Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование пиратства с точки зрения его уголовно-правовой характеристики в российском законодательстве.
1. Введение………………………………………………………………...…..3
2. История пиратства и его современное состояние…………………..……5
3. Уголовно-правовая характеристика пиратства как преступления, предусмотренного ст.227 Уголовного Кодекса РФ…………………...…8
Простой вид пиратства………………………………………………………..8
Квалифицированный и особо квалифицированный вид пиратства……....16
4. Заключение………………………………………………………………..19
5. Список использованной литературы…………………………………….21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Учебная дисциплина
Уголовное право
Тема:
Пиратство (ст. 227 УК РФ): история и современность
(уголовно-правовые аспекты).
Выполнила: студентка 3 курса, 341 гр.
специальности «судебная экспертиза»
Саратов, 2010
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. История пиратства и его современное состояние…………………..……5
3. Уголовно-правовая характеристика пиратства как преступления, предусмотренного ст.227 Уголовного Кодекса РФ…………………...…8
Простой вид пиратства………………………………………………………
Квалифицированный и особо квалифицированный вид пиратства……....16
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованной литературы…………………………………….21
Введение
Данная тема курсовой работы не теряет актуальности в нынешнее время.
В наш век компьютеров и лазеров морское плавание остается не менее опасным, чем много столетий назад. Современные флибустьеры совершают ежегодно сотни дерзких налетов на различные типы кораблей, курсирующих в Мировом океане. В 2006 году пираты 182 раза нападали на суда в Мировом океане и даже на реках. Пиратство представляет угрозу наиболее важным торговым морским коммуникациям в мире и создает препятствия в развитии свободной торговли вследствие неизбежного повышения страховых ставок, способствует возникновению и увеличению напряженности между прибрежными государствами. Борьба с пиратством становится международно-правовой обязанностью каждого государства.
Целью данной курсовой работы является исследование пиратства с точки зрения его уголовно-правовой характеристики в российском законодательстве.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- ознакомление с историей пиратства с точки зрения его повышенной опасности для общества;
- изучение современного состояния этого опасного явления;
- ознакомление с международными актами, регулирующими борьбу с пиратством;
- изучение пиратства с точки зрения российского уголовно-правового законодательства, т.е. характеристика признаков состава преступления: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.
Для достижения цели и решения поставленных задач в данной курсовой работе были использованы нормативно-правовые акты: Конституция РФ, как основополагающий нормативно-правовой акт, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; Уголовный кодекс РФ, также международно-правовые акты, в частности, Женевская конвенция об открытом море 1958 г. и Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г, а также иная учебная литература.
История пиратства и его современное состояние.
Пиратство (от греч. peiratés — грабитель, разбойник), морской разбой, в международном праве незаконный захват, ограбление или потопление торговых и др. гражданских судов, совершаемые в открытом море частновладельческими или государственными судами. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран.
Пиратство исторически появилось одновременно с развитием мореплавания. В Древней Греции, например, пиратство считалось одним из законных способов обогащения наравне с морской торговлей. В средние века морские пираты (особенно так называемые корсары) не только занимались разбоем, но и захватывали невольников, вели торговлю рабами, грабили приморские города и селения, требовали от них выкупов и даже собирали дань. Уже тогда в силу большого материального ущерба и человеческих жертв это деяние считалось опасным преступлением и наказывалось весьма жестоко - виновных лиц либо топили, либо вешали на рее корабля без суда и следствия.
Пиратство использовалось некоторыми государствами для борьбы за господство на море и для захвата новых земель. Так, в 17 в. Великобритании и Франция использовали пиратов (флибустьеров) для борьбы с Испанией и для колониальных захватов в Америке. С середины 17в. вплоть до 2-й половины 19в. наряду с пиратством широкое распространение в практике крупных морских держав получил узаконенный морской разбой (каперство). На протяжении длительного времени он наносил ущерб интересам государств, подрывал принцип свободы судоходства в открытом море.
Приход третьего тысячелетия не избавил человечество от такого древнего порока, как пиратство.
Нападения на морские суда наносят значительный экономический ущерб государствам, которые используют морские пути для транспортировки коммерческих грузов. Существует опасность нанесения значительного ущерба морской среде и прибрежным странам в случае нападения на суда с экологически опасными грузами.
Помимо прямого захвата и грабежа судов в море, на якорных стоянках и даже в портах существует и новое проявление пиратства – похищение доверяемых грузов с использованием ранее угнанных судов с пиратскими экипажами и фальшивыми документами на регистрацию судна и груз (так называемые «фантомные» суда). После продажи груза совершенно в другом месте, нежели порт назначения, «фантомное» судно, как правило, заново перекрашивается, переименовывается и перерегистрируется под другим флагом.
Ныне нападению подвергаются практически все виды судов – от крупнотоннажных танкеров, сухогрузов, контейнеровозов до пассажирских судов и яхт.
Отмечается возрастающая жестокость пиратов и соответствующий рост числа погибших. Так, если в 1994 г. не погиб ни один член экипажа потерпевших судов, то в начале нового века погибло свыше 200 человек.
География пиратских нападений весьма обширна. Опасными считаются прибрежные воды Южной и Средней Америки (Карибское море, воды Коста-Рики, Бразилии, Колумбии), западное и восточное побережье Африки (район Гвинейского залива и территориальные воды Нигерии, Анголы и Сомали), районы Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Самыми «пиратскими» являются побережье Индии и Шри-Ланки, зона Малаккского и Сингапурского проливов (район Филиппин, Малайзии и Индонезии), Таиландский залив и Южно-Китайское море (треугольник Гонконг–Макао–Китай). В последние годы каждый третий акт пиратства приходится на сомалийских преступников.
Многостороннего международного соглашения, в котором было бы дано общепризнанное определение пиратства и скоординированы методы борьбы с ним, не существовало до второй половины XX века. Хотя на международном уровне делалось немало попыток дать общее определение пиратства и закрепить его как преступление в договорной форме. Но каждый раз эти попытки встречали сопротивление государств, имеющих отличные интересы, прежде всего, это стремление защитить свой суверенитет, исключить неправомерные действия в отношении своих граждан в пределах морских пространств. Правовое закрепление определения пиратства имело место в основном в двусторонних международных договорах и законодательстве отдельных государств. В большинстве же прибрежных государств деяния подобного характера и поныне квалифицируются по самым различным статьям их уголовного законодательства.
Пиратство как преступление международного характера получило договорное закрепление в Конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В этих международных договорах международное сообщество подвело некоторый итог поискам общеприемлемого определения пиратства.
В современном международном праве сложились обычные нормы, согласно которым пиратские суда и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Пиратское судно может преследоваться в открытом море, а в случае сопротивления его могут потопить военные суда любого государства. Экипаж такого судна подлежит уголовному преследованию и наказанию, а само судно — конфискации по законам захватившего государства. Военные суда любого государства, если у них возникли достаточные основания подозревать, что какое-либо судно занимается морским разбоем, имеют право задержать подозреваемое судно.
Уголовно-правовая характеристика пиратства как преступления, предусмотренного ст.227 Уголовного Кодекса РФ.
Простой вид пиратства.
В российском уголовно-правовом законодательстве ответственность за пиратство предусмотрена статьей 227 Уголовного Кодекса РФ. Часть 1 определяет пиратство как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо угроз его применения.
Международно-правовое понятие пиратства охватывает любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море или в другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства против другого судна или летательного аппарата или против находящихся на их борту лиц и имущества. При этом любое водное (воздушное) судно, в том числе военное или государственное, считается пиратским, если оно предназначается лицами, имеющими над ними власть, для совершения любого из указанных действий, пока оно остается под властью этих лиц.
Понятие пиратства, содержащееся в статье Кодекса, значительно уже международно-правового.
До января 1997 года в уголовном законодательстве нашего государства отсутствовала специальная норма о пиратстве, и поэтому действия, охватываемые этим понятием, квалифицировались как грабеж, разбой, бандитизм, преступления против личности.
Высокая общественная опасность пиратства обуславливается тем, что оно причиняет серьезный материальный ущерб и подрывает принцип свободы и безопасности судоходства в открытом море и реках, дезорганизует движение морских и речных транспортных средств, имеет устойчивую тенденцию к pocтy. Особенно активно пираты действуют в южных районах Тихого океана, где нападения совершаются даже флотилиями быстроходных катеров, экипажи которых имеют автоматы, пулеметы и даже пушки. Они совершают нападения на рыболовные суда, яхты, грузовые теплоходы и пассажирские лайнеры. Практике известны случаи, когда нападениям морских разбойников подвергались океанские лайнеры, имеющие на борту по 600 и более человек экипажа и пассажиров. Россия имеет выход к трем океанам и 14 морям, а ее береговая линия превышает 100 тысяч километров. Российские суда торгового и рыбопромыслового флота осуществляют свои рейсы во всех районах Мирового океана. Поэтому не исключена возможность, что они станут объектами пиратских нападений.
Объект преступления - общественная безопасность, в частности безопасность судов, осуществляющих морские или речные перевозки. Сам факт нападения влечет за собой грубое нарушение правил судоходства и создает опасность столкновения с другими судами, их потопление, гибели людей и причинения вреда здоровью членов экипажа, пассажирам, сохранности находящимся на борту груза и материальных ценностей.
Поэтому, дополнительными объектами выступают жизнь и здоровье человека, личная, общественная и государственная собственность
В качестве предмета нападения в ст. 227 называются морское или речное судно. Ни принадлежность судна, ни его грузоподъемность на квалификацию содеянного как пиратства не влияют. В отличие от ст. 15 Женевской конвенции 1958 года и ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, где прямо оговаривается, что пиратство есть акт "направленный против какого - либо другого судна либо против лиц или имущества, находящихся на их борту, в открытом море или за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства" ст. 227 УК РФ не отражает в качестве обязательного признака местонахождение судна. По мнению многих авторов, это является пробелом закона, поскольку судно обязательно должно находиться за пределами государственной границы любого государства, в противном случае, содеянное образует состав разбоя или грабежа либо угона судна водного транспорта. Такое решение обуславливается также и положением, содержащимся в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому при коллизии норм международного и внутригосударственного права приоритет должен отдаваться нормам международного права.
Объективная сторона пиратства определена в законе как нападение на морское или речное судно, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Как представляется, понятие нападения при пиратстве следует в целом толковать, так же, как и при бандитизме. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 6 Постановления от 17 января 1997г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» указал: «Под нападением следует понимать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения». Поэтому, на мой взгляд, нападение - это создание обстановки опасного состояния, в пространственных и временных границах которого сохраняется угроза применения насилия к неопределенно широкому кругу лиц. В содержание нападения[1] включается как применение физического насилия, так и создание реальной угрозы его применения. Физическое насилие по своему характеру может выражаться в ограничении свободы передвижения, связывании, причинении вреда здоровью различной степени тяжести (легкого, среднего вреда здоровью, а также побоев) и других подобных действиях. Угроза причинения насилия выражается в запугивании потерпевшего применением физического насилия. Вместе с тем не всякое причинение вреда здоровью, совершенное на судне следует рассматривать как пиратство, а только такое, которое направлено на завладение судном или имуществом, находящимся на его борту. Причинение смерти не охватывается составом пиратства и должно квалифицироваться по совокупности со ст. 105 УК. В международной практике пиратством признают насильственный захват и задержание судна, причинение физического вреда экипажу и пассажирам, потопление судна, насильственное завладение имуществом членов экипажа и пассажиров захваченного судна, захват пассажиров в качестве заложников с целью получения выкупа за них, обстрел судна и т. п.
Информация о работе Пиратство (ст. 227 УК РФ): история и современность (уголовно-правовые аспекты)