Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:03, курсовая работа
Предупреждение и устранение указанных процессов, защита детей и подростков от негативного влияния, создание нормальных условий для их социально значимого развития должны стать ведущими направлениями в сфере предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних. Это обеспечит упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, коррекцию их личности на ранних стадиях деформации нравственного и правового сознания, применение мер административно-правового и уголовно-правового воздействия на подростков только в тех случаях, когда иные меры себя исчерпали. Реализация перечисленных подходов представляется возможной лишь при условии коренного преобразования совокупности органов, занятых социально-правовой охраной и предупреждением социальных отклонений несовершеннолетних, и решения вопросов научного, кадрового, правового, информационного обеспечения новой системы.1
Введение 3
1. Специфика уголовного судопроизводства по делам
несовершеннолетних 4
2.Особенности уголовной ответственности
и наказания несовершеннолетних при совершении ими преступлений…7
3. Применение и содержание принудительных мер воспитательного воздействия 11
4. Освобождение несовершеннолетних от наказания и уголовной ответственности 13
5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого - педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Органы управления образованием в пределах своей компетенции: контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних; осуществляют меры по развитию сети специальных учебно - воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ - интернатов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
Органы по делам молодежи в пределах своей компетенции: участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществляют организационно - методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений..
Социально - реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально - психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них предоставляют бесплатно социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним; принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно - просветительных и иных мер
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие: подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; подразделениям криминальной милиции органов внутренних дел; другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, доставляют несовершеннолетних в специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции: выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних.
Уголовно - исполнительные инспекции органов юстиции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.
Органы и учреждения,
исполняющие постановление
Исполнение постановления
1) центр временной изоляции для
несовершеннолетних
2) орган управления образованием
- в части предоставления
3) комиссия по делам
4) администрация специального
В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации проводятся законодательные работы, имеющие цель: устранить противоречия в правовом регулировании Конвенцией и законодательством Российской Федерации ряда важных юридических институтов, определяющих статус несовершеннолетних; восполнить существенные пробелы, имеющиеся в данном правовом статусе, обогатив его регламентацию за счет установленных данной Конвенцией и неизвестных нашему законодательству юридических прав, использование которых существенно расширит возможности позитивного формирования личности несовершеннолетнего (право на выживание и здоровое развитие, на достаточный уровень жизни и др.).
В связи с практической реализацией в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне в настоящее время прорабатывается вопрос о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних. Основополагающим принципом их деятельности должно стать положение Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях в отношении детей следует уделять особое внимание наилучшему обеспечению их интересов. Предполагается, что эти суды возьмут на себя как рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении брака, алиментах, лишении родительских прав и т. д.), так и судебное разбирательство дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков (вовлечение их в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения и др.).
УК РФ рассматривает в отдельной
главе вопросы уголовной
Одной из особенностей привлечения
несовершеннолетнего к
За отдельные преступления, перечень которых дан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста, по общим же правилам — по достижении шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК).
Несовершеннолетним считается лицо до исполнения ему восемнадцати лет. Это социальное и юридическое положение наступает на следующий день после восемнадцатого дня рождения лица. Например, лицо рождено 23 марта 1980 г., его совершеннолетие наступает в 0 часов 24 марта 1998 г. В таком же порядке исчисляется наступление четырнадцати и шестнадцати лет.
Несовершеннолетний, совершивший преступление, может быть признан виновным и ему может быть назначено наказание, в то же время при совершении преступного деяния он может быть и освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
1 Криминология: Учебник /Под ред. Акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. — М.: Юрист, 1997.
2 Настольная книга судьи. М., 1972. С. 665—690.
3 См.: Гуковская Н. И., Долгова А. И., Минъковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974. С. 5—18.
4 Лубшев Ю. Ф. Адвокат в уголовном деле. М., 1997.
5 Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982.
6 Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под общ.ред. проф. А.С. Кобликова.- М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М),2000.- С.309-315
Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних