Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве. Установление возраста несовершеннолетнего.Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве. Несовершеннолетний как субъект преступления. Установление возраста несовершеннолетнего. Возраст как признак субъекта преступления. Особенности системы наказаний для несовершеннолетних. Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их назначения. Виды наказаний для несовершеннолетних.Особенности назначения наказаний для несовершеннолетних.Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним как альтернативы уголовной ответственности или наказанию.Особенности исчисления сроков давности и погашения судимости у несовершеннолетних.

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве. Установление возраста несовершеннолетнего.______________________________________4
Раздел 1.1. Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве. Несовершеннолетний как субъект преступления._______________________4
Раздел 1.2. Установление возраста несовершеннолетнего. Возраст как признак субъекта преступления. _____________________________________5
Глава 2. Особенности системы наказаний для несовершеннолетних._______8
Глава 3. Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их назначения.______________________________________________________10
Раздел 3.1. Виды наказаний для несовершеннолетних.__________________10
Раздел 3.2. Особенности назначения наказаний для несовершеннолетних._17
Глава 4. Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним как альтернативы уголовной ответственности или наказанию._______________________________________________________19
Глава 5. Особенности исчисления сроков давности и погашения судимости у несовершеннолетних._____________________________________________21
Заключение_____________________________________________________23
Задачи__________________________________________________________25
Список используемой литературы_________________________________27

Работа содержит 1 файл

курсовая..doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Раздел 3.2. Особенности назначения наказаний  для несовершеннолетних.

Правила выбора несовершеннолетнему меры ответственности  за совершенное им общественно опасное  деяние основаны на положениях главы 10 УК РФ с особенностями, предусмотренными в главе 14 УК РФ, и касаются вопросов, связанных с его освобождением от уголовной ответственности, определения ему соответствующей меры воспитательного воздействия, назначения конкретного вида и размера наказания и установления порядка его исполнения. Назначая наказание несовершеннолетнему, суд, кроме обстоятельств, предусмотренных в ст. 60 УК РФ, должен учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности его личности, а также влияние на него старших по возрасту. При назначении наказания несовершеннолетним, совершившим преступления, закон требует неукоснительно проводить в жизнь принцип индивидуализации наказания. Это положение обязывает суд учитывать не только данные о личности подростка, но и условия, в которых может осуществляться его перевоспитание. Для индивидуализации наказания большое значение имеет установление степени вины лица, а именно таких моментов, которые характеризуют психическое отношение виновного к своим действиям и наступившему результату. Например, при совершении корыстного преступления суд, назначая наказание, учитывает как его значительную общественную опасность, так и личные качества виновного. 
Суд вправе дать указание органу, исполняющему наказание, учитывать при обращении с несовершеннолетним осужденным его психологические, социальные и иные особенности личности. Например, при назначении осужденному исправительных работ суд может рекомендовать проведение с несовершеннолетним воспитательных мероприятий, связанных с привлечением его к общественной жизни коллектива, приобщением его к спортивным занятиям на базе предприятия и т.д. Наказание несовершеннолетнему может быть назначено в пределах, установленных частями 2-6 ст. 88 УК РФ, независимо от числа совершенных им преступлений и числа судимостей.

Существует  ряд особенностей назначения наказания  несовершеннолетнему за неоконченное преступление. Так, срок лишения свободы за приготовление и покушение на тяжкие и особо тяжкие преступления исчисляется по правилам ст. 66 УК РФ, исходя из десятилетнего предела, установленного ч. 6 ст. 88 УК РФ. При назначении иных видов наказаний (штрафа, обязательных или исправительных работ, ареста) за покушение на преступление небольшой или средней категории тяжести следует исходить из пределов этих наказаний, предусмотренных ч. 2-5 ст. 88 УК РФ.

