Отчет по практике в отделе Дознания при ОМВД России г.Ессентуки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 10:57, отчет по практике

Описание работы

Работа дознавателя достаточно объемна и сопряжена с необходимостью оформления различной документации. При прохождении практики мною оказывалась активная помощь руководителю практики от предприятия Лещенко Э.Б в совершении различных следственных действий: присутствовал на допросах подозреваемых и свидетелей, неоднократно выезжал по поручениям дознователя за ответами на запросы в различные учреждения (наркодеспансер, психдиспансер и т. д.), участвовал в следственном действии проверка показаний на месте,выемка, набирал на компьютере различные протоколы, постановления и т.п.

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике.docx

— 54.16 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Во время прохождения  мною производственной практики которую  я проходил в отделе Дознания при  ОМВД России г.Ессентуки с 10 сентября по 7 октября 2012 года под руководством дознавателя ОД при МВД России г.Ессентуки капитана юстиции Лещенко Э.Б. Во время прохождения практики   разъяснил мне особенности деятельности дознания.  
Мною была изучена структура отдела дознания. Руководством отдела дознания занимается начальник отдела дознания и его заместители.

Руководитель производственной практики Лещенко Э.Б разъяснила мне обязанности  дознавателя во время осуществления им предварительного следствия: дознаватель обязан полно, всесторонне, объективно расследовать дело, принятое к производству; установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, собрать и проверить с этой целью все необходимые доказательства; принять меры к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений; установить и привлечь в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступления и т.д. 
Мною были изучены различные правомочия, которыми наделен дознаватель: дознаватель правомочен, вызывать и обеспечивать явки свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей, обвиняемых (подозреваемых); истребовать  документы и назначать ревизии и экспертизы; производить задержание и применять меры пресечения, а также принимать меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества. 
Свидетель-это лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний. 
Потерпевший-это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. 
Обвиняемый-это лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его, в качестве обвиняемого, вынесен обвинительный акт.  
Закон предъявляет определённые требования к лицам, назначаемым на должность дознавателя. Дознавателями могут быть граждане РФ, имеющие юридическое образование,  обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности.

Работа дознавателя достаточно объемна и сопряжена с необходимостью оформления различной документации. При прохождении практики мною оказывалась  активная помощь руководителю практики от предприятия Лещенко Э.Б в совершении различных следственных действий:  присутствовал на допросах подозреваемых и свидетелей, неоднократно выезжал по поручениям дознователя за ответами на запросы в различные учреждения (наркодеспансер, психдиспансер и т. д.), участвовал  в следственном действии проверка показаний на месте,выемка, набирал на компьютере различные протоколы, постановления и т.п.

Мною был изучен порядок  заполнения различных процессуальных документов: протокол осмотра места происшествия, протокол принятия устного заявления, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о выемки, постановления об избрании меры пресечения, протокол осмотра предметов, постановление о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств, постановление о назначении судебной экспертизы, протокол ознакомления потерпевшего с постановлением о назначении судебной экспертизы, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о приводе свидетеля, протокол задержания подозреваемого, протокол допроса подозреваемого и  т. д.  Также мною была изучена тактика проведения допросов и очных ставок.

Могу сказать, что  следует особенно обратить внимание на, постоянно возникающие, различного рода нюансы, которые дознователь должен учитывать при опросе и допросе свидетелей. К ним можно отнести: время и способ совершения преступления; место начала и окончания деяния; приметы похищенного, а также его точное наименование и стоимость; точные приметы злоумышленников, их действия и роли в процессе совершения преступления и т.д. Все вышеперечисленные квалифицирующие признаки влияют не только на квалификацию преступления, но и на весь результат расследования уголовного дела в целом. 

Во время дежурств дознавателей неоднократно выезжал  в составе оперативно-следственной группы на места совершения преступлений, где научился составлять протокол осмотра места происшествия, участвовал в опросе свидетелей и очевидцев.  
          В ходе выездов по факту совершения преступлений, было подчеркнуто большое количество различных приемов и способов, позволяющих в последствии наиболее эффективно расследовать уголовные дела.

Лещенко Э.Б мне было разъяснено, что  общая задача, стоящая перед лицом, проводящим осмотр места происшествия, заключается в установлении связи между местом происшествия и совершенным преступлением с целью установить механизм происшествия, обнаружить и зафиксировать  все  изменения   в   вещной  обстановке  места  происшествия, вызванные событием преступления. 

В процессе написания работы были использованы методы анализа, синтеза, описательный, исторический, сравнительно-правовой, системный.

Основой работы служат нормативно-правовые акты РФ, научная литература, а так  же интернет ресурс.

 

 

 

 

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДУЕМОГО ОВД

Деятельность государства  и его органов охватывает множество  сфер жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением обычного функционирования экономики, осуществление  внешней политики, создание условий  для развития культуры, науки и  образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций – таково содержание этой многообразной и многоплановой  деятельности. Центральное место  в функционировании государства  занимает выполнение задач по обеспечению  законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов  государственных и негосударственных  организаций, трудовых коллективов  и общественных объединений, борьбе с преступлениями и правонарушениями. Эти задачи и являются предметом  заботы в первую очередь государства  и его органов, о чем в той  или иной форме говорится, в различных  законодательных актах, например в  ст. 2, 45; п. «в» ст. 71; п. «б» ст. 72; п. «е» ст. 114 Конституции РФ1. Так ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта же мысль содержится в ч. 1 ст. 45 «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Именно для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности и предназначена Полиция. Полиция должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Деятельность полиции  осуществляется по следующим основным направлениям2:

1) защита личности, общества, государства от противоправных  посягательств;

2) предупреждение и пресечение  преступлений и административных  правонарушений;

3) выявление и раскрытие  преступлений, производство дознания  по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам  об административных правонарушениях,  исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка  в общественных местах;

7) обеспечение безопасности  дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и  объектов, в том числе на договорной  основе;

11) государственная защита  потерпевших, свидетелей и иных  участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих  органов, а также других защищаемых  лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической  деятельности.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входят в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно – процессуальным кодексом (далее УПК)3 РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Преступление, являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет  личности, правам и свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А это, в свою очередь, обязывает  полномочные органы государства  принять все предусмотренные  законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Предварительное расследование  подразделяется на две формы –  дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются  в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к  различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное  дело в пределах своей компетенции  при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального  законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей  деятельности.

Основные же различия заключаются  в том, что дознание и предварительное  следствие осуществляются разными  органами. В определенных случаях  дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые  различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего  дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д. Дознание в  той или иной форме по подавляющему большинству дел проводит полиция.

Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное  следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное  следствие не обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в тридцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, до 30 суток4, передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае, когда предварительное следствие по делу необязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

Дознание является вспомогательной  и упрощенной по сравнению со следствием формой осуществления досудебного  производства по уголовному делу. Оно  может осуществляться по делам о  преступлениях небольшой и средней  тяжести, перечень которых дан в  ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса. Кроме того, по письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может осуществляться и по иным преступлениям небольшой и средней тяжести. Дознание представляет собой самостоятельную форму предварительного расследования. Акты дознания имеют такое же процессуальное значение, что и акты предварительного следствия5.

Дознание производится в  течение 30 суток со дня возбуждения  уголовного дела. При необходимости  этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с  производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен  прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и  их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных  с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен  прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

В случае если уголовное  дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание  подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает  подозреваемому и разъясняет ему  права подозреваемого, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии  уведомления. В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный  акт составляется не позднее 10 суток  со дня заключения подозреваемого под  стражу. При невозможности составить  обвинительный акт в срок, подозреваемому предъявляется обвинение, после чего производство дознания продолжается либо данная мера пресечения отменяется.

Дознание может быть окончено составлением обвинительного акта или  постановлением о прекращении уголовного дела.

В обвинительном акте, который  составляется дознавателем по окончании  дознания, указываются:

- время и место его  составления;

- фамилия, инициалы и  должность лица, его составившего;

- данные о лице, привлекаемом  к уголовной ответственности;

- место и время совершения  деяния, содержащего признаки преступления, его способы, мотивы, последствия  и другие обстоятельства, имеющие  существенное значение по данному  делу;

- формулировку обвинения  с указанием пункта, части, статьи  УК;

- перечень доказательств,  которые должны быть исследованы  судом;

- данные о потерпевшем,  характере и размере причиненного  ему вреда;

- список лиц, подлежащих  вызову в суд.

С момента составления  по делу обвинительного акта подозреваемый  приобретает статус обвиняемого  и ему и его защитнику должны быть представлены для ознакомления все материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом6.

Потерпевшему, его представителю  по их ходатайству может быть предоставлено  право ознакомления с материалами  уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого  и его защитника. Обвинительный  акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами  уголовного дела направляется прокурору.

Прокурор рассматривает  поступившее уголовное дело с  обвинительным актом и в срок не более двух суток принимает по нему следующее решение: 1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела со своими указаниями для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям УПК. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания, но не более чем на 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – не более трех суток; 3) прекращении уголовного дела; 4) направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Информация о работе Отчет по практике в отделе Дознания при ОМВД России г.Ессентуки