Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:32, курсовая работа
Данная работа посвящена рассмотрению особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних. Она состоит из 4 глав, в которые включены: история развития уголовного законодательства по делам несовершеннолетних, производство по уголовным делам, наказание, освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних, заключения и библиографии. Данная проблема актуальна в современном обществе. Подрастающее поколение – это будущее нашего государства. Поэтому подростки с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей должны стать объектом повышенного внимания и заботы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава i.История развития уголовного законодательства по делам несовершеннолетних в России…………………. 6
Глава ii. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних………………………………………………13
§1.Порядок производства по делам несовершеннолетних………13
§2. Осуществление уголовного судопроизводства по делам
несовершеннолетних……………………………………………….15
ГЛАВА III. НАКАЗАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………...22
§1.Виды наказаний………………………………………………….22
§2.Пределы наказаний …………….………………………………..27
Глава IV. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности…………………………………….31
Заключение………………………………………………………………35
библиография………………
Курсовая работа
Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава i.История развития уголовного законодательства по делам несовершеннолетних в России…………………. 6
Глава ii. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних………………………………
§1.Порядок производства по делам несовершеннолетних………13
§2. Осуществление уголовного судопроизводства по делам
несовершеннолетних………………………………
ГЛАВА III. НАКАЗАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………...22
§1.Виды наказаний………………………………………………….
§2.Пределы наказаний …………….………………………………..27
Глава IV. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности…………………………………….
Заключение……………………………………………………
библиография………………………………………………
Данная работа посвящена рассмотрению особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних. Она состоит из 4 глав, в которые включены: история развития уголовного законодательства по делам несовершеннолетних, производство по уголовным делам, наказание, освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних, заключения и библиографии. Данная проблема актуальна в современном обществе. Подрастающее поколение – это будущее нашего государства. Поэтому подростки с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей должны стать объектом повышенного внимания и заботы.
В настоящее время отмечается рост преступности несовершеннолетних. В последние годы число преступных деяний превышает 200 тыс. и составляет около 16 - 17% в структуре отечественной преступности. Среди преступлений несовершеннолетних преобладают имущественные посягательства (так, в 2001 г. кражи составили 58,6%, разбои и грабежи - 11,2%, вымогательство - 1,6%). На втором месте по степени их распространенности - насильственные деяния подростков (хулиганство - 6,8%, убийства, покушения на убийство, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью - 2,9%). Ряд преступных деяний (3,8%) связан с незаконным оборотом наркотических веществ.
В 1994 г. предано суду 111,4 тыс. подростков (около 50% от числа выявленных). Среди них: 94% юношей и 6% девушек, 24% четырнадцати- и пятнадцатилетних, 35% учащихся, 25% работающих, 38% не имеющих постоянных занятий, 27% совершивших преступления вместе со взрослыми или под их влиянием, 44,5% живших вне семьи или с одним родителем, 41% находившихся на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних и свыше 14% - уже судимых.[1]
Раздел V УК РФ "Уголовная ответственность несовершеннолетних" объединяет нормы, регламентирующие особые правила применения мер уголовно-правового характера в отношении лиц, не достигших 18 лет. Закрепление в уголовном праве специальных норм об ответственности несовершеннолетних основано на принципах справедливости и гуманизма, вытекает из положений Конституции РФ об особой защите детства со стороны государства (ст. 38), соответствует международно-правовым обязательствам России (Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних - Пекинские правила).
Законодательное решение о выделении специальных норм, определяющих особенности уголовной ответственности подростков, свидетельствует о том, что наряду с общими, распространяющимися на всех лиц, совершивших преступления, условиями возложения уголовной ответственности в нашем государстве устанавливаются более гуманные условия несения такой ответственности и наказания несовершеннолетними субъектами. Согласно Конвенции о правах ребенка "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее". Уголовный кодекс РФ полностью основывается на данном международно-правовом положении.
Подобный проникнутый гуманизмом подход соответствует одобренной на 14-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г. Декларации прав ребенка, которая в своей преамбуле провозглашает, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту", а в восьмом принципе - что "ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь". Очевидно, положения этой Декларации применимы и к подросткам, силой обстоятельств вовлеченным в орбиту уголовной юстиции, и выступают своего рода международно-правовым основанием индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних преступников.
Глава I. История развития уголовного законодательства по делам несовершеннолетних в России.
Рассматривая уголовное законодательство России в историческом аспекте, можно отметить, что оно на большинстве этапов своего развития исповедовало принцип гуманизма в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, путем поиска средств исправления юных правонарушителей, не связанных с применением мер уголовной репрессии. Так, вскоре после Октябрьской социалистической революции в Декрете
СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывалось, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних».
Основная идея декрета — исправление несовершеннолетних правонарушителей прежде всего мерами воспитательного характера — нашла свое воплощение при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Статьей 13 Руководящих начал 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры. Такие же меры применяются к лицам переходного возраста от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Несовершеннолетние того же возраста, «действующие с разумением», т. е. сознавая общественную опасность своих действий, могли подвергаться мерам уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.
Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях», повысил возраст несовершеннолетних, дела о которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет.
К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые комиссии могли применять к правонарушителям-подросткам. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждении преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах перевоспитания, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.
Первые из них были созданы уже в 1918 г. Это были детские дома,
приемники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории.
Третья сессия ВЦИК первого созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних.
УК РСФСР 1922 г. вновь понизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц до 16 лет основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14—16 лет применялась в исключительных случаях по постановлениям комиссий по делам несовершеннолетних и только тогда, когда меры воспитательного характера не оказывали на правонарушителя надлежащего воздействия.
Основными началами 1924 г. были введены понятия «малолетний» и «несовершеннолетний» правонарушитель. В ст. 7 Основных начал указывалось, что к первым применяются лишь меры медико-педагогического характера. Ко вторым они подлежат применению тогда, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры судебно-исправительного характера. Определение возраста, с наступлением которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также
обязательные случаи привлечения несовершеннолетних к уголовной
ответственности, было отнесено к компетенции союзных республик. Деление на малолетних и несовершеннолетних производилось лишь теоретически, в законе отсутствовали сами эти понятия.
В ст. 12 УК (в ред.1935 г.) был дан перечень преступлений, за которые устанавливалась уголовная ответственность лиц, достигших к моменту
совершения преступления 12-летнего возраста.
В период с 1925 по 1931 г. большинство дел правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды предавалось около 10% дел.
Следующий, отличающийся от предыдущих период в развитии уголовного законодательства о несовершеннолетних начался с принятия постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних». Он продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более четкой по сравнению с ранее принимавшимися норма-
тивными актами разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой — резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с преступностью несовершеннолетних в ущерб мерам воспитательного характера.
Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Крайне важный в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних документ носил декларативный характер и не был подкреплен практическими мерами по его обеспечению.
Был принят Закон от 7 апреля 1935 г., утвержденный постановлением ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», который резко понизил возраст уголовной ответственности за ряд наиболее
распространенных среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет стали привлекаться к уголовной ответственности с применением всех мер уголовного наказания подростки, совершившие кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.
Ст. 12 и 22 УК РСФСР 1926 г., в которые трансформировался Закон от 17 апреля 1935 г., позволяет сделать вывод, что исключительная мера наказания — расстрел, в соответствии с Законом, не могла применяться к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент совершения преступления. Что же касается лишения свободы, предельным сроком которого было 10 лет для всех категорий лиц, совершивших преступления, то
оно могло применяться и к подросткам 12-летнего возраста. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. уголовная ответственность с 12-летнего возраста была установлена также и за действия, могущие вызвать крушение поезда. Возраст, с которого устанавливалась уголовная ответственность несовершеннолетних за все остальные
преступления, законодательно был установлен лишь Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 31 мая 1942 г. — 14 лет. Президиум
Верховного Совета СССР разъяснил также, что уголовная ответственность несовершеннолетних наступает как в случаях совершения преступления умышленно, так и по неосторожности.
Усиление мер уголовного принуждения без значительного улучшения всей воспитательной работы с подростками не способствовало сокращению преступности. Законом был отброшен весь накопленный ранее опыт применения мер воспитательного характера, основанный на положениях первых декретов. На установление уголовной ответственности с 12-летнего возраста скорее всего повлияла господствующая в то время точка зрения о принуждении как универсальном средстве борьбы с преступностью. Ошибочность принятого направления была очевидной для практических работников суда и прокуратуры. Не имея возможности применять к несовершеннолетним правонарушителям меры воспитательного характера, суды часто назначали наказания, связанные с краткосрочным лишением свободы. Это приводило к негативным последствиям. Осужденные подростки, общаясь при этапировании со взрослыми преступниками либо с неоднократно судимыми сверстниками, получали дополнительно отрицательное влияние и возвращались домой после отбытия наказания с большим грузом асоциальных взглядов, привычек, наклонностей, чем до осуждения. Народный комиссариат юстиции СССР, обобщив судебную практику, издал 15 апреля 1936 г. циркуляр «Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями, совершенными подростками», в котором рекомендовал судам проявлять особую внимательность при определении наказания несовершеннолетним. «Лишение свободы к лицам этого возраста, — указывалось в циркуляре, — должно применяться с исключительной осторожностью, только в случаях совершения ими особо социально опасных преступлений и, главным образом, к рецидивистам, а также неоднократно бежавшим из детских учреждений». К 1940 г. количество осужденных по сравнению с 1931 г. уменьшилось на 50%. Попытки смягчить чрезмерно жестокий закон путем принятия ведомственных циркуляров продолжались и в дальнейшем.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних