только прямого умысла. Виновный при захвате заложника осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. Умысел виновного при захвате заложника направлен создание обстановки страха, неуверенности у населения, чтобы таким образом оказать давление на власть, ее органы или должностных лиц с целью изменения их деятельности в интересах преступников.

 Прямым умыслом применительно к захвату заложника, является осознание виновным общественной опасности своих действий и желания их совершения. Осознание виновным общественной опасности захвата заложника предполагает фактическое понимание им характера и социальной значимости тех общественных отношений, на которые он посягает, совершая преступление, понимание содержания своих действий, а также фактических обстоятельств совершенного (место, время, обстановка, орудия и средства совершения преступления и т.д.). Виновный при этом не может не осознавать и противоправности совершаемых им действий, однако это необязательно, главное - осознание именно общественной опасности.

 Желание - это воля, мобилизованная на достижение определенной цели. Совершая захват заложника, виновный желает именно совершения указанных действий, что является необходимым и достаточным для квалификации его действий по указанной статье УК РФ. Также лицо не может не желать результата своего деяния (например, получение выкупа или освобождение родственника), однако это не имеет значение для оценки его действий.

 Данное преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, что характерно для преступлений в формальным и усеченным составами, так как волевое содержание данного вида умысла закон связывает с сознательным допущением или безразличном отношении исключительно к наступлению общественно опасных последствий, входящих в объективную сторону только материальных составов.

 Субъективная сторона захвата заложников, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 206), характеризуется двойной формой вины (см. ст. 27) - прямым умыслом по отношению к действиям, указанным в ч. 1 ст. 206 УК, и неосторожностью (как в виде легкомыслия, так и небрежности) к указанным в ч. 3 ст. 206 последствиям.

 Видами неосторожности применительно к наступившим последствиям могут быть как преступное легкомыслие, так и небрежность, предусмотренные в ст. 26 УК РФ. Причем действия виновного в случае причинения смерти потерпевшему по неосторожности подпадают под признаки ч. 3 ст. 206 УК РФ только в том случае, если они непосредственно связаны с захватом заложника или его удержанием. Если же смерть наступила в результате иных действий, не связанных непосредственно с захватом или удержанием заложника, они подлежат самостоятельной оценке по ст. 109 УК РФ.

 Субъективная сторона предполагает обязательное осознание виновным обстоятельств, отягчающих данное деяние: совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору, применение насилия, опасного для жизни или здоровья, применение оружия, захват или удержание в качестве заложника несовершеннолетнего, захват или удержание в качестве заложника женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, захват или удержание в качестве заложника двух или более лиц, захват или удержание лица в качестве заложника из корыстных побуждений или по найму.

     Цель при захвате заложника выступает в качестве основного признака и выражается в выполнении или, наоборот, невыполнении со стороны конкретных адресатов определенного действия, нужного для виновного.

 Цели захвата заложников могут быть самыми различными: политическими, общеуголовными, национально-освободительными, религиозными и т.д. При этом они могут быть осознаваемыми или неосознаваемыми (скрытыми), совпадать и не совпадать с предъявленными требованиями, например в случае невозможности или нереальности их выполнения.

 К числу правомерных целей можно отнести стремление оградить себя от преступных действий, проведение реформ, строительство больниц, школ, улучшение содержания заключенных, защита права на жилище и т.д. Иногда цели могут носить и нейтральный характер, например, предоставление возможности, проживать на территории определенной страны, требования остановки разработки полезных ископаемых.

 Целью может быть обмен заложника (заложников) на других лиц. Так, группа чеченских террористов, захватившая российских милиционеров из Пермской области, потребовала обменять их на полковника Российской армии Буданова, подозреваемого в изнасиловании и убийстве чеченской девушки9.

 В качестве цели может быть освобождение лиц, находящихся под стражей или отбывающих наказание. Целью может быть изменение внутренних территориальных границ.

 Мотивы, лежащие в основе действий виновных, в этом случае, в отличие от цели, на квалификацию влияния не оказывают. Однако в случае захвата заложника по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение данное обстоятельство в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ может рассматриваться как отягчающее наказание.

 Захват или удержание лица  в качестве заложника из корыстных  побуждений или по найму является  квалифицирующим признаком данного  преступления, характеризующим его  субъективную (корыстные побуждения) и объективную (по найму) стороны.  Следует отметить, что совершение  данного преступления по найму  в отдельных случаях может  быть видовым понятием по отношению  к корыстным побуждениям, и  в этой ситуации будет характеризовать  как субъективную, так и объективную  составляющую данного преступления. При этом значительную сложность  вызывает то обстоятельство, что  обязательными признаками субъективной  стороны являются как специальная  цель, прямо указанная в диспозиции  данной нормы, так и наличие  специального мотива, которым являются корыстные побуждения. Только совокупность указанной цели и корыстного мотива позволяют квалифицировать деяние виновного по п. «з» ч. 2 ст. 206 УК. Отсутствие же последнего свидетельствует о совершении преступления, предусмотренного не квалифицированным, а общим составом данного преступления.

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТАВА  ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ПОХИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

 

     В современной  уголовно-правовой науке понятие  «похищение человека» трактуется  по-разному. Рассмотрим различные  точки зрения.

     Авторы комментариев  к УК РФ определяют похищение  человека как: «похищение человека  предполагает его захват и  перемещение в другое место  помимо воли потерпевшего. Обычно  это связано с последующим  удержанием похищенного в неволе»  (В.М. Лебедев)[8] и «похищение человека как преступное деяние включает как бы два элемента: похищение и лишение свободы, которые находятся в идеальной совокупности, поскольку похищение одновременно является и лишением свободы» (А.В. Наумов)[10].

     Д.А. Ситников  полагает, что «похищение человека - т.е. умышленные действия, направленные  на ограничение личной физической  свободы человека против его  воли, совершенные путем завладения (захвата) его в месте постоянного  или временного пребывания и  перемещения, сопряженного с последующим  удержанием в ином месте»[13].

     Нередко в  литературе встречается понимание  похищения человека только лишь  как «противоправное перемещение  потерпевшего против его воли»  или более полно согласно мнения  И.Я. Козаченко: «похищение человека  по своей сути представляет  собой любые действия, сопряженные  с перемещением потерпевшего из одного постоянного или временного места нахождения в другое вопреки или помимо его воли»[14].

     Определенное  понятие похищения человека выработалось  и в судебной практике: по смыслу  закона под похищением человека  понимаются противоправные умышленные  действия, сопряженные с тайным  или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением с  места его постоянного или  временного проживания с последующим  удержанием против его воли  в другом месте.

     Итак, сформулируем  понятие похищения человека: это общественно-опасные умышленные действия, сопряженные с тайным или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением с места его постоянного или временного проживания с последующим удержанием против его воли в другом месте.

 

2.1. Объективные признаки состава преступления «похищение человека»

 

     Объектом похищения  человека является его личная  свобода. При этом под ней  следует понимать не только  физическую свободу (передвижения, перемещения), но и свободу поведенческого  характера, лишенную физического принуждения. Таким образом, объектом похищения человека следует признать охраняемые уголовным законом общественные отношения, которые составляют содержание понятия свободы личности.

 В качестве дополнительных факультативных объектов при похищении человека могут выступать отношения собственности, безопасность жизни, здоровье человека и другие. Не являясь обязательными для рассматриваемого состава преступления (так как факт причинения им вреда носит альтернативный характер), они могут приобретать существенное значение при квалификации конкретного преступления.

 Потерпевшим при похищении может быть любое лицо независимо от возраста, способности осознавать по состоянию здоровья сам факт похищения, социального положения, гражданства, любых иных признаков и качеств, которые могут характеризовать человека.

 С объективной стороны похищение человека заключается в его захвате (завладении) любым способом и в ограничении личной свободы путем перемещения или водворения в какое-либо другое помещение (место) на некоторое время, где он насильственно удерживается.

 Похищение предполагает совокупность трех последовательно совершаемых действий. Это: захват, перемещение в другое место и последующее насильственное удержание потерпевшего там против его воли. Похищение может сопровождаться совершением других преступных действий - угроз, издевательств, физического и психического принуждения потерпевшего к совершению действий, которые направлены на достижение цели преступления (например, получение выкупа за освобождение, оформление документов на машину, дачу, квартиру на имя субъекта и т.д.).

 Преступление считается оконченным после совершения определенных действий, при этом надо учитывать следующие нюансы:

- во-первых, ограничение свободы  потерпевшего возникает уже в  момент его захвата и в этом  смысле имеет место временное  совпадение и захвата, и удержания,  что достаточно очевидно и  не требует какой-либо аргументации. Однако, говорить о том, что  указанное преступление считается  оконченным с момента захвата  потерпевшего было бы неточным, поскольку фактическая сторона  рассматриваемого преступления  свидетельствует об ином. Дальнейшее  перемещение человека является  обязательной частью объективной  стороны похищения человека, без  которого оно не может быть  совершено и окончено. Это понятие  - одно из ключевых моментов  рассматриваемого преступления. Как  результат, его отсутствие влечет  частичное выполнение объективной  стороны преступления и его  незавершенность.

- во-вторых, длительность перемещения  (от нескольких минут до нескольких  часов) позволяет сказать, что  понятие удержания человека, как  составной части преступления, имеет  довольно размытые границы. Потерпевший  ограничен в свободе своих  действий уже на первых стадиях  совершения преступления. Поэтому  задержание преступников в момент  перемещения похищенного позволяет  квалифицировать действия виновных  лиц по ст. 126 УК РФ как оконченное  преступление. По смыслу ст. 126 УК  РФ похищение человека предполагает  его захват и перемещение в  другое место помимо воли потерпевшего, обычно связанное с последующим  удержанием похищенного в неволе. На основании вышеизложенного  можно сказать, что похищение  человека начинается с момента  захвата и является оконченным  на стадии его перемещения[13].

Информация о работе Похищение человека и его отличие от захвата заложника