Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:01, отчет по практике
За время прохождения практики я был ознакомлен с деятельностью органов прокуратуры, изучил делопроизводство, ознакомился с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов прокуратуры, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
Затем стала изучать поступившие мне в производство от следователя-руководителя практики уголовного дела, присутствовала при выполнении следователем отдельных процессуальных действий, усваивала тактику и методику ведения расследования по уголовным делам.
Введение
Я, Гусейнов Рауф Халыг оглы, студент 3 курса группы Ю-71, юридического факультета проходил ознакомительную практику с 21.06.2010г. по 03.07.2010г в Следственном отделе Железнодорожного района г. Хабаровска СУ СК при Прокуратуре РФ по Хабаровскому краю (г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 54).
Ознакомительная практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Она проводится в правоохранительных органах и учреждениях государственного управления. Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний полученных в процессе теоретического обучения. В ходе ознакомительной практики студенты приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в органах прокуратуры, в следствии.
Руководителем практики от института является Трофимчук Наталья Владимировна.
За время прохождения практики я был ознакомлен с деятельностью органов прокуратуры, изучил делопроизводство, ознакомился с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов прокуратуры, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
Затем стала изучать поступившие мне в производство от следователя-руководителя практики уголовного дела, присутствовала при выполнении следователем отдельных процессуальных действий, усваивала тактику и методику ведения расследования по уголовным делам.
Также в ходе практики я ознакомился с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках.
Несоблюдение, к примеру, правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
Готовил проекты отдельных поручений по нескольким уголовным делам, проекты процессуальных документов, в том числе, запросы, уведомление, рапорта, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и других экспертиз, обвинительные заключения и т.д.
1. Общее положение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
В 2007 году следственный аппарат прокуратуры был реорганизован в Следственный комитет при прокуратуре РФ. Согласно ст.20' Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:
1. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является огранном прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.
Следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.
2. Систему Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации составляют: Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ, а так же следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре РФ по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре РФ, приравненные к следственным отделам Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.
1.1. Полномочия Следственного комитета
Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
3) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство предварительного следствия по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность, а также процессуальный контроль и проверку деятельности следственных органов Следственного комитета;
4) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;
5) обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
6) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;
7) организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;
8) обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
9) организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
10) организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета;
11) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечение деятельности Следственного комитета;
12) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.
Следственный комитет в целях осуществления своих полномочий имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
2) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов системы Следственного комитета;
3) формировать и вести федеральные учеты, базы данных криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти;
4) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
5) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации нагрудные знаки и почетные грамоты Следственного комитета;
1.2. Организация деятельности Следственного комитета
1. Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РФ – Председатель следственного комитета при прокуратуре РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.
2. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ в пределах установленных штатной численности и фонда оплаты труда работников (сотрудников) Следственного комитета при прокуратуре РФ и его структурных подразделений утверждает их структуру и штатное расписание, а так же определяет полномочия структурных подразделений.
3. В Следственном комитете при прокуратуре РФ создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а так же старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.
4. Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, устанавливаемом Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.
5. В Следственном комитете при прокуратуре РФ образуется коллеги, в состав которой входят по должности Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, его первый заместитель и заместители, а так же другие работники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ. Положение о коллегии Следственного комитета при прокуратуре РФ утверждается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.
6. Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.
2. Следователь
Следователь – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом (п.41 ст. 5 УПК).
Следователи, общая численность которых составляет более 63 тыс. человек, организационно входят в состав различных ведомств.[1] Расследование наиболее тяжких и опасных преступлений возложено на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ. (п.1 ч.2 ст. 151 УПК).
Одним из важных полномочий следователя является его право самостоятельно возбуждать уголовные дела (п.1 ч.2 ст. 38 УПК). Последние годы вопрос о самостоятельности следователя при принятии подобных решений был одним из наиболее дискуссионных. По УПК РСФСР следователь наделялся таким правом, и ни в теории, ни на практике это право не подвергалось сомнению или критике. Однако УПК РФ (ст. 146 которого действовала в первоначальной редакции до 5 июня 2007г.) установил, что следователь может возбуждать уголовное дело только с согласия прокурора. Такое регулирование породило весьма серьезные проблемы. Это осложняло и задерживало оперативное принятие решений при наличии явных поводов и оснований к возбуждению уголовного дела; препятствовало производству неотложных следственных действий, затрудняло задержание подозреваемых «по горячим следам» и последующее раскрытие преступления.