Суд при  решении вопроса о назначении несовершеннолетнему условного наказания, учитывает условия жизни осужденного, наличие семьи, характер отношений с ближним окружением по месту жительства, учебы или работы виновного, а также влияние самого факта осуждения на исправление виновного. Суд, назначая условное осуждение, наряду с обязанностями, перечисленными в п. 5 ст. 73 УК РФ, может возложить на виновного обязанность проведения досуга в кругу семьи, установив определенное время, когда ему запрещено находиться на улице и т.п. 
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие тяжкие или особо тяжкие преступления, предусмотренные ст. 208-210, 277, 295, 317 УК РФ, несут ответственность по другим статьям Уголовного кодекса - за убийство, причинение вреда здоровью или покушение на них, приготовление к разбою или разбойное нападение.
 
 

    Глава 4. Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним как альтернативы уголовной ответственности или наказанию.

Уголовный кодекс предусмотрел возможность освобождения несовершеннолетних от наказания или от уголовной ответственности в целом с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой альтернативные меры уголовно-правового принуждения, применяемые в рамках уголовного закона судом от имени государства к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях и тяжкие, когда исправление этих лиц возможно при помощи мер педагогического характера без назначения наказания или без привлечения к уголовной ответственности в целом. Из приведенного понятия следует, что меры воспитательного воздействия являются мерами государственного принуждения, применяются к лицам, не достигшим 18 лет, назначаются как альтернатива наказанию. В числе мер воспитательного воздействия уголовный закон называет следующие: предупреждение (ч. 2 ст. 90 УК); передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч. 2 ст. 90); возложение обязанности загладить причиненный вред (ч. 2 ст. 90); ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90); помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч. 2 ст. 92). Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что они основаны, прежде всего, на принципе убеждения. С их помощью до сознания несовершеннолетнего доводится недопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается отрицательная оценка их со стороны государства. Принудительный характер названных мер состоит в том, что правом их назначения обладают органы, наделенные властными полномочиями (суды). Поэтому меры воспитательного воздействия назначаются вне зависимости от воли несовершеннолетнего, а их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Кроме того, на принудительный характер воспитательных мер воздействия указывает положение ч. 4 ст. 90 УК РФ. В соответствии с ней в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия сочетают в себе действие методов убеждения и принуждения. Несовершеннолетнему могут быть одновременно назначены одна или несколько из перечисленных принудительных мер. Кроме того, эти меры могут быть применены как отдельно от уголовной ответственности несовершеннолетнего (ст. 90), так и в ее рамках (ст. 92). Такие возможности, предоставляемые уголовным законом, позволяют максимально учесть характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, а также оптимально обеспечить эффект воспитательного воздействия. Часть 1 ст. 92 установила возможность освобождения несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. При осуждении несовершеннолетнего к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления он может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, если исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.

Глава 5. Особенности исчисления сроков давности и погашения судимости у несовершеннолетних.

При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего  возраста,  в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК) необходимо учитывать  особенности сроков давности применительно  к  несовершеннолетним.  Согласно ст. 94 УК, в отношении их они сокращены наполовину. Таким образом,  подросток освобождается от уголовной ответственности,  если со  дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) один год после совершения преступления небольшой тяжести; 

б)  три  года после совершения преступления средней тяжести;

в) пять лет после совершения тяжкого  преступления;

г) семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.

      К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего  возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование. К иным особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в УК РФ отнесены особое регулирование сроков давности и сроков погашения судимости, а также применение при определённых условиях положений рассматриваемой главы о несовершеннолетних к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.

      Для несовершеннолетних сокращены наполовину как сроки давности привлечения  к уголовной ответственности, так  и сроки давности обвинительного приговора; по истечении этих сроков осуждённый по неисполненному приговору освобождается от наказания.

      Выше  уже указывалось, что сроки давности, установленные в ст. 78 и 83 УК, зависят  от тяжести преступления и одинаковы  по продолжительности для каждой категории преступлений. С учётом этого сроки давности для несовершеннолетних в каждом из названных случаев составляют: при совершении преступления небольшой тяжести - один год; при совершении преступления средней тяжести - три года; при совершении особо тяжкого преступления - семь лет и шесть месяцев (ст. 93 УК).

