Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование пиратства с точки зрения его уголовно-правовой характеристики в российском законодательстве.
1. Введение………………………………………………………………...…..3
2. История пиратства и его современное состояние…………………..……5
3. Уголовно-правовая характеристика пиратства как преступления, предусмотренного ст.227 Уголовного Кодекса РФ…………………...…8
Простой вид пиратства………………………………………………………..8
Квалифицированный и особо квалифицированный вид пиратства……....16
4. Заключение………………………………………………………………..19
5. Список использованной литературы…………………………………….21
Конвенции 1958 и 1982 года предусматривают нападение на другое судно. Однако в специальной литературе была высказана точка зрения, что такое ограничение вряд ли оправдано. Так, А. И. Коробеев, ссылаясь на законодательство других стран, и в частности на законодательство США, пишет: "Морским пиратством необходимо признать как нападение с целью захвата другого судна, лиц, имущества, находящегося на его борту, так и завладение (попытку завладения) данного судна его пассажирами или членами экипажа». Позицию А. И. Коробеева разделяет и С. О. Допилка. А. А Тер - Акопов наоборот считает, что в таких случаях содеянное не может квалифицироваться как пиратство, а содеянное образует состав угона судна (ст. 211), преступления против собственности, либо иного, например, воинского преступления.
Названные международные конвенции и практика относят к пиратству также нападение с воздуха, с летательных аппаратов, выразившиеся в обстреле и бомбардировке судна. Иной точки зрения придерживается И. И. Карпец, который считает, что: «Действия преступников, уничтожающих корабль и людей, на нем находящихся, путем налета с воздуха, скорее сходны с действиями террористов[2]». К такому выводу он приходит, сравнивая указанные нападения на море с аналогичными действиями на суше, когда совершаются налеты на аэродром на земле, убийства с тем, чтобы захватить заложников и скрыться, которые квалифицируются как терроризм. Поскольку в этих случаях различно только место совершения преступления, но не цель и не характер его, постольку содеянное и следует рассматривать как терроризм.
По мнению многих исследователей, при оценке такого рода действий следует учитывать два обстоятельства: во-первых, Уголовный кодекс 1996 года, как и ранее действовавший, предусматривает в качестве преступления терроризм, для которого характерными являются цели нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти. Поэтому, если нападения с воздуха совершаются с вышеобозначенными целями, то такого рода действия следует квалифицировать как терроризм. Во-вторых, необходимо устанавливать содержание целей, которые преследуют виновные, осуществляя нападение с летательных аппаратов. В случаях, когда они соответствуют целям пиратства - завладение чужим имуществом, о чем будет сказано ниже, например, обстрел с воздуха с последующей высадкой и захватом судна, то такие общественно опасные действия следует расценивать как пиратство.
Пиратство считается оконченным с момента совершения нападения. Как и разбой, бандитизм, конструкция пиратства сформулирована по принципу усеченного состава. Оконченным преступлением будет считаться уже сам факт насильственного задержания судна, несмотря на то, что впоследствии оно может быть и отпущено, а также преследование судна, сопровождаемое применением физического или психического насилия. В связи с изложенным вызывает возражение по мотивам чрезмерно расширительного толкования, позиция А. Л. Колодкина, который считает, что «Любое неправомерное действие в открытом море, подготавливающее это нападение, а также любое неправомерное осуществление власти в открытом море, наносящее ущерб пользователю открытого моря, представляют собой акт пиратства[3]». Подготовка нападения (оборудование судна, набор экипажа, приобретение оружия, выход в район предполагаемого нападения и тому подобные действия) по прямому указанию ст. 30 УК могут расцениваться только как приготовление к пиратству. Согласно ч. 2 этой же статьи уголовная ответственность наступает за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению. По ч.1 ст. 227 УК, где описывается простой состав пиратства, наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, за совершение квалифицированного пиратства (ч. 2) - от восьми до двенадцати лет, а за особо квалифицированное (ч. 3) - от десяти до пятнадцати лет. Следовательно, в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15 простое и квалифицированное пиратство относятся к тяжким преступлениям, а особо квалифицированное - к особо тяжким, поэтому совершение соответствующих приготовительных действий подлежит уголовному наказанию.
С субъективной стороны пиратство совершается только с умышленной формой вины и более того - с прямым умыслом. Об этом свидетельствует наличие специальной цели нападения - завладение чужим имуществом. Виновное лицо сознает, что оно совершает нападение на морское или речное судно, предвидит наступление общественно-опасных последствий и желает действовать таким образом. В отличие от Конвенции 1958 года российский законодатель, указав на цель нападения, сузил пределы субъективной стороны. Согласно ст. 15 указанной Конвенции пиратство как преступление международного характера совершается с личными целями, которые в основном выражаются в корыстных побуждениях, мести или ненависти. Поэтому нападения, совершаемые не с целью завладения чужим имуществом, не могут квалифицироваться как пиратство. В таких случаях следует говорить о иных преступлениях, например, терроризме.
Субъектом пиратства является вменяемое лицо, достигшее 16 - летнего возраста. Это могут быть граждане России, иностранцы, а также лица без гражданства.
Если нападение на судно с целью завладения чужим имуществом совершено лицом, достигшим 14 лет, но моложе 16 лет, его деяние в зависимости от интенсивности примененного насилия следует квалифицировать как разбой или грабеж с насилием. В специальной литературе доминирующей является точка зрения, что субъектом пиратства не может быть лицо, представляющее какое - либо государство или, иначе говоря, судно или самолет, с которого осуществляется нападение, могут быть только частного владения. Когда же нападение осуществляется из военных либо государственных судов и кораблей, то такого рода действия нельзя квалифицировать как пиратство, поскольку по справедливому замечанию И. И. Карпеца "это слишком мягкая квалификация, не соответствующая ни характеристике содеянного, ни степени его опасности для международного общения"Мнение о том, что действия, в частности, военных судов не могут рассматриваться как действия частных лиц, а должны квалифицироваться как агрессивные действия со стороны государства, которому принадлежат совершившие нападение военные корабли, было высказано еще С. В. Молодцовым. В 1972 году Л. Н. Галенская писала: "Невозможно оспаривать противоправность нападений государственных судов и военных кораблей на суда других стран в открытом море. Однако бороться с такими действиями надо не путем подведения их под понятие пиратства..., а квалифицируя их как опаснейшее международное преступление, чреватое угрозой миру и безопасности народов[4]". Наоборот, как государственное пиратство предлагал расценивать соответствующие действия А. Л. Колодкин.
Судя по всему, правы те авторы, которые ограничивают субъектный состав только частными лицами. Во-первых, согласно ст. 16 Конвенции 1958 года и ст. 102 Конвенции 1982 года экипаж военного корабля рассматривается как пиратский только тогда, когда он поднимает мятеж, устанавливает контроль над судном и совершает нападения. Таким образом, для квалификации действий как пиратства имеет принципиальное значение тот факт, по собственной ли инициативе капитана или экипажа или же по специальному полномочию государства они действуют. Во-вторых, совершенно справедливо отмечает А. И. Коробеев, что и военные и государственные суда руководятся людьми, которые находятся на государственной службе и, следовательно, они представляют интересы государства и выполняют его волю. Пиратство же сопряжено с личными целями, в частности с корыстными. Поэтому, когда виновные лица устанавливают контроль над судном с такими целями, оно утрачивает статус государственного, и ответственность уже должна наступать не за те действия, на совершение которых лица были уполномочены государством, а за действия, совершаемые по собственной инициативе, т. е. за пиратство. Если же пиратские нападения совершаются с благословления государства, то как и любые другие акты агрессии, нападения такого рода должны влечь за собой политическую и материальную ответственность государств и уголовную ответственность непосредственных исполнителей.
Квалифицированный и особо квалифицированный вид пиратства.
Под оружием понимается огнестрельное, холодное оружие, в том числе метательное, газовое оружие (пистолеты и револьверы) и пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибром более 4,5 мм. Предметами, используемыми в качестве оружия, могут быть не являющиеся оружием в собственном смысле слова разнообразные предметы, специально приготовленные для нападения на морское или речное судно или случайно оказавшиеся у виновного во время нападения. Применение означает использование оружия или предметов для причинения вреда здоровью людей либо создание угрозы такого вреда. Этим составом преступления охватывается причинение тяжкого вреда здоровью (ч.1-3 ст. 111 УК РФ).
Законодатель не упоминает в ч. 2 ст. 227 УК боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, что следует считать пробелом закона. Вместе с тем, по своим поражающим свойствам и эффективности указанные предметы не уступают, а иногда и превосходят отдельные виды оружия.
Особо квалифицированный состав предусматривается ч. 3 ст. 227: деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Совершение преступления организованной группой. В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК, организованной группой признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Понятие устойчивости, на мой взгляд, это такое состояние гpуппы, котоpое хаpактеpизуется наличием пpочных постоянных связей между соучастниками и специфическими индивидуальными фоpмами и методами деятельности. Она находит свое выражение в таких характерных признаках, как высокая степень организованности, стабильность состава группы и ее оpганизационной структуры, наличие своеобpазных, индивидуальных по хаpактеpу фоpм и методов деятельности и их постоянстве, в сплоченности соучастников. Организованная группа может создаваться как для совершения одного, так и нескольких преступлений. В отличие от группы лиц по предварительному сговору, при совершении преступления организованной группой не имеет значения, какие конкретные функции выполняет тот или иной член группы (исполнитель, пособник и т.п.). И соисполнительство, и распределение ролей квалифицируются только по ч. 3 ст. 227 без ссылки на ст. 33 УК.
Причинение по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий. Особенностью нового УК является то обстоятельство, что причинение такого тяжкого последствия, как смерть человека, может совершаться лишь по неосторожности. Специальное указание на неосторожный характер вины вытекает из требований ч. 2 ст. 24 УК, в соответствии с которой деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК. Однако это не означает, что в такого рода случаях невозможно причинение вреда умышленно. При пиратстве нередко в качестве последствий встречается умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам. Однако, в таких случаях содеянное требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК. Необходимость такой квалификации вытекает из представления законодателя о равноценности личности и общества, как объектов уголовно - правовой охраны и, следовательно, их самостоятельного характера. К тому же названные преступления не направлены непосредственно на жизнь человека, и причинение смерти совершается постольку, поскольку виновные стремятся реализовать свои иные намерения. Законодатель учитывает особую общественную опасность умышленного убийства и предусматривает в новом УК все случаи умышленного причинения смерти, если деяние не направлено непосредственно на жизнь человека или не является обязательным признаком объективной стороны (способом), необходимость квалифицировать по совокупности со ст. 105 УК, как посягательства на жизнь человека. Причинение смерти может быть как в отношении одного, так и нескольких лиц.
Понятие "иные тяжкие последствия", как особо квалифициpованный вид пиратства, в ст. 227 УК не pаскpывается, и как оценочное понятие должно толковаться пpавопpименителем в каждом конкpетном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела.
Можно сказать, что физический вред, как разновидность тяжких последствий, включает в себя причинение одному или нескольким лицам средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Имущественные, организационные и т.п. тяжкие последствия - это причинение крупного материального ущерба, вывод из строя жизнеобеспечивающих объектов, длительные остановки работы транспорта, сеpьезное наpушение деятельности пpедпpиятий и оpганизаций, обостpение межнациональных или межгосударственных отношений и т. п.
Заключение.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой пиратства в свете уголовного законодательства РФ и международного права.
Проблема пиратства остается одним из актуальных аспектов, оказывающих влияние на торговое судоходство в определенных районах Мирового океана и даже на состояние региональной безопасности. Успешное противодействие и борьба с пиратством сегодня просто невозможны без развития регионального сотрудничества и координации усилий международного сообщества. Наиболее древние проблемы человечества оказываются и наиболее живучими. Данное обстоятельство скорее свидетельствует лишь о необходимости принятия кардинальных мер и выделении больших ресурсов с разработкой долгосрочной программы. Сегодня проблема морского пиратства становится одной из составляющих борьбы с международным терроризмом. Она уносит человеческие жизни и отрицательно влияет на развитие торговых связей. Общее удорожание морских перевозок из-за угрозы нападений отрицательно сказывается на экономических показателях производственной деятельности российского торгового флота, следовательно, и на налоговых поступлениях в российский бюджет. В Морской Доктрине Российской Федерации прямо отмечается, что "активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством" является одним из направлений деятельности государства. На самом деле Россия лишь декларирует свое участие в этой борьбе, полагая, что сегодня данная угроза для нее несущественна. Более того, она пока даже не стремится обозначить свой интерес к деятельности уже существующих международных структур по борьбе с пиратством.
По моему мнению, корни пиратства, как и терроризма на море, находятся на берегу и определяются социально-экономическими, социально-политическими процессами, происходящими в конкретных государствах. Совершение актов пиратства на море прежде всего является следствием недостаточной эффективности мер, предпринимаемых государствами в отношении этих преступлении в пределах своей сухопутной территории. Поэтому без принятия эффективных правоохранительных мер на национальном уровне данная проблема не будет решена еще долгие годы и будет «лакмусовой бумажкой», отражающей как состояние этих мер, так и социально-экономическое и социально-политическое положение в прибрежных государствах. В противном случае государства, суда которых находятся в районах с повышенной активностью пиратов, в большинстве случаев будут вынуждены осуществлять против актов пиратства защитные меры.
Информация о работе Пиратство (ст. 227 УК РФ): история и современность (уголовно-правовые аспекты)