Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:37, курсовая работа
Цель моей работы – рассмотреть основания освобождения от уголовной ответственности. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть различные определения уголовной ответственности и условия её наступления;
проанализировать виды освобождения от уголовной ответственности.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1.Уголовная ответственность и условия освобождения от неё ……….. 5
2.Виды освобождения от уголовной ответственности ………………… 11
2.1.Перечисление видов освобождения от уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ……………………………………………………
11
2.2.Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием …………………………………………………………………
11
2.3.Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим …………………………………………….
16
2.4.Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности …………………………………………………………..
18
2.5.Освобождение от уголовной ответственности актом об амнистии .. 25
2.6.Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия …
28
Заключение ………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы …………………………………… 37
2.6.ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
В
законодательстве указанно, что возрастная
категория лиц достигших
Впервые совершив преступление небольшой или средней тяжести, подросток обязательно подлежит освобождению от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным УК РФ и, в первую очередь, с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 — 91 УК).
По сравнению с ранее действующим законодательством (ч. 3 и 4 ст. 10 УК РФ 1960 г.) УК РФ 1997 г. значительно расширил возможности освобождения несовершеннолетних правонарушителей от уголовной ответственности с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия, уточнил основания их применения, особенно относящиеся к тяжести совершенного подростком преступления. Теперь, в соответствии с ч.1 ст. 90 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия допускается как в случае совершения ими преступлений небольшой, так и средней тяжести. Если учесть, что таких преступлений по УК РФ около 70 %, то можно представить, какие надежды возлагает законодатель на этот вид освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.
Конечно,
совершаемые подростками
В
преступлениях
При определении общественной опасности совершенного подростком преступления особое значение приобретает учет отягчающих и смягчающих обстоятельств.
Поскольку,
прекращение уголовно-правовых отношений
с применением к
В
соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством (ст. 8 УПК РФ), вопрос
о возможности исправления
В ст. 90 и 91 УК РФ предусмотрено несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия, которые образуют определенную систему, построенную по принципу от менее строгих к более строгим. И хотя применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему ограничивает его правовое положение, они не являются уголовным наказанием и не порождают судимости. Самой мягкой принудительной мерой воспитательного воздействия является предупреждение. Предупреждение несовершеннолетнего, как принудительная мера воспитательного воздействия - должно включать разъяснение вреда, причиненного деянием, и последствий повторного совершения преступлений.
Кроме того, разъясняются последствия неисполнения примененных к нему воспитательных мер, которые могут быть отменены с наступлением уголовной ответственности. Необходимость такого разъяснения вытекает из ч. 4 ст. 90 УК. Предупреждение должно также включать порицание действий несовершеннолетнего при совершении правонарушения, а при необходимости и порицание его поведения в более широком плане, когда речь идет об аморальном поведении, не запрещенном нормами права.
Применение указанной меры воспитательного воздействия носит разовый характер, поэтому для большей эффективности ее целесообразно сочетать с другими мерами, например с передачей под надзор родителей.
Более строгой принудительной мерой воспитательного воздействия является передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа.
Специализированным
государственным органом, на который
возлагается исполнение принудительных
мер воспитательного
Существенной принудительной мерой воспитательного воздействия является возложение обязанности загладить причиненный вред. Эта мера возлагается на несовершеннолетнего правонарушителя с учетом его имущественного положения и наличия у него соответствующих трудовых навыков (п. 3 ст. 91 УК).
На наш взгляд, в законе следовало бы определить размер причиненного вреда, подлежащего возмещению несовершеннолетним, и раскрыть понятие имущественного положения подростка. Имущественное положение несовершеннолетнего должно определяться его заработной платой, получаемой за постоянную или временную работу, а также стипендией, пенсией и т.д.
Поскольку
обязанность загладить
В соответствии с действующим уголовным законодательством (ст. 90, 91 УК) суд может ограничить досуг несовершеннолетнего правонарушителя, установить особые требования к его поведению. Это значит, что предусматривается запрет на посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также, требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Могут быть установлены и другие ограничения к поведению несовершеннолетнего, не указанные в законе, однако эти ограничения недопустимо превращать из меры воспитательного воздействия, в меру наказания, например, в виде домашнего ареста или лишения несовершеннолетнего возможности обычного общения со своими сверстниками. В то же время дополнительные, помимо указанных в законе, конкретные меры не должны содержать таких рекомендаций, как, например, требование не пропускать уроков в школе или не опаздывать на работу.
Разумеется, столь широкий круг требований к поведению несовершеннолетнего предполагает действенный контроль со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и специализированного государственного органа. Только таким путем возможно достижение исправления несовершеннолетнего без привлечения к уголовной ответственности.
Следовательно, соблюдение подростком требований той или иной принудительной меры воспитательного воздействия, назначенной судом, является необходимым условием его освобождения от уголовной ответственности. В случае систематического неисполнения освобожденным от уголовной ответственности несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия ч. 4 ст. 90 УК РФ допускает возможность отмены этой меры и привлечения лица к уголовной ответственности. Этим подчеркивается фактически условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.11
Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, следует понимать нарушение (неисполнение) возложенных на него обязанностей более двух раз. Учитываться должны только такие нарушения, которые зафиксированы специализированным государственным органом, на который возложено исполнение принудительной меры воспитательного воздействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди актуальных проблем, возникших в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффективности уголовно - правовых мер борьбы с преступностью к лицам, совершивших преступления. Уголовно - правовые отношения могут реализовываться в различных формах, в т. ч. и с освобождением лица от уголовной ответственности. По данной проблеме исследовался нормативный материал, научная литература и периодические издания. В результате чего можно сделать следующие выводы.
При рассмотрении данной темы было выяснено, что освобождение от уголовной ответственности есть отказ суда от вынесения обвинительного приговора в отношении лица, виновного в совершении преступления, и связанного с этим применения к нему уголовно – правовых санкций (наказания).
Одной из приоритетных проблем данной работы, является рассмотрение основания освобождения лица от уголовной ответственности. Вместе с тем, для прекращения уголовно – правовых отношений, вовсе недостаточно установления степени тяжести преступления. Необходимо так же, чтобы и лицо, совершившее преступление, можно было исправить без привлечения к уголовной ответственности. Такое действие в отношении правонарушителя, допускается законодателем уже в силу совершения преступления (впервые) небольшой или средней тяжести. Хотя, в ряде случаев, из - за повышенной социальной запущенности правонарушителя, его исправление без применения мер уголовно-правового воздействия, за вышеназванную категорию преступлений, может исключаться.
Поэтому,
решая вопрос о прекращении уголовно-
Переходя к основополагающему вопросу о видах освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, можно констатировать, что эти виды, а именно: «освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием», «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим», «освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки», «освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия». Вышеперечисленные виды, непосредственно не связывают освобождение от уголовной ответственности лица совершившего преступление, с возможностью его исправления без применения уголовного наказания, т.е. с достижением основной цели уголовного наказания.
Информация о работе Освобождение от уголовной ответственности: понятие, виды