Особенности уголовной ответственности и наказания женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Для современной правовой системы Российской Федерации, находящейся в процессе реформирования, высокую научную актуальность имеет проблема выработки новых концептуальных подходов к уголовной ответственности и наказанию женщин с позиции гендерного равенства, устранения пробелов и коллизий в российском уголовном законодательстве по данному вопросу, исходя из требований Конституции РФ и норм международного права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3


Глава 1. Теория гендерной дифференциации наказания в российском праве…..6


1.1 История развития гендерного подхода к наказанию в российском и международном опыте………………………………………………………………6

1.2 Женщина как субъект уголовной ответственности…………………...13


Глава 2. Практический аспект гендерной дифференциации уголовной ответственности……………………………………………………………………22


2.1 Правовое регулирование отсрочки от отбывания наказания…………22

2.2 Особенности назначения, порядок и условия отбывания наказания...29

2.3 Учреждения уголовно-исполнительной системы для отбывания наказания в виде лишения свободы для осужденных женщин…………………36


Заключение…………………………………………………………………………40


Список использованной литературы и нормативно-правовых актов…………..

Работа содержит 1 файл

Особенности уголовной ответственности и наказания женщин.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Курский государственный университет» 
 

Факультет Юридический

Очная форма обучения

Специальность 021100 (030501) Юриспруденция

Кафедра уголовного права и процесса 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

«Особенности  уголовной ответственности и  наказания женщин» 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 00 группы

Иванов  И.И

                                                                                 

Научный руководитель:

ассистент

Гребеньков  А.А. 
 
 
 

Курск 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Теория гендерной дифференциации наказания в российском праве…..6 

     1.1 История развития гендерного подхода к наказанию в российском и международном опыте………………………………………………………………6

      1.2 Женщина как субъект уголовной ответственности…………………...13 

Глава 2. Практический аспект гендерной дифференциации уголовной ответственности……………………………………………………………………22 

      2.1 Правовое регулирование отсрочки от отбывания наказания…………22

      2.2 Особенности назначения, порядок и условия отбывания наказания...29

      2.3 Учреждения уголовно-исполнительной системы для отбывания наказания в виде лишения свободы для осужденных женщин…………………36 

Заключение…………………………………………………………………………40 

Список  использованной литературы и нормативно-правовых актов…………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В современной Российской Федерации  в связи с демократическими преобразованиями особую актуальность приобретает гендерная проблематика.

      Гендер (от англ. «род») понимается как одна из важных граней социальных отношений и включает три группы характеристик: биологический дол, полоролевые стереотипы, распространенные в обществе, а также так называемый «гендерный дисплей» - предписанные обществом нормы мужского и женского действия и взаимодействия во всем многообразии их проявлений1.  Другими словами, гендер - это широкое, многоаспектное понятие, включающее не только биологическую половую принадлежность индивида, но и его психологические, социальные и культурные особенности (условия воспитания, социальный статус и др.).

      Социальные  последствия биологической определенности индивидов законодатель не может  игнорировать. Так, репродуктивная функция  женщины (способность к беременности) не только не должна ущемлять определяемых законом ее прав как гражданки, но и учитываться, например, при реализации уголовной ответственности.

      Гендерный подход в уголовно-правовом смысле позволяет оценить эффективность современного законодательства: насколько полно оно отражает социально обусловленные особенности правового регулирования в зависимости от половых и статусно-семейных различий субъектов и позволяет отследить реализацию основных прав женщины в контексте прав человека.

      Ранее в советском государстве и  советской правовой системе «женский вопрос» признавался полностью решенным, равноправие полов объявлялось достигнутым, женщины имели равную с мужчинами степень вовлеченности в общественно-политическую и экономическую жизнь, а также равные гарантии уголовно-правовой защиты.

      В настоящее время в условиях становления  в России гражданского общества оказалось, что система правовой защиты женщин далеко не идеальна и не выдержала  проверку временем. Отсутствие такой  защиты особенно проявляется при  рождении ребенка. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. В.В. Путин определил одной из главных задач решение демографической проблемы путем реализации «программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи»1.

      Уяснение  данного феномена и осознание  места уголовной ответственности и наказания женщин в контексте российского уголовного законодательства Российской Федерации представляется в этой связи весьма актуальным. Интерес к данной теме сегодня вполне закономерен и объясним возрождением духовного потенциала страны и изменением государственной политики по отношению к женщинам. Так, вслед за Конституцией РФ 1993 г., которая закрепила в ст. 19 равенство прав мужчин и женщин, был принят ряд нормативных актов, направленных на обеспечение равенства прав женщин: Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 г. «Об очередных задачах государственной политики в отношении женщин»; Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. «О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.»; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» и другие2.

      Одной из причин такого внимания общества к  «женскому вопросу» можно назвать  признание Конституцией РФ норм международного права, в том числе закрепляющих равные права мужчин и женщин, в частности, ст. 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 3 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» и ст. 3 Международного пакта «О гражданских и политических правах». Положения названных документов ООН получили свое развитие и конкретизацию в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., а в дальнейшем в итоговых документах Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.), Всемирной встречи в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.), Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) и др.3

      Кроме того, за последнее десятилетие во всем мире по инициативе Организации Объединенных Наций существенно возросло понимание важности учета гендерной проблематики; были разработаны стратегические меры по обеспечению гендерного равенства и осуществлению учета гендерных аспектов во всех сферах общественной жизни; активизировались исследования по гендерной проблематике в различных областях.

      Для современной правовой системы Российской Федерации, находящейся в процессе реформирования, высокую научную  актуальность имеет проблема выработки  новых концептуальных подходов к  уголовной ответственности и наказанию женщин с позиции гендерного равенства, устранения пробелов и коллизий в российском уголовном законодательстве по данному вопросу, исходя из требований Конституции РФ и норм международного права.

      Предметом данной работы выступают нормы российского уголовного законодательства на разных этапах его развития и практика его применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теория гендерной дифференциации наказания в российском праве 

1.1 История развития  гендерного подхода  к наказанию в  российском и международном опыте. 

      Особенности социально- правового статуса субъектов разного пола выделялись исторически. Вместе с тем, как правило, обоснований данного разделения в нормативно-правовых документах не производилось, так же, как не давалось толкований этому явлению и в иных официальных источниках. В Русской Правде (Краткая редакция, ХI век), вообще не существует дифференцирования субъекта преступления и потерпевшего по половому признаку, исходя из чего можно сделать два противоположных вывода4.

      Первый: данное обстоятельство свидетельствует, скорее всего, о равном правовом положении и ответственности всех граждан древней Руси (этот принцип отражен в более поздних источниках права), а второй заключается в том, что, возможно, в таких случаях применялись особые меры, возможно с уголовными наказаниями не связанные. Так, в части 1, где устанавливается ответственность за убийство, сказано: «Если муж убьет мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны брата, или племянник со стороны сестры; если никто не будет мстить, то взыскивается 40 гривен за убитого». Отсутствие упоминания о женщине в данном случае скорее говорит о равной ее ответственности.

      С другой стороны, есть примеры ничтожно малой оценки «стоимости» жизни женщины: в том же историческом источнике установлен «штраф» за убийство рабыни-кормилицы (единственное упоминание о представительницах женского пола), за которое взыскивается 12 гривен, если же «пихнет муж мужа от себя или к себе, то должен платить 3 гривны»

      Немного позднее, Пространная редакция Русской Правды (Суд Ярослава Владимировича, ст. 88) установила в единичных положениях особенности, связанные с половой принадлежностью субъекта и потерпевшего: «Если кто убьет свободную женщину, то подлежит такому же суду, как и убийца свободного мужчины, но если убитая была виновата, то взыскать с убийцы полвиры, то есть 20 гривен…»5. Показательно, что в отношении убитого мужчины- потерпевшего такого правила не установлено (таким образом, даже если он был и виновен в совершении против него убийства, обойтись денежной компенсацией, выплачиваемой виновным, было невозможно). Это подтверждает существование в древней Руси более высоких приоритетов социально-правового статуса мужчины по сравнению с женским.

      Показательно  более гуманное отношение к актам женского насилия в сравнении с насилием в отношении женщины. Например, в Уставе Ярослава (ст. 30) сказано, что если жена мужа бьет, то митрополиту уплачивает 3 гривны, но если муж бьет жену – то принуждается к уплате 12 гривен6. Таким образом, общественное мнение, отраженное в этих нормах, раскрывало свое понимание значительно большей опасности мужской насильственной преступности, отличие мотивов агрессивного поведения мужчин от тех, которыми руководствуются женщины при подобных преступлениях. Достаточно сурово (на этом фоне) каралось насилие женщин в отношении друг друга: «Если две жены бьются – митрополиту 60 гривен, или 6 гривен невиноватой». По мере укрепления социального неравенства и отражения этого процесса в законодательстве, усиливается и дифференцирование преступников и потерпевших одновременно как по гендерному признаку, так и принадлежности к определенной социальной группе.

      Например, в «Правосудии митрополита» (XIII век) четко разделяется уголовная ответственность и наказание за изнасилование женщин разных сословий. В ст. 7 установлены следующие суммы штрафов за данное преступление, совершенное: в отношении боярской жены – 5 гривен золота, «меньших бояр дочь» – одна гривна, «добрых – 30 гривен серебра, а нарочитых – 3 рубля»7. Позже, в таком источнике как Соборное Уложение 1649 года, отношение к женщине – субъекту преступления, резко ужесточилось. Это отражено, например, в отношении законодателя к женщине, совершившей убийство или отравление мужа – «казнить ее закапыванием в землю, даже если у них дети, и держать ее в земле пока не умрет» (ст. 14).

      Фактически, не отличались уголовные наказания  по своей жестокости во времена Ивана Грозного, когда женщин также колесовали и четвертовали, применяли к ним изощренные пытки8.

      УК  РСФСР 1960 года представляет собой фактически первый цивилизованный нормативно- правовой акт, очевидно отразивший гендерный подход законодателя к регламентации уголовной ответственности и наказания субъекта преступления. Его содержание позволяет выявить и охарактеризовать те гендерные особенности, которые послужили основанием установления специальных правил применения уголовного закона, вытекающих из признака половой принадлежности лица.

      УК  РСФСР 1960 г., в ст. 23, запретил применение смертной казни – расстрела – к женщинам, «находившимся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения приговора, к моменту исполнения приговора» (наряду с лицами, не достигшими 18 лет, и мужчинами старше 65 лет)9. Таким образом, в целом данный вид наказания теоретически применялся и к женщинам. В современном УК РФ применение смертной казни к женщине недопустимо даже теоретически.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания женщин