Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:55, дипломная работа
В условиях роста преступности в последние годы в России увеличивается и преступность несовершеннолетних. Если в 1989 г. по данным МВД РФ, было зарегистрировано 159976 преступлений несовершеннолетних, то в 1996 г. – 209777. Доля преступности несовершеннолетних в общей структуре преступ-ности составляла соответственно 9.5% в 1989 г., 12% в 1996 г. 1
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие уголовной ответственности и наказания . . . . . . . . 8
Глава II. Особенность уголовной ответственности несовершенно-
летних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
§ 2.1. История развития уголовного законодательства об
ответственности несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . 28
§ 2.2. Особенности уголовной ответственности несовер-
шеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
§ 2.3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Глава III. Особенности наказания несовершеннолетних . . . . . . . . . . . 53
§ 3.1. Сущность, цели и принципы наказания несовершен-
нолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
§ 3.2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолет-
ним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
§ 3.3. Особенности применения наказания несовершен-
нолетним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних определяются не только возрастными и социально-психологическими условиями формирования личности, но и криминологическими её предпосылками и оценкой личности несовершеннолетнего как преступника.
В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности. Во-первых, эта ответственность устанавливается при наличии социально-психологических предпосылок. Во-вторых, она сама как социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания.
Вместе с тем криминологическая сторона вопроса влияет и не может не влиять на характер и объём уголовной ответственности несовершеннолетних. Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и слияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.
Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодёжи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.
В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодёжи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление.
Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном воспитании молодого поколения. Успех нравственного воспитания зависит от многого:
Задача
эта тем более важна, что речь идёт о формировании
граждан правового государства, которые
сами призваны создавать законы, обеспечивать
их исполнение, совершенствовать законодательство,
участвовать в управлении делами государства
и общества.
Список использованной литературы
Нормативные
акты
УК РФ
Постановление Пленума Верховного Суда СССР “О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность” от 3 декабря 1976 г. “С последующими изменениями” // БВС СССР. 1977 г. №1. С. 19
Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декабря 1990 г. №5 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность” // БВС РФ. 1991. №3.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 в редакции от 21 декабря 1993 г. “О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы”.
Сборник
постановлений Пленумов Верховных Судов
СССР и РСФСР по уголовным делам - М., 1996.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних