Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:15, контрольная работа
Подсудность является очень важным институтом в гражданском процессе, так как, принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно. Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы. В этом состоит отличие подсудности от подведомственности
Введение.
Судебная система РФ.
Понятие и виды подведомственности в гражданском процессе.
Судебная подведомственность гражданских дел: понятие и значение.
Понятие подсудности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- дела о признании
и приведении в исполнение
решений иностранных судов и
иностранных арбитражных
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
В то же время в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК РФ), например дела о несостоятельности.
Для определения, какой суд - общей юрисдикции или арбитражный - компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью Смушкин А.Б., Суркова Т.В., Черникова О.С. Гражданский процесс: Учебное пособие. - Омега - Л. 2007. - С. 124.
Первое обстоятельство
подтверждается свидетельством о государственной
регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя, а второе - путем
выяснения цели, которую преследовал
гражданин, вступая в гражданское
правоотношение. Если им преследовалась
цель систематического получения прибыли
(п. 1 ст. 2 ГК РФ), спор следует считать
связанным с
Если же у гражданина
- индивидуального
Экономические споры,
возникающие из гражданских правоотношений
в процессе предпринимательской
и иной экономической деятельности,
между организациями, гражданами, осуществляющими
предпринимательскую
В изъятие из этого
правила некоторые гражданско-
Дела по спорам между
государственными органами, органами
местного самоуправления, а также
между ними и различными коммерческими
и некоммерческими
Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.
Законодатель, последовательно проводя идею расширения судебной подведомственности гражданских дел, в ГК РФ устанавливает, что даже в тех сравнительно немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом защита гражданских прав осуществляется в административном порядке, решение административного органа может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11). В таких случаях вводится смешанная подведомственность.
В ст. 22 ГПК РФ определена
подведомственность гражданских дел
судам, которая, кроме того, делает отсылку
к ст. 122 («Требования, по которым
выдается судебный приказ»), ст. 245 («Дела,
вытекающие из публичных правоотношений»)
и ст. 262 («Дела, рассматриваемые судом
в порядке особого
Ст. 22 ГПК РФ устанавливает предметную компетенцию судов общей юрисдикции в гражданском процессе и отграничивает тем самым их компетенцию от других органов, разрешающих юридические дела, а также от компетенции судов общей юрисдикции в сфере уголовного судопроизводства и производства в этих судах по делам об административных правоотношениях.
В итоге в настоящее время к подведомственности судов общей юрисдикции относятся, в частности, дела:
- по спорам, возникающим
из семейных и трудовых
- по спорам, возникающим
из гражданских, кооперативных,
- возникающие из
государственно-правовых, административно-правовых,
налоговых и других отношений,
основанных на началах власти
и подчинения, если одной из
сторон является гражданин (
- об оспаривании
гражданами решений и действий
(бездействия) государственных
- об оспаривании
гражданами нормативных актов,
кроме тех, проверка
- об оспаривании
прокурорами в пределах своей
компетенции правовых актов,
- по спорам общественных
и религиозных организаций (
- о защите деловой
репутации и возмещении
- об оспаривании
отказов в регистрации средств
массовой информации и в
- об оспаривании
отказов в регистрации
- о признании незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению, организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными результатов референдумов и выборов.
Институт подведомственности юридических дел, таким образом, решает задачу разграничения компетенции органов, наделенных правом разрешать юридические дела.
Специалисты в области гражданского процесса отмечают, что понятие «подведомственность» употребляется в различных смыслах:
- во-первых, как относимость споров о праве, нуждающихся в государственно-властном разрешении, а также иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;
- во-вторых, в качестве
правового института, т.е.
- в-третьих, как
предметная компетенция судов
общей юрисдикции, арбитражных судов,
органов нотариата, органов по
рассмотрению и разрешению
- в-четвертых, как
предпосылка права на
Таким образом, определяя
подведомственность того или иного
юридического дела, необходимо исходить
из содержания и характера правоотношения
(имеет ли спор экономический характер
либо нет), состава сторон, наличия
или отсутствия спора либо договора
о подведомственности между сторонами,
а также иметь в виду и исключения,
установленные законом в
Правильное определение подведомственности имеет важное значение для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда. Подведомственность дела суду общей юрисдикции является необходимой предпосылкой для рассмотрения гражданских дел. Суды достаточно часто сталкиваются с проблемой подведомственности как одной из предпосылок права на предъявление иска, наличие или отсутствие которой ведет к принятию или к отказу в принятии искового заявления.
Понятие подсудности
Один из главнейших
вопросов стоящих перед судьей, принимающим
решение о возбуждении
Обращение к нему логически следует за рассмотрением вопроса о подведомственности. Необходимо различать эти два понятия. Оба они, не сливаясь, направлены на определение полномочий данного суда на разрешение конкретного дела. Сначала судье необходимо удостовериться в том, что данное дело вообще подлежит рассмотрению в суде, а не в другом юрисдикционном органе; затем разобраться, на каком уровне судебной системы оно будет разрешаться по существу; и, наконец, какой конкретный из многочисленных однородных судов компетентен разрешить этот вопрос. Нелишне припомнить, что термин "подсудность" в процессуальном законодательстве РФ до принятия действующего ГПК охватывал собою два понятия: подведомственность и собственно подсудность. Согласно ГПК РСФСР 1964 г. институт подведомственности служит разграничению компетенции между судами (судебной системой) и другими юрисдикционными органами, а институт подсудности -- разграничению компетенции между самими судами внутри единой судебной системы. Попутно отметим, что в настоящее время в РФ самостоятельных судебных систем две: система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, и система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ.
Система судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней (звеньев): 1) районные (городские) суды; 2) суды субъектов РФ, перечисленных в ст. 65 Конституции РФ: суды республик, областные, краевые, городские городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; 3) Верховный Суд РФ. Военные суды гарнизонов, соединений, флотов, военных округов приравниваются соответственно к районным (городским) судам либо судам субъектов РФ.
В компетенцию судебных органов входят различные по своему характеру функции: а) рассмотрение и разрешение дела по существу -- функция суда первой инстанции; б) проверка законности и обоснованности решений и определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, -- функция суда второй инстанции; в) проверка в порядке судебного надзора законности решений, определений, постановлений судов, вступивших в законную силу -- функция судебного надзора; г) функция по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу. Иногда один и тот же суд выполняет различные функции.
При определении же подсудности подразумевается компетенция судебных органов как судов первой инстанции. Подсудность, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их право разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстанции.
Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.
Можно различать подсудность судебного органа и подсудность гражданского дела. Определить подсудность того или иного суда -- значит выяснить круг дел, которые компетентен разрешать по существу данный суд. Определить подсудность дела -- значит выяснить, к компетенции какого из многочисленных судов первой инстанции относится разрешение данного дела. Первичное же значение имеет, конечно, установление в законе круга дел, которые отнесены к ведению того или иного суда. См. учебник «Гражданский процесс» В.А. Мусин. “Проспект” 2003.
Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
В соответствии со ст. 20 Закона о судебной системе верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.