Подсудность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Подсудность является очень важным институтом в гражданском процессе, так как, принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно. Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы. В этом состоит отличие подсудности от подведомственности

Содержание

Введение.
Судебная система РФ.
Понятие и виды подведомственности в гражданском процессе.
Судебная подведомственность гражданских дел: понятие и значение.
Понятие подсудности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 42.15 Кб (Скачать)

- дела о признании  и приведении в исполнение  решений иностранных судов и  иностранных арбитражных решений  (гл. 45 ГПК РФ).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных  организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В то же время в  случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны  дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального  предпринимателя, дела, отнесенные к  специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК РФ), например дела о  несостоятельности.

Для определения, какой  суд - общей юрисдикции или арбитражный - компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью Смушкин А.Б., Суркова Т.В., Черникова О.С. Гражданский процесс: Учебное пособие. - Омега - Л. 2007. - С. 124.

Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя, а второе - путем  выяснения цели, которую преследовал  гражданин, вступая в гражданское  правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ), спор следует считать  связанным с предпринимательской  деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.

Если же у гражданина - индивидуального предпринимателя  такая цель отсутствовала, когда  он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить  возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.

Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской  и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального  предпринимателя, подведомственны  арбитражным судам.

В изъятие из этого  правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны  судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание  с организации может быть произведено  в бесспорном порядке. Вместе с тем  решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный суд (ст. 11 ГК РФ).

Дела по спорам между  государственными органами, органами местного самоуправления, а также  между ними и различными коммерческими  и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной  законом подведомственностью каждого  из судов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК РФ, ст. 29 АПК РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», административного, бюджетного и иного законодательства.

Общественные организации  и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать  лишь те споры о праве, которые  соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и  лишь при соблюдении условий, указанных  в этих актах.

Законодатель, последовательно  проводя идею расширения судебной подведомственности гражданских дел, в ГК РФ устанавливает, что даже в тех сравнительно немногочисленных случаях, когда в соответствии с  законом защита гражданских прав осуществляется в административном порядке, решение административного  органа может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11). В таких случаях вводится смешанная подведомственность.

В ст. 22 ГПК РФ определена подведомственность гражданских дел  судам, которая, кроме того, делает отсылку  к ст. 122 («Требования, по которым  выдается судебный приказ»), ст. 245 («Дела, вытекающие из публичных правоотношений») и ст. 262 («Дела, рассматриваемые судом  в порядке особого производства»).

Ст. 22 ГПК РФ устанавливает  предметную компетенцию судов общей  юрисдикции в гражданском процессе и отграничивает тем самым  их компетенцию от других органов, разрешающих  юридические дела, а также от компетенции  судов общей юрисдикции в сфере  уголовного судопроизводства и производства в этих судах по делам об административных правоотношениях.

В итоге в настоящее  время к подведомственности судов  общей юрисдикции относятся, в частности, дела:

- по спорам, возникающим  из семейных и трудовых отношений;

- по спорам, возникающим  из гражданских, кооперативных,  земельных отношений, отношений  по использованию природных ресурсов  и охране окружающей среды,  если хотя бы одной из сторон является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

- возникающие из  государственно-правовых, административно-правовых, налоговых и других отношений,  основанных на началах власти  и подчинения, если одной из  сторон является гражданин (кроме  дел, связанных с осуществлением  предпринимательской деятельности);

- об оспаривании  гражданами решений и действий (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления  и должностных лиц, нарушающих  права и свободы человека;

- об оспаривании  гражданами нормативных актов,  кроме тех, проверка конституционности  которых отнесена к исключительной  компетенции Конституционного Суда;

- об оспаривании  прокурорами в пределах своей  компетенции правовых актов, касающихся  неопределенного круга лиц и  нарушающих права и свободы  граждан;

- по спорам общественных  и религиозных организаций (объединений)  с органами государственной власти  и должностными лицами, а также  по спорам этих организаций  между собой;

- о защите деловой  репутации и возмещении морального  вреда;

- об оспаривании  отказов в регистрации средств  массовой информации и в выдаче  им лицензий, а также об оспаривании  решений об аннулировании лицензий, выданных средствам массовой  информации, о прекращении или  приостановлении деятельности средств  массовой информации;

- об оспаривании  отказов в регистрации общественных  и религиозных организаций (объединений)  и о прекращении или приостановлении  их деятельности;

- о признании незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению, организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными результатов референдумов и выборов.

Институт подведомственности юридических дел, таким образом, решает задачу разграничения компетенции  органов, наделенных правом разрешать  юридические дела.

Специалисты в области  гражданского процесса отмечают, что  понятие «подведомственность» употребляется  в различных смыслах:

- во-первых, как относимость споров о праве, нуждающихся в государственно-властном разрешении, а также иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;

- во-вторых, в качестве  правового института, т.е. совокупности  юридических норм, расположенных  в различных отраслевых нормативных  актах, содержащих ту или иную  форму защиты права;

- в-третьих, как  предметная компетенция судов  общей юрисдикции, арбитражных судов,  органов нотариата, органов по  рассмотрению и разрешению трудовых  споров и иных правовых вопросов;

- в-четвертых, как  предпосылка права на обращение  в суд.

Таким образом, определяя  подведомственность того или иного  юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия  или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие  из изложенных выше правил, а также  иные дополнительные критерии Гражданский  процесс: Учебник (2-е издание, перераб. и доп.) / под ред. М.К. Треушникова. - «Городец». 2007. - С. 176..

Правильное определение  подведомственности имеет важное значение для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда. Подведомственность дела суду общей юрисдикции является необходимой предпосылкой для рассмотрения гражданских дел. Суды достаточно часто сталкиваются с проблемой подведомственности как одной из предпосылок права на предъявление иска, наличие или отсутствие которой ведет к принятию или к отказу в принятии искового заявления.

Понятие подсудности

Один из главнейших вопросов стоящих перед судьей, принимающим  решение о возбуждении гражданского дела, -- вопрос о подсудности, то есть вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмотрению и разрешению данного дела.

Обращение к нему логически следует за рассмотрением  вопроса о подведомственности. Необходимо различать эти два понятия. Оба  они, не сливаясь, направлены на определение  полномочий данного суда на разрешение конкретного дела. Сначала судье необходимо удостовериться в том, что данное дело вообще подлежит рассмотрению в суде, а не в другом юрисдикционном органе; затем разобраться, на каком уровне судебной системы оно будет разрешаться по существу; и, наконец, какой конкретный из многочисленных однородных судов компетентен разрешить этот вопрос. Нелишне припомнить, что термин "подсудность" в процессуальном законодательстве РФ до принятия действующего ГПК охватывал собою два понятия: подведомственность и собственно подсудность. Согласно ГПК РСФСР 1964 г. институт подведомственности служит разграничению компетенции между судами (судебной системой) и другими юрисдикционными органами, а институт подсудности -- разграничению компетенции между самими судами внутри единой судебной системы. Попутно отметим, что в настоящее время в РФ самостоятельных судебных систем две: система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, и система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ.

Система судов общей  юрисдикции в настоящее время  состоит из трех уровней (звеньев): 1) районные (городские) суды; 2) суды субъектов  РФ, перечисленных в ст. 65 Конституции  РФ: суды республик, областные, краевые, городские городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; 3) Верховный Суд РФ. Военные суды гарнизонов, соединений, флотов, военных округов приравниваются соответственно к районным (городским) судам либо судам субъектов РФ.

В компетенцию судебных органов входят различные по своему характеру функции: а) рассмотрение и разрешение дела по существу -- функция  суда первой инстанции; б) проверка законности и обоснованности решений и определений  судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, -- функция суда второй инстанции; в) проверка в порядке  судебного надзора законности решений, определений, постановлений судов, вступивших в законную силу -- функция  судебного надзора; г) функция по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу. Иногда один и тот же суд выполняет различные функции.

При определении  же подсудности подразумевается  компетенция судебных органов как  судов первой инстанции. Подсудность, таким образом, имеет целью разграничение  компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов  РФ является их право разрешать гражданские  дела в качестве суда первой инстанции.

Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к  его компетенции.

Можно различать  подсудность судебного органа и  подсудность гражданского дела. Определить подсудность того или иного суда -- значит выяснить круг дел, которые компетентен разрешать по существу данный суд. Определить подсудность дела -- значит выяснить, к компетенции какого из многочисленных судов первой инстанции относится разрешение данного дела. Первичное же значение имеет, конечно, установление в законе круга дел, которые отнесены к ведению того или иного суда. См. учебник «Гражданский процесс» В.А. Мусин. “Проспект” 2003.

Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

В соответствии со ст. 20 Закона о судебной системе верховный  суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного  округа в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанций, в порядке надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам.

Информация о работе Подсудность гражданских дел