        Другой принцип  установлен в УК РФ для сроков погашения  судимости в отношении несовершеннолетних. В соответствии со ст. 95 УК РФ (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 48-ФЗ). Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости сокращаются. Соответственно равны шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы, одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести, трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

      Применение  положений главы 14 УК к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет допускается в исключительных случаях с учётом характера совершения преступления и личности виновного. Эти случаи определяются конкретной спецификой рассматриваемого дела. Она может относиться к обстоятельствам совершения преступления, а также к характеристике личности или условиям жизни. Положения гл. 14 УК к указанным лицам могут применяться только в исключительных случаях и подробно мотивироваться в приговоре суда. При этом необходимо оценивать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, условия его жизни. Представляется, что в этих случаях необходимы проведение психолого-психиатрической экспертизы и детальное изучение личности виновного (воспитание, взаимоотношения с родителями, с окружающими, контактность с друзьями, знакомыми, поведение в семье, школе, на работе и т.д.).

К таким лицам могут быть применены положения ст. 87-95 УК, за исключением помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию (ст. 96 УК). Если судом при постановлении приговора применялись положения гл. 14 УК, то и при условно-досрочном освобождении такого лица от отбывания наказания должны применяться нормы ст. 93 УК, а при исчислении сроков давности погашения судимости или исполнения приговора - положения ст. 94 и 95 УК. 
 

Заключение

Из всех нарушений законности, допускаемых  несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, чётко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач. При этом совершается большое количество тяжких преступлений: умышленные убийства, бандитские налёты, разбойные нападения и грабежи. Около 80% всех преступлений совершено несовершеннолетними группами.

Несовершеннолетние  не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста. Речь идёт о воинских и должностных преступлениях, а также о некоторых преступлениях против порядка управления и правосудия. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних определяются не только возрастными и социально-психологическими условиями формирования личности, но и криминологическими её предпосылками и оценкой личности несовершеннолетнего как преступника. В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности. Во-первых, эта ответственность устанавливается при наличии социально-психологических предпосылок. Во-вторых, она сама как социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания. Вместе с тем криминологическая сторона вопроса влияет и не может не влиять на характер и объём уголовной ответственности несовершеннолетних. Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и слияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.

      Действующее законодательство закрепляет положение  о том, что граждане обязаны заботится  о воспитании детей, готовить их к  общественно-полезному труду, растить  достойными членами общества. Забота о воспитании молодёжи, в особенности  несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.

В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодёжи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление.

      Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках  в нравственном воспитании молодого поколения. Успех нравственного  воспитания зависит от многого:

    - от  создания здоровой моральной атмосферы как в масштабах общества, так и в отдельных коллективах, а также в семье;

    - от  органического сочетания массовой  и индивидуальной работы с  людьми;

    - создания  атмосферы непримиримости к любым  отклонениям от нормы нравственности.

      Задача  эта тем более важна, что речь идёт о формировании граждан правового  государства, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества. 
 

Задачи

1. В  данном случае приговор суда  не соответствует закону. Так  как в соответствии с ч. 2 ст. 88 УК РФ штраф может назначаться  до 50 тысяч рублей, а суд установил  размер штрафа в 55 тысяч рублей, руководствуясь при этом ч. 1 ст. 222 УК РФ. В данной статье указано, что штраф может назначаться до 80 тысяч рублей. При применении ст. 222 необходимо учитывать возраст лица, совершившего преступление. При принятии решения о взыскании штрафа с родителей, суд не учел их согласие. В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 №2: «В любом случае суд должен удостовериться в добровольности такого согласия и платежеспособности родителей или иных законных представителей, а также учесть последствия неисполнения судебного решения о взыскании штрафа».  

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних